Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 03:22, шпаргалка

Описание работы

Экономическая теория - наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Файлы: 1 файл

otvety_po_mikroek-ke_zachet (3).docx

— 741.07 Кб (Скачать файл)

Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

Совокупность точек слева  от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной  линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при  данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора.

 

Равновесие  потребителя — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезностьили удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Равновесие потребителя  может быть выражено следующим образом:

где MU — предельная полезность отдельных товаров;P — их цена.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских  благ должен отвечать двум требованиям:

находиться на бюджетной  линии;

предоставить потребителю  наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный  выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную  линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.

Равновесие  потребителя


В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U— это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. Uявляется наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.

 

    1. Эластичность спроса по доходу, кривые Энгеля.

Эластичность  спроса по доходу - отношение прироста величины спроса к приросту дохода, при том что все цены постоянны. Предмет роскоши является товаром с эластичностью спроса по доходу свыше единицы; более высокая доля дохода тратится на предметы роскоши по мере роста дохода. Предмет первой необходимости имеет положительную эластичность спроса по доходу, но меньше единицы; по мере роста дохода расходы на предметы первой необходимости увеличиваются, но сама доля их снижается. Товар низкого качества имеет отрицательную эластичность спроса по доходу: по мере роста дохода расходы на товары низкого качества сокращаются.

---От кривой «доход–потребление» можно легко перейти к индивидуальной кривой Энгеля, которая выражает зависимость объема потребления конкретного блага индивидуумом от величины его дохода при условии неизменности цен и предпочтений. Так, при построении кривой Энгеля для блага Х необходимо на оси абсцисс отложить изменяющийся доход индивидуума (J), а на оси ординат – оптимальные объемы потребления данного блага, выявленные в процессе нахождения кривой «доход–потребление».

Кривая Энгеля может иметь как положительный, так и отрицательный наклон. Положительный – когда благо качественное и отрицательный – когда благо некачественное.

На рис. 1.19 представлены две кривые Энгеля для блага Х (АА и A1A1). Первая из них (АА) построена на основе линии «доход–потребление» СС, изображенной на рис. 1.17, а вторая (A1A1) – на основе линии «доход–потребление» С1Спредставленной на рис. 1.18.

 

 

Рис. 1.19. Кривые Энгеля: а) АА – для качественного блага;

б) А1А– для некачественного блага

 

Кривые Энгеля могут быть построены также применительно  не к отдельным благам, а к определенным группам благ (к продуктам питания, одежде, услугам и т. д.), объем  потребления которых измерен  в денежной форме, в виде расходов индивидуума. Такие кривые называются обычно кривыми расходов Энгеля. Они  показывают зависимость расходов индивидуума  на ту или иную группу благ от уровня его дохода. При этом предельный уровень всех расходов фиксируется  с помощью луча, проведенного из начала координат под углом 45° (рис. 1.20).

Рис. 1.20. Кривая расходов Энгеля на агрегированную группу благ

 

Если бы случилось так, что индивидуум стал тратить весь свой доход на покупку лишь какой-то одной агрегированной группы благ (например, продуктов питания), то в этом случае кривая расходов Энгеля совпала бы с указанным лучом.

Э. Энгель (1821-1896 гг.), исследуя расходы семей с разным уровнем  достатка, установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продукты питания, снижается, доля, расходуемая  на одежду и жилье, остается в принципе неизменной, а доля, направляемая на другие нужды, увеличивается. 

 

    1. Эффект дохода и эффект замещения в интерпретации Е.Слуцкого и Дж.Хикса.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 
Общий эффект изменения цены распадается на эффект дохода и эффект замены по Хиксу так, как показано на рис. 1. 
          Первоначальная бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рx и Рy. Ее касание с кривой безразличия U1U1определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до Рxt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. [5] 
 
          Попробуем теперь определить, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.  
 
Следует заметить, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.  
 
          Таким же образом мы можем разложить общий эффект в случае, когда цена товара X повышается (рис. 2).[5] Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 - Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода  переходом с одной кривой на другую.  
 
«Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими.»[1,стр130] Эффект дохода может быть: 
 –– отрицателен, как показано на рис. 1 и 2 для нормальных товаров, 
 –– положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или 
 –– нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).  
 
В рассмотренных примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3  (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E1, E3) общий результат повышения цены товара X – (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается его объем изменяется в том же направлении, что и цена. 

 

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ 
Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.  
 
Поэтому на рис. 6 вспомогательная бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X: (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 - Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 1 и 2, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'  
 
  
 
«Проанализировав два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория благосостояния. Функции общественного благосостояния. Оптимум Парето, коробка Эджуорта.

Общественное  благосостояние - мера удовлетворения обществом совокупных потребностей. Общественное благосостояние зависит от того, насколько удовлетворен каждый потребитель. Функция общественного благосостояния показывает, каково благосостояние общества в зависимости от индивидуальных полезностей потребителей.

Функция общественного благосостояния имеет  свойства:

  1. Функция общественного благосостояния непрерывна, т.е. небольшое увеличение полезности потребления отдельного потребителя не способно вызвать значительного роста благосостояния общества.
  2. Функция общественного благосостояния дифференцируема.
  3. Частные производные функции общественного благосостояния положительны, т.е. увеличение полезности потребления у одного потребителя приводит к росту общественного благосостояния.
  4. Функция общественного благосостояния не может быть выпуклой вниз.
  5. Особым свойством функции общественного благосостояния является отсутствие исключительных потребителей, т.е. отсутствуют потребители, влияние которых на общественное благосостояние намного больше, чем у других.

 

«Оптимум  Парето» — относительный критерий эффективности (оптимальности) функционирования экономической системы, который конкретизирует состояние оптимальности в следующем принципе: это достижение ситуации, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Данная формулировка «оптимума Парето» относится к потреблению. Однако более важным В. Парето считал все-таки определение оптимума применительно к производству: определенная структура производства при данных ресурсах производства и данной технике становится, согласно его подходу, оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага неосуществимо без одновременного снижения производства какого-либо другого блага. Эта оптимальная ситуация возникает тогда, когда предельные производительности факторов производства во всех вариантах их применения равны. «Оптимум Парето» приобрел в макроэкономической теории статус главного инструмента теоретического анализа проблематики благосостояния.

Ящик  Эджуорта — используемая в микроэкономике графическая конструкция, состоящая из двух диаграмм с кривыми безразличия. Впервые описана британскимэкономистом и философом Фрэнсисом Эджвортом в 1881 году, далее развита в работах Вильфредо Парето и Артура Боули. Ящик Эджуорта является одним из инструментов в теории общего равновесия и иногда называется «ящиком обмена благ». Он хорошо пригоден для анализа распределения двух благ между двумя экономическими субъектами в экономике обмена в теории потребителя или для анализа распределения двух производственных ресурсов в теории производства.

 

    1. Фирмы в рыночной экономике. Экономическая природа и цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий.

Одним из основных элементов  рыночного хозяйства является фирма.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

Экономическая природа фирмы:

Существуют  две основные формы организации  экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от естественного  образа сложившегося рыночного порядка  фирмы базируются на иерархическом  принципе организации экономической  деятельности. Рынок предполагает обособление  средств производства, фирма —  их концентрацию. В условиях рынка  господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает  диктат, он основывается на экономических  стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

В теории экономических организаций  выделяются три основных типа контрактов:

1.  Классический.

2.  Неоклассический.

3.  Отношенческий, или имплицитный.

Классический  контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает, скорее, договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обычно для решения возникающих споров стороны обращаются к выбранному ими арбитру, который решает, насколько правильно данный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. "Дух" договора здесь перевешивает его "букву", устные договоренности учитываются наряду с письменными.

Отношенческий, или  имплицитный, контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.

 

Цели  фирмы 
   Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:  
1)  деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;  
2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек. 
 
   Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров. 
   Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической. 
   Необходимо отметить ряд общих характеристик, которые следует учитывать при построении полной иерархии целей развития предприятия: 
• цель более низкого уровня иерархии должна быть под целью более высокого уровня (требование «дерева целей»); 
• цель более высокого уровня иерархии должна ориентироваться на более длительный промежуток времени; 
• цель конкретного подразделения должна быть соотнесена с делегируемыми властными полномочиями руководителю данного подразделения; 
• цели могут быть качественными и не иметь количественной оценки, что ни в коей мере не снижает их значимости; 
• с течением времени мотивация работников меняется, поэтому иерархия целей не есть величина постоянная, а нуждается в корректировке по мере реализации цели вышестоящего уровня. 
   Локальный поиск - реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск - ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск - связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей. 
   Цели развития предприятия представляют собой направления, в которых должна осуществляться деятельность первичного хозяйственного звена. Это – качественная характеристика целей. С другой стороны, цель должна определять желаемое состояние системы, которое необходимо достичь через определенный промежуток времени, необходимый для получения определенной количественной оценки.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике