Шпаргалки по "МенеджментуФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

Управление – это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Функции управления – это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления

Файлы: 1 файл

Менеджмент - читать.docx

— 104.90 Кб (Скачать файл)

  дублирование и несогласованность  указаний и распоряжений, получаемым работниками и нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

 

10. Линейно-функциональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.

Линейно-функциональные структуры управления сочетают преимущества первых двух структур. Доминирующими в них являются вертикальные (командные) связи, а функциональные органы управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей. Эти структуры обеспечивают разделение и кооперацию труда в управлении: принимают решения и осуществляют управляющее воздействие линейные органы управления, а функциональные руководители разрабатывают проекты решений. Здесь сильнее действует принцип единоначалия, устраняются условия для противоречивости распоряжений, выше уровень компетентности и ответственности, обеспечивается оперативность решений и эффективный контроль за их выполнением. Однако жесткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность каждого элемента структуры управления в выполнении в первую очередь только «своей» функции. При решении нестандартных, сложных задач возникает необходимость в частых согласованиях вариантов решений, что увеличивает загруженность линейных руководителей и сроки принятия решений.

Преимуществом линейно-функциональной структуры является ее простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

Недостатки усугубляются на практике за счет: несоответствия между ответственностью и полномочиями у руководителей разных уровней и подразделений; превышение норм управляемости у директоров и их заместителей;

формирование  нерациональных информационных потоков; чрезмерная централизация специфики работы различных подразделений; слабые связи между функциональными подразделениями; отсутствие необходимых нормативных и регламентирующих документов.

 

11. Линейно-штабная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.

Организация управления по линейно-штабной схеме предусматривает создание специализированных комплексных функциональных подразделений – штабов, подчиненных линейному руководителю и выполняющих функции совещательного органа. Такая структура обеспечивает оперативность и качество решений за счет их всестороннего обоснования, исключает противоречивые распоряжения. Однако новые задачи решаются недостаточно эффективно, требуются дополнительные затраты на создание специальных советов, коллегий, комиссий.

 

12. Дивизиональная структура управления: сущность, достоинства и недостатки.

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого; это совокупность работников управления с установленным порядком их соподчиненности и взаимосвязи; это состав и соподчиненность звеньев управления и отдельных работников.

В дивизиональных оргструктурах управления (от английского «division» – разделение, часть, отдел) деление предприятия происходит по трем признакам: продукту, потребителю и региону. Подразделения действуют как самостоятельные предприятия и подчиняются только центральному органу управления. Эти структуры повышают самостоятельность менеджеров и степень их ответственности, но не исключают дублирования.

Преимущества дивизионной структуры:

- она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

- обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;

- при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышении эффективности и качества производства;

- более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки дивизионной структуры:

- большое количество "этажей" управленческой вертикали; между рабочими и управляющим производством подразделения - 3 и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;

- разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;

- основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений и т. д.;

- дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры;

- в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

 

13. Система методов менеджмента, их классификация и содержание.

Методы  управления – это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей.

В зависимости от преобладания тех  или иных способов и средств воздействия  все методы управления подразделяют на три группы:

- экономические, основанные на сознательном использовании объективных экономических законов;

- социально-психологические, основанные на учете и использовании нематериальных интересов людей;

- административные, основанные на  ответственности подчиненных и  власти руководителя.

Экономические методы управления – это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических стимулов. Система экономических методов включает:

- планирование. С его помощью определяется  программа деятельности и развития  организации, ее структурных подразделений;

- финансирование. С помощью финансов  формируются пропорции распределения  вновь созданной стоимости, фонды  накопления и потребления, создаются  финансовые ресурсы для функционирования  и развития организации;

- кредитование. Оно предполагает  создание условий, побуждающих  предприятия рационально использовать  кредиты и собственные оборотные  средства, повышать рентабельность;

- ценообразование;

- экономическое стимулирование. Оно  основывается на использовании  принципов и методов оценки  и стимулирования повышения эффективности  труда на каждом рабочем месте,  применении системы оплаты труда  и материального поощрения работников, создании фондов заработной платы,  материального поощрения, научно-технического  и социального развития;

- хозяйственный расчет. Он означает, что предприятие должно покрывать  расходы доходами, работать рентабельно,  давать прибыль, соблюдать режим  экономии, вести хозяйственную деятельность  на основе самоокупаемости и  самофинансирования.

Социально-психологические  методы управления – это система  способов и приемов воздействия  на духовные интересы коллективов и  отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение  трудовой активности и раскрытие  личных способностей каждого работника. Их разделяют на социальные (методы социального исследования, нормирования,  планирования и регулирования, морального стимулирования); и психологические (методы комплектования малых групп, профессионального отбора и обучения, психологического побуждения к труду).

Административные  методы управления – это набор  приемов и способов прямого управленческого  воздействия на отношения людей  в процессе производства. В зависимости  от содержания их разделяются на организационные и оперативно-распорядительные. Виды организационного воздействия регламентирование (совокупность правил, определяющих порядок работы) и нормирование (установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы по соответствующим нормативам); инструктирование (воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работ).

Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется с помощью  приказов, распоряжений, решений.

 

14. Экономические методы управления: сущность и содержание.

Экономические методы управления – это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических (материальных) стимулов. Система экономических методов включает:

- планирование. С его помощью определяется  программа деятельности и развития  организации, ее структурных подразделений;

- финансирование. С помощью финансов  формируются пропорции распределения  вновь созданной стоимости, фонды  накопления и потребления, создаются  финансовые ресурсы для функционирования  и развития организации;

- кредитование. Оно предполагает создание условий,  побуждающих предприятия рационально  использовать кредиты и собственные  оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность  сочетания централизованного управления  с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию,  контролирует объективность кредита,  его целевой характер, срочность,  возвратность;

- ценообразование.  Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает цена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой – определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос;

- экономическое стимулирование. Как  метод управления оно основывается  на использовании принципов и  методов оценки и стимулирования  повышения эффективности труда  на каждом рабочем месте, применении  системы оплаты труда и материального  поощрения работников организации,  создании фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития;

- хозяйственный расчет. Он означает, что предприятие должно покрывать  расходы доходами, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, вести хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.

 

15. Социально-психологические методы управления: сущность и содержание.

Социально-психологические методы управления – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллективов и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Их разделяют на:

- социальные (методы социального исследования, нормирования,  планирования и  регулирования, морального стимулирования);

- психологические  (методы комплектования малых  групп, профессионального отбора  и обучения, гуманизации труда, психологического побуждения к труду).

Социально-психологические  методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают: воздействие руководителя на межколлективные отношения; изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;изучение условия включения в коллектив новых членов; изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда; учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива; влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива; влияние отдельной личности в коллективе; психологические основы авторитета личности.

В практике управления применяются различные  социологические методы и приемы исследований. Особое распространение  получили: метод научно-технических конференций; анкетирование; интервьюирование и личное наблюдение; социальный эксперимент;социальное стимулирование.

Информация о работе Шпаргалки по "МенеджментуФ"