Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

Понимание важности оценки внешней  среды при управлении деятельностью  предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее  окружение организации все больше становилось и является по сей  день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях. Среда прямого воздействия, согласно Элбингу, включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

 

(17) Характеристики внешней среды.

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся  вне организаций, поскольку организация  как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Основные характеристики внешней  среды:

1)Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного  фактора воздействует на другие  факторы.

2)Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.

3)Подвижность: скорость, с которой  происходят изменения в окружении  организации.

4)Неопределенность: относительное  количество информации о среде  и уверенность в ее точности.

 

(18) КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПО ВУДВОРД.

Из всех существующих систем классификации  типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд  — британской исследовательницы  управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все  технологии производственных фирм можно разделить на три категории:

1. Единичное, мелкосерийное или  индивидуальное производство, где  одновременно изготавливается только  одно или малая серия одинаковых  изделий. Часто такое изделие  изготавливается для определенного  покупателя по его спецификациям или является опытным образцом. Большие компьютеры «Аи Би Эм», коммерческие «Боинги» или военные реактивные самолеты, уникальное медицинское оборудование или космические корабли — все эти виды изделий производятся индивидуально, точно так же, как и продукция, изготовляемая по индивидуальным заказам, например, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда.

2. Массовое или крупносерийное  производство применяется при  изготовлении большого количества  изделий, которые идентичны друг  другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций.

 

(19) КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ  ПО ТОМПСОНУ.

Социолог и теоретик организаций  Джеймс Томпсон разработал для классификации  технологий систему, отличающуюся, но не противоречащую предыдущей . По его  мнению, технологии можно разделить на три следующие категории.

1. Многозвенные технологии характеризуются  серией взаимозависимых задач,  которые должны выполняться последовательно.  Сборочные линии массового производства  являются типичным образцом такого  вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности. Например, нельзя установить двигатель до того, как будет собрана рама.

2. Посреднические технологии характеризуются  встречами групп людей, таких,  например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и которые хотят, чтобы им позвонили. Бюро по трудоустройству связывает продавцов и покупателей рабочей силы.

3. Интенсивная технология характеризуется  применением специальных приемов,  навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером такой технологии можно считать монтаж фильма.

.

(20) Функции  менеджмента:

-Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.

-Организация  - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

-Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

-Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

 

(21) Функция планирования.

Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

 

(22) Функция организации.

Сущность функции состоит в  том, чтобы обеспечить выполнение решения  с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные  связи между всеми элементами управляемой системы.

Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержанием функции является:

-приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;

-подбор людей для конкретной  работы и делегирование им  полномочий, прав использования  ресурсов организации.

 

 

 

(23) Функция мотивации.

Сущность функции мотивации  заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В общем смысле мотивация — это  процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:

-физиологические потребности —  необходимые для выживания;

-потребности в безопасности  и уверенности в будущем; 

-социальные потребности — потребности  в причастности к какому-либо  человеческому сообществу, группе  людей; 

-потребности в уважении, признании; 

-потребности самовыражения. 

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей:

-потребность власти — желание  воздействовать на других людей.  Тех, у кого наивысшей является  потребность власти и отсутствует  склонность к авантюризму или  тирании» надо готовить к занятию  высших руководящих должностей:

-потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

-потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в  компании знакомых, налаживании  дружеских отношений, оказании  помощи другим.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение  людей:

 гигиенические факторы: условия  труда, социальные отношения,  стиль руководства организации,  вознаграждение, социально-психологический  климат на предприятии; факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможноеть совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможноеть самим определить и указать то, что они предпочитают.

 

(24) Функция контроля.

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Существует три аспекта управленческого  контроля:

-установление стандартов —  точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

-измерение того, что было достигнуто  за период, и сравнение достигнутого  с ожидаемыми результатами;

-подготовка необходимых корректирующих действий.

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Выделяют следующие виды контроля:

-предварительный контроль. Осуществляется  до фактического начала работ.  Средства осуществления -реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);

-текущий контроль. Осуществляется  непосредственно в ходе проведения  работ. Базируется на измерении  фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;

-заключительный контроль. Одна  из функций состоит в том,  что контроль дает руководству  информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Технология контроля осуществляется по следующей схеме:

-выбор концепции контроля (система,  процесс, частная проверка);

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"