Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 162.39 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования программ социального  развития. Способы удовлетворения социальных нужд. Методы социального управления. Планы 
социального развития организации

Главным источником финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры были целевые  централизованные капитальные вложения промышленных министерств и ведомств.

С 1936 г. на предприятиях устанавливается Единый фонд директора, формируемый из части прибыли  предприятия. Он предназначался для  финансирования строительства жилья  для работников предприятия и  создания условий культурно-бытового обслуживания производственного коллектива. 
В 1955 г. этот Фонд был преобразован в Фонд предприятия для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства.

Ограниченность  товаров и продуктов питания  в 30-е гг. способствовала организации  на предприятиях специальных систем отделов рабочего снабжения (ОРС), которые  осуществляли торговое и бытовое  обслуживание работников предприятия. На их долю к началу 1935 г. приходилась 1/5 часть всего объема 
розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли страны. С развитием ОРСов стали формироваться подсобные сельскохозяйственные отделения и подразделения бытового обслуживания на предприятиях.

Уже на первых этапах развития советского социалистического  общества появилось множество объектов социальной инфраструктуры в промышленности: жилые дома, предприятия общественного  питания, оздоровительные учреждения, клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки и т.п. Такая политика 
способствовала тому, что на предприятиях формировалась социальная инфраструктура с ориентацией на обеспечение притока работников в промышленность, их адаптацию к новым условиям производства и приобщению к культуре и городскому образу жизни.

Система социального  обеспечения сыграла важнейшую  роль в годы Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг.: она стала весьма существенным социальным механизмом, который помог нашему народу перенести  тяжелейшие испытания. Значение системы  социального обеспечения не только в том, 
что она обеспечивала удовлетворение потребностей (очень часто минимальных) работников, но прежде всего в том, что она ориентировала людей на взаимовыручку и взаимоподдержку.

С середины 50-х гг. наметился сдвиг в направлении  поддержки производственной демократии, возрождения принципа заинтересованности в результатах хозяйствования, усиления денежных стимулов к работе, упорядочения нормирования и оплаты труда. В целях  повышения производительности труда  как 
определенного условия роста общественного производства и, следовательно, народного благосостояния признавалось необходимым всемерно содействовать техническому перевооружению индустриальных секторов экономики и сельского хозяйства, поощрять изобретателей и рационализаторов.

В 60-е гг. получают широкое распространение такие  поощрения, как вручение почетных грамот, вымпелов, переходящихзнамен и других знаков трудового отличия, занесение имен передовиков соревнования в книги славы, награждение орденами и медалями, присвоение звания Героя Социалистического Труда и т.п.

К середине 80-х гг. в промышленности был накоплен значительный потенциал социальной инфраструктуры: существенное улучшение социально-бытовых  условий на производстве, рекреационной  сферы работающих и членов их семей, жилищной сферы и  сферы социально-бытового обслуживания работников предприятия.

В 12-й пятилетке (1985—1990 гг.) возможности предприятий  в области развития объектов социальной инфраструктуры и жилищного строительства  расширились за счет того, что при  недостатке средств фонда социального  развития (ФОР) Стройбанк СССР и Госбанк  СССР предоставляли предприятиям 
долгосрочный кредит в пределах 50% сметной стоимости строительства жилых домов и объектов соцкультбыта. Это позволило направлять из средств фондов социального развития предприятий на капитальное строительство до 40% всех капитальных вложений в 1989 г.

Более чем 20-летняя (с 1961 по 1985 г.) практика управления и  планирования развития социальной инфраструктуры предприятий, отраслей и регионов СССР отразила углубление социальных и расширение экономических функций предприятий. Особенно это касается разработки планов социального 
развития, системы показателей социальной инфраструктуры для оценки ее состояния и развития, системы социально-экономических нормативов развития предприятий, социальных паспортов объектов социальной инфраструктуры и др.

 

Социальная  деятельность организаций в США. Концепция качества трудовой жизни

Обзор опыта социального  управления имеет смысл начать с  США — государства, занимающего  лидирующие позиции в современном  мире. Правление социальным развитием  в компаниях США имеет свой опыт и свои традиции. США занимали первое место среди других стран  в области внедрения средств 
механизации и автоматизации производства, совершенствования технологий. До 70-х гг. ежегодно производительность труда в США устойчиво возрастала в среднем на 3%. Но затем обозначилось отставание — прежде всего от Японии. Среди причин, приведших к этому, не последнее место занимали 
социальные факторы: ослабление прежних мотивов к труду, распространение алкоголизма и наркомании, нарастание забастовочного движения и иных форм социального протеста, неудовлетворенность людей содержанием и условиями труда.

Так, входе социологических  исследований на предприятиях известной  корпорации «Дженерал моторе» о  своей неудовлетворенности заявили 76% рабочих и 57% служащих.

Концепция качества трудовой жизни Американские деловые  круги адекватно среагировали на вызов времени. Были приняты различные  меры, в том числе и по восстановлению авторитета протестантской трудовой этики. Но наибольшее влияние имело распространение  с середины 70-х гг. концепции качества трудовой жизни (КТЖ), суть которой —  прямая связь, с одной стороны, между  уровнем производительности труда  и, с другой стороны, степенью самореализации человека в 
профессиональной деятельности и удовлетворением его личных потребностей на данном предприятии.

Смысл КТЖ — совершенствование  трудовой мотивации, обеспечение разнообразия и обогащение содержания труда, полное использование интеллектуального, творческого и нравственного  потенциала работников.

