Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управлению персоналом"

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 162.39 Кб (Скачать файл)

Крупные фирмы выделяют средства на благотворительные цели — на развитие местных служб здравоохранения, устройство зон отдыха, развлекательных 
и просветительских учреждений, поддержание центров обучения, подготовки и переподготовки кадров. Данная деятельность выгодна компаниям: 
во-первых, направляемые на благотворительность средства снижают налогооблагаемую базу предприятия, во-вторых, зта деятельность положительно 
влияет на уровень квалификации, здоровье и настроение сотрудников, что обусловливает успешную работу самой фирмы.

В целом США тратят на здравоохранение, образование, науку  и социальное обеспечение 20% своего ВВП. По уровню и качеству жизни в  рейтингах ООН 
США неизменно выходят на первые места среди других развитых стран. Так, по рейтингу 2000 г. США оказались третьими, уступив только Канаде и 
Норвегии. В структуре денежных доходов среднего американца почти 65% занимает заработная плата, 12% —различные социальные выплаты 
(трансферты), 23% — поступления от вкладов в банки, облигаций и дивидендов по акциям.

Принцип «социальной  солидарности» Швеции

Ярким примером социальной деятельности государства и предпринимателей является Швеция, основу социальной политики которой составляет принцип 
«социальной солидарности»: «сильный помогает слабому». Взимание налогов производится по прогрессивной шкале и составляет в среднем около 1/3 
зарплаты, а у высокооплачиваемых категорий работников — 40%. Государство и общественные фонды обеспечивают фактически бесплатное 
здравоохранение и образование.

Самая низкая заработная плата в стране — 9—10 тыс. крон, самая  высокая — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение  1:5. 
Социальное партнерство в Западной Европе

Практика Германии, Швеции и других европейских стран  показывает, что социальная ориентированность  экономики требует дополнения системой 
мероприятий, обеспечивающих партнерское сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, 
объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно 
в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (Фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, 
регулирующих социально-трудовые отношения.

Специфическим видом  социального партнерства является трипартизм® (т.е. состоящий из трех частей): к привычным партнерам — работникам и 
работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может 
осуществляться как регулярно, так и нерегулярно — лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому 
принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический 
совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.

Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился его  кризис при рассмотрении и решении  социально-трудовых 
проблем. Однако после острых дискуссий и забастовок начал утверждаться «новый консенсус», подверглись пересмотру формы сотрудничества, в 
частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных 
договоренностей на уровень предприятий, в трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта.

Особой формой социального  партнерства является социальный аудит, суть которого сводится к диагностике  причин возникновения социальных проблем, 
ревизии условий социальной среды предприятия с целью выявления факторов социальных рисков и разработки предпожений по снижению их 
воздействия.

