Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:46, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ применения социально-психологических  методов в управлении организацией на примере ЧУП «ХХХ».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:
определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
изучить специфику социально-психологических методов управления;
рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом;.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...  3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…….  5
Сущность и методы  управления персоналом туристического предприятия……………………….................................................... 5
Социально-психологические методы управления …………8
Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе ……………………………………………………….11
Зарубежный опыт создания комфортного психологического климата в коллективе………………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЧУП «ХХХ»…………………………………………………………………………18
2.1 Краткая характеристика  ЧУП «ХХХ»…………………….18
2.2 Организационная структура  ЧУП «ХХХ»………………..21
2.3 Анализ социально-психологического  климата в ЧУП «ХХХ»……………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36
- психастенический (люди с таким 
характером склонны к 
- застревающий (таким людям свойственно властолюбие, эгоизм, стремление показать себя. Обычно это черствые и злопамятные люди, с трудом усваивающие все новое),
- конформный (люди с этим типом 
характера несобранны, быстро теряются, 
опускают руки, могут успешно 
действовать только тогда, 
- неустойчивый (в этом случае 
отсутствуют твердые 
- циклоидный (у таких людей большие 
перепады настроения и деловой 
активности. Это обусловлено биологически, 
поэтому таких подчиненных 
Примерно 50-60% людей вписываются в эту схему, а характеры остальных представляют комбинации этих типов. При выборе методов руководства следует учитывать эти индивидуальные особенности работников.
Таким образом, чтобы воздействие 
на коллектив было наиболее результативным, 
необходимо не только знать моральные 
и психологические особенности 
отдельных исполнителей, социально-психологические 
характеристики отдельных групп 
и коллективов, но и осуществлять 
управляющее воздействие. Для этих 
целей применяются социально-
1.3. Создание оптимального 
социально-психологического кли
Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива туристического предприятия является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и привлечения клиентов. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда [17].
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающегося всего коллектива;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу [13, c. 310] .
Индивидуально-психологические 
Говоря о важном формирующем 
влиянии неофициальных 
Одной из наиболее точных индикаторов 
социально-психологического климата 
является преимущественное настроение 
ее членов. Господствующее настроение 
в коллективе во многом определяет 
социально-психологический 
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления [19]. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К ним относится:
Роль непосредственного 
руководителя и влияние администрации 
огромна в создании благоприятного 
социально-психологического климата. 
Именно эти представители управления 
призваны самым активным образом 
участвовать в постоянном, устойчивом 
воспроизводстве таких 
1.4 Зарубежный 
опыт создания комфортного 
Значительный интерес представляет изучение зарубежного опыта использования различных методов управления для создания комфортного психологического климата.
В практике управления персоналом 
в последние годы четко прослеживается 
переплетение разных его моделей: американской, 
японской и западноевропейской. В 
этом проявляется процесс 
В современной теории и практике управления персоналом на фирмах индустриально развитых стран доминируют два диаметрально противоположных подхода — американский и японский [20].
Американский — 
Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях основывается на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, разработки количественных выражений целей, какие имеют краткосрочный характер. Управленческие решения, как правило, принимают конкретные лица и несут ответственность за их реализацию.
Характерными условиями труда является:
- уменьшение объемов работы 
в центральных службах и 
- более широкий перечень 
профессий и должностных 
- переход на гибкие формы оплаты труда;
- объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы;
- проектно-целевые группы [12, c. 255].
Традиционно в индустриальных 
странах: Канаде, США как малые, так 
и большие предприятия 
Японская модель предусматривает 
начальное изучение сильных и 
слабых сторон личности работника и 
подбор для него соответствующего рабочего 
места (система «работник — 
Японская модель ориентируется на длинную перспективу работы на одном предприятии; на качество образования и личный потенциал рабочего; оплата труда определяется комплексно, с учетом возраста, стажа работы, образования и способностей к выполнению поставленного задания; участие работников в профсоюзах [11].
Основными принципами управления персоналом является:
- переплетение интересов 
и сфер жизнедеятельности 
- высокая зависимость 
работников от фирмы, 
- приоритет коллективным формам, поощрение трудовой кооперации в середине фирмы в рамках небольших групп;
- атмосфера равенства между работниками независимо от их должностей;
- поддержание баланса 
влияния и интересов трех 
В Японии не существует традиции 
распределения работников на три 
категории (высококвалифицированных, 
малоквалифицированных и 
Обе модели — американская и японская имеют как «плюсы», так и «минусы». Поэтому в мировой практике наметилась тенденция применения смешанной системы управления человеческими ресурсами.