Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы, является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины и развитие практических навыков применения теории к реальной деятельности предприятий и организаций. К основным задачам данной курсовой работы являются: изучить теоретические положения, справочную и научную литературу по избранной теме; собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа; изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования; провести анализ данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;
Введение…………………………………………….………………………….2
1.Теоретические основы социально-психологических методов.…………..4
   1.1 Группа социально-психологических методов…………….…………..4
   1.2 Социально-психологический климат в коллективе…………………..5
   1.3 Социологические  методы управления………………………………...6
   1.4 Психологические  методы управления………………………………..12
2. Социально-психологический метод (практический опыт)……………...28
   2.1 Организационная  структура ОАО «ЛУКОЙЛ»……………………..28
   2.2 Анализ используемых социально-психологических
   методов и их эффективность………………………………………………29
   2.3 Проблемы управления  персоналом на предприятии………………..31
3. Рекомендации и выводы…………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………….34
Список используемых источников…………………………………………..37
Выполнение каждого задания 
следует обязательно 
Если предлагаемое сотрудником 
самостоятельное решение 
Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедленно отметить. Можно благодарить подчиненного в присутствии других сотрудников. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают и не ценят успехов в работе.
Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее своего руководителя, этого не является чем-то отрицательным; хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
Не нужно делать подчиненному, совершившему незначительный проступок, замечания в присутствии других лиц, сотрудников или подчиненных; унижение человека - не лучший способ воспитания.
Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет критика их ошибок с указанием, от каких недостатков могут происходить подобные ошибки. И уж тем более не нужно указывать на эти недостатки в человеке - он должен сделать все выводы сам.
В конфликтной ситуации губительным будет применение резких, оскорбительных слов (если ситуация может быть разрешена без них).
Очень важно: искра уважения и тем более симпатии, зароненная руководителем в душу подчиненного способна зарядить его на самоотверженную творческую работу, не считаясь со временем.
Точное формулирование своих 
мыслей: в манере говорить проявляется 
профессиональная грамотность, управленческая 
компетентность, общая культура. Легко 
очерченная и сформулированная мысль 
располагает к общению, избавляет 
от потенциальной возможности 
Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение. Иногда полезно высказывать замечания в форме вопроса: "Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?" или "Как, по-вашему …"
Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каждого из подчиненных - хорошее средство завоевания авторитета и объединение работников в единую группу.
Доверчивость и недоверчивость 
- это важнейшее качество личности, 
от которого зависит социально-
Делегирование полномочий стимулирует 
раскрытие способностей, инициативы, 
самостоятельности и 
В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений. Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений.
Частыми причинами конфликтов являются:
Сплочение коллектива предполагает, прежде всего, выявление причин конфликта и проведение соответствующей профилактической работы, которая может вестись по следующим направлениям:
Однако полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Без конфликтов, как правило, не обходится ни один коллектив. Более того, конфликты имеют наряду с отрицательными последствиями и положительные. Они помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации - о недостатках в организации труда, быта, управлении производством. Поэтому очень важно, чтобы столкновение взглядов, позиций конфликтующих не отдаляли их друг от друга, чтобы спорные вопросы разрешались и переставали быть спорными, чтобы конфликт не пошел по разрушительному пути. В этой связи особое значение приобретает поведение конфликтующих сотрудников, культура конфликта.
1.4 Психологические методы управления
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов, показана на рис. 1. Дадим их характеристику.
Психологическое планирование 
составляет новое направление в 
работе с персоналом по формированию 
эффективного психологического состояния 
коллектива предприятия. Оно исходит 
из необходимости концепции 
К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим:
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной 
карьеры на основе 
- рост интеллектуальных 
способностей членов 
- формирование корпоративной 
культуры на основе норм 
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Отрасли психологии и знание 
их методов исследования позволяют 
сделать правильный анализ душевного 
состояния людей, построить их психологические 
портреты, разработать способы устранения 
психологического дискомфорта и 
формировать хороший климат коллектива. 
Психология является экспериментальной 
наукой, изучающей отношения 
В центре внимания психоанализа 
психические процессы и мотивации 
влечений человека, прежде всего душевных 
и сексуальных. Психология труда 
изучает психологические 
Рис. 1. Элементы, регулируемые психологическими методами человека.
Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16-факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений 3. Фрейда, на основе классификации ролей поведения и др.
Темперамент является очень 
важной психологической 
Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул. Мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности, иногда ради других человек забывает себя. Типичными экстравертами в истории были Петр I, летчик В.П. Чкалов, в искусстве - киногерои Ч. Чаплина.
Интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в разговоре. Типичные интроверты И. Сталин и чеховский "человек в футляре".
Характеры с точки зрения отношения человека к внешнему и внутреннему миру можно рассмотреть по отношению к окружающей действительности и к другим людям (позитивное, нейтральное, негативное), по отношению к себе (завышенное, нормальное, заниженное) и к работе (учебе).
Направленность личности 
является важной психологической 
Интеллектуальные способности 
характеризуют возможности 
Методы познания представляют 
собой инструменты, с помощью 
которых человек изучает 
Индукция представляет собой умозаключение от частного к общему на основе исследования разнообразных фактов и событий, по результатам которого разрабатывается гипотеза (общее утверждение) об определенной закономерности. Дедукция, наоборот, представляет собой умозаключение от общего к частному, когда выдвигаются гипотезы (правила, принципы) в форме абсолютной истины, из которых делается вывод о частных закономерностях. Примером применения методов индукции и дедукции является разработка философии предприятия.
Познание действительности осуществляется путем ощущения и восприятия внешнего мира и информации. Они являются предметом психологии, и существуют специальные методы их развития. Философия рассматривает познание как процесс от живого созерцания до абстрактного мышления.