Для выработки знаний, пригодных для социально-групповых  взаимодействий, выбора направлений  и программ практических действий необходимо рассматривать структуру социально-трудовых отношений  в России конкретно-исторически  – как комплекс взаимосвязанных  основных (узловых) социально-трудовых проблем. 
Социальная (социально-экономическая) проблема – это осознанное расхождение (противоречие) между фактическим социально-экономическим положением социальной группы, социальной общности и тенденциями (перспективами) его изменения, с одной стороны, и конкретно-историческими интересами данной группы, общности, с другой. Иначе говоря: социальная проблема – специфическое восприятие данной структурной частью общества реального (объективного) противоречия. Проблемная структура социально-трудовых отношений есть структура противоречивости интересов в сфере труда. 
Узловые (ключевые, основные, ведущие, решающие, приоритетные) социальные проблемы – это те проблемы, которые охватывают системообразующие взаимосвязи, коренные потребности развития общественной системы. Узловые проблемы находятся в пространстве противоречия интересов основных, самых влиятельных участников социальных взаимодействий. В капиталистическом обществе каркасными являются взаимоотношения капитала и наёмного труда, а система общественных институтов включает в себя государство и негосударственные институты. Государству принадлежит (должна принадлежать) координирующая роль во всей системе институтов, демократическая государственность – базовая форма цивилизованного характера всей жизни капиталистического общества.  
Субъекты, взаимодействующие в общественной системе, видят проблемы системы по-разному, предлагают и пытаются применить разные способы их решения, стремятся к разным целям и хотели бы преобразовать саму систему по-разному. Такие крупные субъекты социально-трудовых отношений, как социальные группы (классы и др.), государственные и негосударственные структуры выдвигают свои программы преобразования социально-трудовых отношений на основе своих генеральных решений (стратегий), выстраивают свои приоритеты. Такой множественности стратегий, систем приоритетов и программ действий может и не быть или она может быть крайне неразвитой из-за зачаточности (или отсутствия) реальной многосубъектности общества, его недемократичности. Именно такова ситуация в современной России.  
Основные революционные завоевания, касающиеся социально-трудовых отношений в России, – провозглашение и оформление законами гражданских и социально-экономических прав и свобод, начавшийся слом прежних тоталитарных порядков. Однако реальная востребованность своих прав и свобод со стороны трудящихся крайне низка, а государство не защищает попытки самостоятельных действий трудящихся и не содействует им. Разрушительные процессы в социально-трудовой сфере России преобладали и преобладают, пересиливая созидательные. Разрушительные процессы проявились в деградации занятий населения, в низком использовании трудового потенциала страны, в падении трудовых доходов и в разрыве их связи с реальным эффективным вкладом, в неэффективной и концептуально бесперспективной организации рынка труда, в опасном разрастании теневого рынка труда и вообще теневых социально-трудовых процессов, в конфискационной политике государства, в дистрофирующей, бесперспективной модели социальной защиты. Вся система социально-трудовых отношений в России находится в системном кризисе – кризисе нежизнеспособности, бесперспективности. Стратегия и тактика нормализации положения в социально-трудовой сфере и выхода на траекторию благоприятных перспектив должна строиться, исходя из необходимости одновременного (а не последовательного) решения двух типов задач: а) пресечь разрушительные тенденции, ввести их в русло блокируемых процессов, осложняющих созидательное и здоровое развитие системы; б) создать жизнеспособную систему социально-экономических, в том числе социально-трудовых отношений, способную обеспечивать прогрессивное развитие на стабильной демократической основе.

83Отечественный  и зарубежный опыт решения  социально-трудовых проблем;

Научная организация  труда в России

В России начало становления  научной организации труда (НОТ) обычно связывают с именами известных  ученых — А.К. Гастева и ГШ. Керженцева НА Витке и др. Они убедительно доказали, что эффективность развития производства обеспечивается не только путем улучшения процесса 
использования предметов и орудий труда, но и такими факторами, как навыки, опыт, подготовка, сноровка работника, культура людей, их сознательное отношение к делу и удовлетворенность работой, созданием в трудовых коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы; что практика 
хозяйствования должна «считаться с человеком как активным фактором, а не пассивным элементом производственного процесса».

Еще в начале 20-х  гг. российские специалисты по НОТ  отметили ограниченность тейлоризма и  фордизма. Решая задачу «учиться работать», они настаивали на том, что под  научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его  условиями и факторами.

 Первый  опыт социального управления  в Советской России. Рабочий контроль  и социалистическое соревнование

Одним из первых массовых опытов управления социальным развитием  организаций можно считать введение рабочего контроля над производством  и распределением продуктов в 1917 г., после прихода к власти большевиков. Суть рабочего контроля была выражена следующим образом: «В интересах 
планомерного регулирования народного хозяйства во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и пр. предприятиях, имеющих наемных рабочих или же дающих работу на дом, вводится рабочий контроль над 
производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над финансовой стороной предприятия». Рабочий контроль реализовался через фабрично-заводские комитеты, советы старост и другие выборные учреждения, создаваемые рабочими. Решения этих органов были 
обязательными для владельцев предприятий, которые вместе с представителями рабочих должны были нести ответственность перед государством за порядок, дисциплину и охрану имущества. Предприятия, администрация и собственники которых препятствовали рабочему контролю, подлежали 
национализации. Введение рабочего контроля, изношенность технической базы и гражданская война существенно способствовали дезорганизации всей экономической 
системы; наметился резкий спад производства, произошло снижение производительности труда и обнищание основной массы населения. Советское правительство вынуждено было принимать экстренные меры. Комплекс экономических приоритетов был обнародован весной 1918 г. в статье В.И. Ленина «Очередные задачи Советской власти»:

• рост производительности труда;

• развитие материальной базы индустриального производства;

• повышение образовательного и культурного уровня населения;

• укрепление трудовой дисциплины;

• улучшение организации труда.

В качестве одного из инструментов повышения производительности труда было предложено «экономическое соревнование» (в дальнейшем получившее 
название «социалистическое соревнование»), которое основывалось на гласности, сравнимости результатов и практического повторения лучшего опыта, 
поощрении тех, кто больше и результативнее работает, наказании нарушителей дисциплины и дезорганизаторов трудового процесса. Признавалась 
полезной инициатива профсоюзов по использованию в новых условиях сдельной и премиальной форм оплаты труда, введению на национализированных 
предприятиях правил внутреннего распорядка установлению норм выработки и учету производительности труда.

Коммунистическая  трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ

Идеология русского коммунизма соответствовала переходу к индустриальной эпохе. Но если протестантизм, основываясь на индивидуализме и  педантизме западного человека, формулирует  принцип рационального принятия решения отдельной личностью  с ориентацией на получение индивидуального  результата (каждый полагается только на себя), то коммунизм исходит из импульсивности и коллективизма. Эти  два момента мы находим в определении  В.И. Лениным сути коммунистического  труда: «Бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия 
определенной повинности, не для получения права на определенные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую 
пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма». В.И.Ленин формулирует идеальный нормативный инструмент хозяйственной этики индустриального общества социалистического типа, соответствующий 
особенностям российского характера, — это привычка, которую необходимо сформировать.

Коммунистическая  этика предполагает получение человеком  награды от самого процесса труда, который  является следствием привычки. Следовательно, чтобы человек был счастлив, он должен привычно участвовать в трудовом процессе. Такой идеал, с использованием привычки как инструментальной 
нормы, в принципе не достижим (так как человеку свойственно испытывать радость не только от процесса, но и от результатов труда). Но если привычку поддерживать с помощью насильственного принуждения (а не с помощью нравственных инструментов), то стремление к идеалу «счастье в труде» 
становится единственно возможным стремлением. Поэтому существование коммунистической инструментальной этики возможно только при использовании функции принуждения. Вместе с формированием новой этики возникают соответствующие ей формы труда — коммунистические 
субботники, трудовые коллективы ударного труда.

Дадим определения  разновидностям стимулирования.

Денежное стимулирование — стимулирование посредством выплаты  премий, бонусов и т.п. или наложения  штрафов, которое нацеливает работника  на достижение определенного результата, имеющего заданные параметры.

Психологическое стимулирование — комплекс психологических мер, направленный на пробуждение энтузиазма к профессиональной деятельности.

Главная цель данного  стимулирования — заинтересовать работника  в самом процессе труда. Психологические  меры, используемые в данном случае, могут включать в себя относительно простые способы «тактичного  обращения» или «грубого эмоционального давления», а могут быть основаны на 
сложных техник ах гипноза и нейро-лингвистического программирования.

Административное  стимулирование — комплексмер, направленных на содержательное или буквальное выполнение работником трудовых процедур.

Данные меры включают все инструменты власти: приказ, распоряжение, продвижение или понижение  служебного статуса и т.п.

В годы становления  Советской власти (1917—1925 гг.) возникает  социалистическая модель индустриального  общества, а также социалистического  предприятия. Крайние вариации —  от «военного коммунизма» до «новой экономической политики» — принесли противоречивые результаты, но смогли 
стать фундаментом индустриальной революции.

Следующий период —1925—1961 гг. — был эпохой колоссального  взлета экономики СССР. У Черчилль который считал это заслугой И. Сталина  отмечал, что Сталин — величайший диктатор, принявший Россию с сохой  и оставивший ее с ядерной бомбой. За короткий исторический период страна 
сделала то, на что другим государствам приходилось тратить столетия. Однако СССР, раньше других стран получив результаты индустриальной революции и ознаменовав ее завершение полетом в космос ЮА Гагарина не смог воспользоваться этими результатами. Выложившись в коротком историческом 
рывке, наш народ понес небывалые потери. Индустриальное общество в России было построено на трудовом энтузиазме миллионов людей и на костях миллионов рабов сталинского ГУЛАГа. В дальнейшем кризис завершения индустриальной эпохи для России растянулся на 30 лет (тогда как Запад его преодолел фактически за десятилетие — в 70-е гг.).

Именно в этот период были заложены основные принципы социальной деятельности организаций  в России. Предоставление социальных благ в СССР осуществлялось как в  виде распределения по труду в  зависимости от результатов работы, так и через общественные фонды  потребления с учетом степени 
нуждаемости отдельных групп населения. Из этих фондов покрывались расходы на образование, здравоохранение, выплату пенсий, стипендий и пособий, иные социальные цели. Средства на пополнение фондов распределялись централизованно из бюджета государства, в который предприятия отчисляли 
всю прибыль.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"