Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 03:22, шпаргалка

Описание работы

Экономическая теория - наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Файлы: 1 файл

otvety_po_mikroek-ke_zachet (3).docx

— 741.07 Кб (Скачать файл)

 

 — начальная цена

 — новая цена

 — первоначальный объем

 — новый объем

Использование формулы дуговой  эластичности дает лишь приблизительное  значение эластичности, и погрешность  будет тем больше, чем более  выпуклой будет дуга АВ.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

где:

 — производная функции  спроса (или предложения) по цене;

 — рыночная цена;

 — величина спроса (или предложения) при данной цене

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения в короткий и длительный срок.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом  и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения  товара увеличивается, если цена на товар  возрастает и наоборот.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

  1. изменение цен на факторы производства;
  2. технический прогресс;
  3. сезонные изменения;
  4. налоги и субсидии;
  5. ожидания производителей;
  6. изменение цен на сопутствующие товары.

 

 Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение  товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль  линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения  на графике сдвигается. 

Эластичность  предложения:

В условиях краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.

Долгосрочный  период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.

 

 

    1. Рыночное равновесие, цена равновесия. Формирование цены равновесия в короткий и длительный срок.

 

 Рыночное  равновесие 

Линии спроса и предложения  пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна  цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. 

 Объем продаж в этой  точке называется равновесным  объемом рынка (Qе). Цена в этой  точке называется равновесной  (рыночной) ценой (Pе). 

 Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке  цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном  уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных  факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

В экономической теории существуют два  подхода к рассмотрению рыночного  равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

Установление  рыночного равновесия по Вальрасу

 

В точке Е показано первоначально  сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют Qколичество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Рколичество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Рспрос на него возрастет до уровня Q2и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного  равновесия по Вальрасу можно представить  в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и  предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист  и один главных представителей неоклассической  школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление  рыночного равновесия по Маршаллу


На данном графике также  показана равновесная точка Е  при которой спроса и предложения  равны. Но в случае, если цена спроса P1будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Qдо уровня Qи цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного  равновесия по Маршаллу можно представить  в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство  показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

 

 

 

 

    1. Полезность, ценность и стоимость в экономической теории.

Полезность – это способность товара удовлетворить ту или иную потребность потребителя. 
      Ценность – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить. Бывают ситуации, когда ценность может быть неимоверно высока. Классическим примером может служить фраза «полцарства за коня».  
     Стоимость товара определяется, как было изучено ранее, на основе пересечения кривых спроса и предложения. Точка пересечения определяет равновесную цену и объем производства. 
     Категории ценность, полезность, стоимость нужны для выявления потребительского излишка. Потребительский излишек – это разница между той ценой, которую согласен заплатить покупатель, и рыночной ценой, т.е. разница между ценностью и стоимостью. 

 

 

    1. Кардиналистская и ординалистская версии теории предельной полезности.

Для измерения и сопоставления полезности применяют два подхода:

1.Количественный (кардиналистский)  подход.

2.Порядковый (ординалистский) подход.

Количественный (кардиналистский) подход (У.Джевонс, К.Менгери Л.Вальрас) основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилах (от английского слова utility -полезность)

Различают два  вида полезности:

  1. Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое индивид получает от потребления товаров и услуг в данном объеме.

Функция полезности:

TU=f(Qа,Qb,...,Qz),

где Qa,Qb,Qz- объемы потребления  благ A,B,...,Z.

  1. Предельная полезность (MU) - это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на единицу.

MU=?TU/?Q

Кардиналистский подход опирается на законы Госсена.

Первый закон  Госсена - Закон убывающей предельной полезности:

1) в одном непрерывном  акте потребления полезность  последующей единицы потребляемого  блага убывает;

2) при повторном акте  потребления полезность каждой  единицы блага уменьшается по  сравнению с ее полезностью  при первоначальном потреблении.

Второй закон  Госсена - Формулировка условия оптимума потребителя. Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально  покупаемых им товаров А,В,С.

.. имеет место

где, предельные полезности товаров А,В,С..., ?- коэффициент, который  характеризует предельную полезность денег;

2) для всех непокупаемых  им товаров Z,Y... имеет место:

Следствие из второго закона Госсена: увеличение цены какого-либо блага (при неизменных ценах на все  прочие блага и том же доходе) ведет к падению соотношения  предельной полезности от его потребления  и цены. Снижение предельной полезности означает меньшую готовность индивида платить за данное количество, то есть более низкий спрос.

Недостатки количественного  подхода: не существует единиц для объективного измерения полезности различных  товаров; предельная полезность денег  не постоянна, она изменяется с изменением дохода, а значит деньги не могут  служить мерой полезности.

Порядковый (ординалистский) подход (Ф.Эджуорт, В.Парето, И.Фишер) не требует измерения полезности в абсолютных единицах и постоянства предельной полезности денег, от потребителя требуется только ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

Аксиомы:

1. Полной (совершенной) упорядоченности.  Потребитель может сказать, что  А>В (набор А предпочтительнее  набора В), либо В>А; либо А~В  (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А>~В>~С,  то А>~С.

3. Ненасыщения: если набор  А содержит не меньшее количество  каждого товара, а одного из  них больше, чем набор В, то  А>В.

4. Независимости потребителя.  Удовлетворение потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими  потребителями.

В дальнейшем изложим этот подход при определении равновесия потребителя.

 

 

    1. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. MRS.

Кривая  безразличия – геометрическое место всех точек на графике потребительского множества, показывающее всевозможные комбинации товаров, которые обеспечивают потребителю один и тот же уровень полезности (рис. 5.3). 

Рис. 5.3. Кривая безразличия

 
Если взять набор товаров: 12 А  и 2 В, то мы получим тот же уровень  полезности, что при потреблении  набора товара 6А и 4В. Потребителю  все равно, какой набор товаров  предпочесть, т.к. полезность и от того и от другого одинаковая, поэтому  кривая называется кривой безразличия. 

Рис. 5.4. Карта кривых безразличия 
 
Множество кривых безразличия образуют карту кривых безразличия (рис.5.4). Задача потребителя подняться как можно выше по карте безразличия, потому что чем выше лежит кривая безразличия, тем выше уровень полезности потребляемых благ.

В данном случае, кривая безразличия I4 предпочтительнее всех остальных, т. к. уровень полезности при потреблении  наборов товаров данной кривой будет  самым большим. 
Кривые безразличия имеют ряд свойств: 
• кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, предпочтительные для данного потребителя наборы товаров; 
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон; 
• кривые безразличия никогда не пересекаются; 
• кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров; 
• кривые безразличия выпуклы к началу координат. 

 

Выделяют два основных ограничения потребителя: время и доход. Последнее ограничение называется бюджетным, т.е. потребителю доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя (см. рисунок).

Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к  двум продуктам. Если весь доход будет  потрачен исключительно на приобретение товара А, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько  единиц этого товара можно будет  потребить. Это количество товаров  определяется, с одной стороны, доходом  потребителя , а с другой — ценой  товара А. Если весь доход будет затрачен на приобретение товара В, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей  точкой на оси горизонтальной. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную  линию, или линию бюджетного ограничения.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике