Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:30, шпаргалка

Описание работы

1 Блага и их классификация;
2. Товар, его свойства и функциональные свойства;
3. Основные теории стоимости:
а) трудовая теория стоимости;
б) теория предельной полезности.
4. Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег.

Файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 434.46 Кб (Скачать файл)

Билеты

1 Блага и их классификация;

2. Товар, его свойства  и функциональные свойства;

3. Основные теории стоимости:

а) трудовая теория стоимости;

б) теория предельной полезности.

4.  Возникновение, сущность  и функции денег. Основные теории  денег.

 

  1. Блага и их классификация.

 

Центральной категорией товарного хозяйства  является товар, который исторически  и логически предшествует категория  «благо».

А теперь давайте  рассмотрим категорию «благо» более  подробно.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

В экономической  литературе есть и другие определения  блага. Так, например, А.Маршалл, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.

Иногда блага  рассматриваются как воплощенная  полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды  природы.

Особое место  среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

Для понимания  благ большое значение имеет их классификация.

Существует  множество критериев, на основе которых  выделяют различные группы (виды) благ.

Наиболее  распространенной является подразделение  благ на материальные и нематериальные.

Материальные  блага включают:

- естественные  дары природы (земля, воздух, климат);

- продукты  производства (продукты питания,  здания, сооружения, машины т.д.);

- отношения  по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Тем самым  в одну группу объединяют различные  по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие –  форма присвоения полезности.

Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство.

Различают две  группы нематериальных благ:

- внутренние  – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе  по собственной воле (голос –  пение, музыкальный слух _-музыцирование);

- внешние  – это то, что дает внешний  мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция  и т.д.).

Кроме, отмеченных групп благ, рассматриваются также  блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные.

Особое значение имеет подразделение  благ на экономические и неэкономические:

Экономические блага – к ним относятся те, которые являются объектом и результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. С экономическим благом связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

Неэкономические блага предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет).

Таким образом, именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Главная функция  экономики состоит в том, чтобы  постоянно создавать такие блага, которые удовлетворяли бы человеческие потребности.

Следовательно, под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности  людей, отвечает их целям и устремлениям.

 

  1. Товар и его свойства.

Специфической формой экономического блага является товар. В течение долгих исторических эпох люди производили материальные блага не в качестве товаров, а  в качестве продуктов, непосредственно  предназначенных для потребления, Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление. Благо приобретает  формы товара в условиях развитого  товарного производства.

В трудах К.Маркса проблеме товара принадлежит значительное место. Анализ капиталистического производства К.Маркс начинает именно с изучения товара, и обосновывает это так: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства». (К.Маркс «Капитал» гл.1.)

Таким образом, мы видим, что К.Маркс, представляет товар как элементарную форму, клеточку капиталистического общества. И ставит ее в один ряд со значимостью молекулы при изучении состава химического вещества и клетки в изучении анатомии человека. Итак:

Что же такое  товар?

В экономической  науке существует две трактовки  определения товара: марксистская и  неоклассическая. Рассмотрим их.

Марксистская трактовка товара.

Товар – это есть продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товар рассматривается  как обязательный продукт человеческого труда.

 Выделяются  два свойства товара: потребительная стоимость и стоимость.

Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворить какую-либо человеческую потребность. Потребительные стоимости осуществляются лишь в пользовании или потреблении. Никто не приобретает бесполезной вещи, т.е. товар должен, прежде всего быть полезным предметом для человека, общества, иными словами обладать общественной потребительной стоимостью.

В зависимости  от различий в характере удовлетворения потребностей разграничиваются две формы товара:

- потребительские  товары, т.е. которые непосредственно  удовлетворяют наши потребности  (предметы и услуги);

-  товары  производственного назначения, т.е.  те, которые удовлетворяют наши  потребности косвенно, обеспечивая  более эффективное производство  потребительских товаров.

Обмен потребительных стоимостей как товаров всегда происходит в определенном количественном отношении. Это отношение или пропорция, в которой один товар, обменивается на другой, называется меновой стоимостью.

В марксистской теории утверждается, что основой равенства, причиной, обусловливающей приравнивание одних товаров к другим, является общественный труд. Общественный труд, воплощенный в товарах, представляет собой стоимость товара, его второе свойство.

Необходимо  различать понятия «стоимость»  и «меновая стоимость».

Стоимость –  есть внутреннее свойство товара, его  субстанция (т.е. содержание), а меновая  стоимость – это внешнее проявление стоимости, ее форма.

Главная роль в создании стоимости товара принадлежит  производству, а роль сферы обмена вторична, в ней только проявляется  уже созданная в производстве стоимость.

 

Неоклассическая трактовка товара.

Товар – это экономическое благо, т.е., имеющееся в ограниченном количестве, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос.