Система КТЖ включает в себя комплекс ценностных ориентиров:

• самоактуализацию в профессиональной деятельности — организация создает условия, открывающие возможность работнику использовать и развить свои способности;

• перспективу роста — поддержание у работника уверенности в благоприятной для него трудовой деятельности, перспективе профессионального роста и служебного продвижения;

• вознаграждение за работу — соответствует принятым в стране стандартам достатка, дифференцированная оплата с учетом сложности и значимости различных видов работы;

• безопасность — обеспечение безопасных и здоровых условий труда;

• социальную защищенность — работник должен быть уверен «в завтрашнем дне», т.е. в том, что его жизненный уровень не снизится, он не потеряет работу, не утратит своих законных прав, будет защищен от произвола администрации и вмешательства в частную жизнь;

• морально-психологическую атмосферу — благоприятна для установления нормальных межличностных отношений на основе взаимопонимания и доверия, для расширения производственной демократии и социального партнерства;

• общественную значимость организации — источник гордости работника, его уверенности в том, что его работа, выполняемая наилучшим образом, полезна и нужна обществу;

• оптимальность труда — труд не является препятствием для досуга и отдыха, личностного роста и семейных отношений работника.

Впервые детальная  программа повышения КТЖ была разработана и внедрена в корпорации «Дженерал моторе». В настоящее  время КТЖ является социальным приоритетом  в системе стратегического планирования как отдельных предприятий, так  и различных гражданских сообществ, муниципальной 
и государственной власти.

Немаловажную роль КТЖ сыграла в преодолении  кризиса индустриализма. К 80-м гг. в США стабилизировалась производительность труда, страна усилила свои позиции  в конкурентной борьбе на мировом  рынке. Важную роль при этом сыграло  понимание специалистами в области  управления решающего значения социальной деятельности организаций в научно-техническом  и социально-экономическом прогрессе.

Важнейшими инструментами  социальной деятельности, влияющими  на успех компаний, являются:

• вовлечение персонала в управление (как один из способов усиления их сопричастности к делам фирмы);

• соглашения об участии в прибылях (такие соглашения заключены примерно с 20% рабочих и служащих).

Крупные фирмы выделяют средства на благотворительные цели — на развитие местных служб здравоохранения, устройство зон отдыха, развлекательных  и просветительских учреждений, поддержание  центров обучения, подготовки и переподготовки кадров. Данная деятельность выгодна  компаниям: 
во-первых, направляемые на благотворительность средства снижают налогооблагаемую базу предприятия, во-вторых, зта деятельность положительно влияет на уровень квалификации, здоровье и настроение сотрудников, что обусловливает успешную работу самой фирмы.

В целом США тратят на здравоохранение, образование, науку  и социальное обеспечение 20% своего ВВП. По уровню и качеству жизни в  рейтингах ООН США неизменно  выходят на первые места среди  других развитых стран. Так, по рейтингу 2000 г. США оказались третьими, уступив  только Канаде и 
Норвегии. В структуре денежных доходов среднего американца почти 65% занимает заработная плата, 12% —различные социальные выплаты (трансферты), 23% — поступления от вкладов в банки, облигаций и дивидендов по акциям.

Концепция социальной политики ФРГ. Принцип  «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной Европе

Наиболее представительным государством среди европейских  стран в области социального  управления является ФРГ Не всегда найдутся аргументы, подтверждающие, что  Германия развивалась по капиталистической  модели. Если рассматривать ее социально-экономическую  систему в истории XX в. с 
точки зрения ее геополитического положения, наличия всех видов ресурсов, характера обменных процессов в экономике, характера собственности, особенно с 1933 по 1945 г., то становится понятным, что слово «социалистическая» как одно из слов в названии правящей партии того времени вполне оправданно. Поражение Германии во Второй мировой войне явилось катализатором индустриального кризиса, вследствие чего Германия (как и Япония) раньше других стран вступила в постиндустриальную стадию, для которой характерна конвергенция социализма и капитализма. Поэтому социальная 
деятельность организаций и государства является важнейшей стратегией.

Основу социальной политики ФРГ составляет концепция, согласно которой успешное экономическое  развитие приводит к расслоению общества на бедных и богатых, поэтому государство  обязано гарантировать соблюдение основных прав человека и  социальную справедливость, а также способствовать экономическому росту, повышению производительности труда, созданию таких условий, которые стимулировали бы трудолюбие и предприимчивость.

Принцип «социальной  солидарности» Швеции

Ярким примером социальной деятельности государства и предпринимателей является Швеция, основу социальной политики которой составляет принцип «социальной  солидарности»: «сильный помогает слабому». Взимание налогов производится по прогрессивной  шкале и составляет в среднем  около 1/3 
зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий работников — 40%. Государство и общественные фонды обеспечивают фактически бесплатное здравоохранение и образование.

Самая низкая заработная плата в стране — 9—10 тыс. крон, самая  высокая — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение 1:5.

Социальное партнерство  в Западной Европе

Практика Германии, Швеции и других европейских стран  показывает, что социальная ориентированность  экономики требует дополнения системой мероприятий, обеспечивающих партнерское  сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с  работодателями, 
объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Специфическим видом  социального партнерства является трипартизм (т.е. состоящий из трех частей): к привычным партнерам — работникам и работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может 
осуществляться как регулярно, так и нерегулярно — лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический 
совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.

Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился его  кризис при рассмотрении и решении  социально-трудовых проблем. Однако после  острых дискуссий и забастовок начал  утверждаться «новый консенсус», подверглись  пересмотру формы сотрудничества, в 
частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий, в трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.

Особой формой социального  партнерства является социальный аудит, суть которого сводится к диагностике  причин возникновения социальных проблем, ревизии условий социальной среды  предприятия с целью выявления  факторов социальных рисков и разработки предложений по снижению их 
воздействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"