- В противоположность  марксистской трактовки, товар  рассматривается как благо, имеющееся  в ограниченном количестве, независимо от своего трудового или нетрудового происхождения (принимается во внимание закон редкости).

- Также как  в марксистской трактовке у  товара выделяются два свойства: полезность (или потребительная  стоимость) и ценность (или стоимость).

- Полезность  рассматривается, как способность  вещи удовлетворять человеческие  потребности, и в этом мы  видим сходство с потребительной  стоимостью товара в марксистской  трактовке.

- Также как  и в марксистской трактовке  выделяются две формы товара: потребительские товары и товары  производственного назначения.

- В противоположность  марксистской интерпретации стоимостью  может обладать и товар, не  являющейся результатом труда.

- В противоположность марксистской  трактовки подчеркивается, что главную  роль в определении стоимости  (ценности) товара играет сфера  обмена. Напряженность платежеспособного  спроса, выражающая общественные  потребности, определяет стоимость  (ценность) товара.

Домашнее задание: Мы с вами сказали, что в качестве товара выступают и услуги. В чем их специфика?

Особенности услуги как товара:

- потребительная стоимость услуги  не имеет вещной формы;

- потребительная стоимость услуги  – это полезный эффект деятельности, живого труда;

- услугу нельзя накопить, она  может быть потреблена лишь  в момент производства.

 

  1. Основные теории стоимости.

Трудовая теория стоимости.

 

Эта теория возникла в 18-19 веках. Ее создателями  являются классики буржуазной политической экономии – Уильям  Пети, А.Смит, Д.Рикардо. Они установили, что в основе стоимости товара лежит труд.

В дальнейшем эта теория была развита К.Марксом.

Что нового внес К.Маркс в трудовую теорию стоимости?

Во-первых, было установлено, что труд, затраченный  на производство товара, носит двойственный характер.

Во-вторых, было установлено, что величина стоимости  товара определяется общественно-необходимыми затратами труда на его производство.

В-третьих, был  сформулирован закон стоимости.

Рассмотрим  более подробно эти положения.

Двойственный характер труда.

Согласно  теории К.Маркса наличие у товара двух свойств: потребительной стоимости и стоимости объясняется тем, что труд, создающий его имеет двойственный характер.

Двойственный  характер труда означает, что труд товаропроизводителя одновременно является трудом конкретным и трудом абстрактным. Конкретным трудом он создает потребительную стоимость, а абстрактным – стоимость товара.

Под конкретным трудом понимается целесообразная деятельность человека, выступающая в определенной полезной форме.

Конкретный  труд характеризуется:

-целью;

-предметом  труда;

- орудиями  труда;

- результатом.

По мнению К.Маркса с помощью конкретного труда соизмерить стоимость товаров нельзя, т.к. конкретные виды  труда качественно разнородны, а потому количественно несопоставимы, несоизмеримы.

Соизмерить  стоимость товаров можно с  помощью абстрактного труда. При  всем разнообразии конкретных видов  работ, в них имеется нечто  общее – это затраты человеческой рабочей силы в физиологическом  смысле (т.е. расходы энергии, нервов и т.д.).

Под абстрактным трудом понимаются затраты человеческой рабочей силы вообще, содержащиеся во всех товарах, и делающие их однородными и соизмеримыми.

Слово «абстрактный»  означает «отвлеченный». В данном случае имеется отвлечение от конкретных форм труда, которое происходит не в мышлении, а объективно, в реальной жизни. Когда  товаропроизводители приравнивают друг к другу разнообразные товары, то они фактически отвлекаются от разнообразия конкретных работ, и товары приравниваются как сгустки однородного, абстрактного человеческого труда.

Абстрактный труд характеризуется  двумя моментами:

Во-первых, абстрактный  труд – это материальное явление, т.е. вполне реальные затраты человеческой рабочей силы;

Во-вторых, абстрактный  труд – есть общественное и историческое явление, присущее только товарному  производству. Там, где нет товарного  производства, там нет стоимости, а где отсутствует стоимость, там нет абстрактного труда. Конкретный труд существует при любых формах хозяйства, но разделение труда на конкретный и абстрактный – есть специфическое явление товарного производства.

Определение величины стоимости.

Согласно  марксистской теории величина стоимости  товара определяется количеством туда, затраченного на его изготовление. А сам труд измеряется величиной рабочего времени. Вот ход его рассуждений: всякий труд протекает во времени. Если он качественно однороден, то его внутренним мерилом является рабочее время, между тем оно неодинаково по величине у различных товаропроизводителей, выпускающих одни и те же полезные блага из-за различий в орудиях труда, интенсивности труда, уровне умелости и т. д.

В силу этих различий работники затрачивают  неодинаковое индивидуальное рабочее  время на изготовление определенного  вида товара. А раз оно различно, то, что же будет служить единым мерилом рыночной (общественной) стоимости  всех продуктов данного вида? Таковым  является общественно необходимое  рабочее время.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"