Шпаргалка по "МенеджментУ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

готовая шпора к Госам.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

54. Модернизация основных  фондов на предприятии

Основные фонды – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере изнашивания. К ним относятся: здания, сооружения, машины и оборудования, приборы и инструменты, инвентарь, земельные участки в собственности предприятия, внутрихозяйственные дороги. Основная задача на предприятии должна сводиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного старения ОПФ (особенно активной части), так как от этого зависят уровень их физического и морального износа, а следовательно, и результаты работы предприятия. Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Для экономического возмещения износа основных фондов их стоимость в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация — это постепенный перенос стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию. Основные фонды на предприятии в процессе их эксплуатации постоянно изнашиваются, и для поддержания их в работоспособном состоянии периодически необходимо проводить их ремонт. Для устранения физ износа  проводят ремонт ОФ (восстановительный, текущий и капитальный). С целью устранения морального снашивания и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего оборудования проводят Модернизацию -  техническое усовершенствование ОФ. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию (коренная переделка). По способам проведения различают: Типовая модернизация — это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая — усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства. Модернизация оборудования может проводиться по нескольким направлениям: - совершенствование конструкций действующих машин, повышающее их режимные характеристики и технические возможности;

- механизация и автоматизация  станков и механизмов, позволяющие  увеличить производительность оборудования; - перевод оборудования на программное управление. Модернизация оборудования экономически эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции. При этом необходимо, чтобы рентабельность производства повышалась - прирост прибыли будет больше, чем увеличение стоимости производственных фондов в результате затрат на модернизацию.

55. Стратегия и тактика антикризисного управления. Механизмы его реализации.

В жизненном цикле предприятия возможно наступление кризиса, он может возникнуть на всех этапах развития. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Краткосроч. кризисные ситуации м б устранены с помощью оперативных, тактических мероприятий. Если же предприятие в целом не эффективно, а эк. кризис приобретает затяжной хар-р, вплоть до банкротства - решающее значение имеет стратегия управления, в к-ой основное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса. Тактика направлена на перелом неблагоприятных тенденций финанс. развития и уравновеш ситуции: сокращение расходов; закрытие подразделений; сокращение персонала; уменьш. объема произ-ва и сбыта; активные маркетинговые исследования; повышение цены на продукцию; выявление и использование внутр. резервов; модернизация; привлечение специалистов; получение кредитов. Стратегич. и тактич. управление взаимосвязаны. Тактич. управление должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Стратегич. механизм стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финанс. равновесия в длительном периоде.  Состав стратегии вкл: 1. Сфера деятельности организации и основные направления ее развития. Необходимо определить особенности занимаемого сегмента рынка для его эффективного анализа и возможности предотвращения кризисов. 2. Цели деятельности, от них зависит направление развития организации.  3. Определение методов и форм достижения целей - поиск и выбор альтернатив (методы с т з безопасности для организации и целесообразности по отношению к имеющимся ресурсам). 4. Кадровая политика. Опр внутреннюю структуру персонала организации, уровень взаимоотношений между отделами и подразделениями. 5. Организация производственного процесса (распр ресурсов, оценка технической базы, обеспечение организации современными технологиями). 6. Оценка внутренней и внешней среды бизнеса. Стратегия формируется на основании этих данных. 7. Разработка маркетинговой программы. Маркетинг представляет собой систему мониторинга и анализа рыночной среды. Постоянный процесс совершенствования и разработки эк механизма АУ востребован  предприятиями в современных условиях. Он д б реализован с помощью сл основных этапов: 1. Выявление основных факторов и признаков кризисных явлений в экономике предприятия. 2. Оценка кризисных факторов. 3. Разработка и определение эк методов АУ в стратегии предприятия. 4. Внедрение экономических методов АУ  и контроль за их реализацией. Анализ факторов является первичной операцией АУ , так как он обеспечивает базу для оценки факторов возникновения кризисной ситуации и для выработки стратегии поведения. Анализ предполагает изучение внешних и внутренних факторов предприятия. Анализ внешних факторов.  Изучение макроокружения предполагает изучение общих условий деятельности предприятия во внешней среде (экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества). Анализ микроокружения направлен на оценку состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии (покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы). Анализ внутренних факторов вскрывает те возможности и отличительные преимущества, которыми предприятие обладает в конкурентной борьбе, а также слабые стороны хозяйствования предприятия, являющиеся причиной нестабильного и кризисного положения: кадры  предприятия, их потенциал, квалификация; организация управления;  производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы предприятия; маркетинг; организационная культура.

АУ - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на соц-эконом оздоровление фин-хоз деятельности ИП, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основ кризисами, которым подвержена фин-хоз деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы: 1.внеш факторы - несбалансированная ден-кредит и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция; внутренние факторы - ошибки в производственной, финан, маркетинговой стратегии, нерац использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организац и корпоративной культуры. Основными направлениями АУ на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг фин-эконом состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала. К мерам регион или фед уровня относятся корректировка фин-эконом, соц, научно-технической, инвестиционной, внешнеэконом политики, выявление и прогнозирование внутр и внеш угроз эконом стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

56. Понятие прибыли и рентабельности.

Целью предпринимательской деятельности явл.получение и максимизация прибыли. Прибыль – разница между доходами (выручки от реализации товаров и  услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении). Обычно рассчитывают: Валовая прибыль= выручка от продаж - себестоимость продукции. Чистая прибыль = ВП – налоги, штрафы. ЧП отображает конечный результат деятельности фирмы, показывает, насколько выгодно осуществление данного рода деятельности. Используется для увеличения оборотных средств, формирования различных фондов и резервов, а также для инвестиций в производство. Пути увеличения: 1.Увеличение объема реализации и произ-ва продукции на основе маркетинга, максимального использования произ-венных мощностей, а при необходимости ее расширения, рационального использования ресурсов. 2.Снижение с/с продукции. 3.Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сторону увелич. доли более рентабельных, прибыльных видов продукции. Прибыль является итоговым показателем дея-ти орг-ии. Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения используется показатель рентабельности произ-ва. Рентаб – эк показатель, кот отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Выражается в прибыли на единицу вложенных средств, часто в процентах. Рентабельность-отношение доходов к расходам. Вычисляют: 1) рентабельность активов (эк рентаб) = ЧП/средняя величина всех активов; показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. 2) рентаб затрат. = ЧП : себестоимость реализ продукции; показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. 3) рентаб продаж (норма прибыльности)=ЧП : выручка от реализации продукции; сколько прибыли приходится на 1 руб. продукции (на единицу реализованной продукции), долю прибыли в каждом заработанном рубле. Рост коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах или снижения затрат при постоянных ценах. Уменьшение показателя свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или о росте затрат при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на реализуемую продукцию.4) рентаб собств капитала = ЧП: капитал (3 раздел) на нач года + на конец/2. Показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля собственных средств. 5) Рентабельность производства - отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Факторами роста рентабельности произ-ва явл.: величина прибыли, стоимость и эффективность использования основных фондов и  оборотных средств. Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность произ-ва, а значит выше его эк. эффективность.

57.Менеджмент как особый тип научно-практического управления, его специфика и задачи.

Менеджмент – это тип научно-практического  управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет  решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем. Менеджмент  - проф деятельность по управлению системами в условиях неопред и риска. Объект менеджмента – хозяйственная деятельность, предприятие в целом или его отдельное подразделение. Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов. Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. Теория менеджмента становится предметом международных исследований, приобретая все более интернациональный характер. Эта тенденция вызвана прежде всего расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи возникает необходимость разрабатывать методы управления людьми, товарами и денежными средствами в новых условиях, чему способствует освоение "ноу-хау" менеджмента других стран. В этой связи все большее значение придается сравнительному менеджменту. Он заключается в изучении и анализе опыта различных стран, включая исследование причин, определяющих различия в уровне производительности и результатах деятельности предприятий. Основные задачи, стоящие перед менеджментом: 1.обеспечивать жизнеспособность предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка; добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка; разработать и реализовывать программу развития предприятия, включая социальные проблемы, организовывать работу на базе современных эффективных методов; совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать орг структуру предприятия, определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным нейтрализовать его воздействие; внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям; подходить к управлению с учетом особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета; уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явления в процессе деятельности организации. Менеджер – человек, занимающий постоянную упр должность и наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности организации, действующей в условиях рыночной экономики. Обязанность менеджера – обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Качества, необходимые современному менеджеру: коммуникабельность, ответственность, исполнительность, стратегическое и оперативное мышление, профессиональная подготовка.

58.Система планов на предприятии.

Планирование - определение целей  и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование позволяет предвидеть перспективу развития фирмы в будущем, рационально использовать все ресурсы предприятия, избежать риска банкротства, эффективно проводить научно-техническую политику, улучшить контроль в организации. Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно определяет виды, формы и содержание планов. Основная система планов предприятия состоит из стратегического, тактического и оперативного планирования. Стратегическое планирование (3-5 лет) ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. Осн задача - определить цели организации, стратегии ее деятельности и наиболее эффективные пути создания товаров и услуг, а так же выработать политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей. Необходимость: 1) конкуренция, обусловливает необходимость выработки соответствующего направления развития предприятия. 2) динамичное развитие НТП требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по его использованию. Тактическое планирование (1-3 года) позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности (увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда). Задача - обеспечить реализацию стр плана, посредством определения набора альтернативных вариантов мероприятий по достижению стр целей, их экономической оценки, разработки критериев выбора оптимального варианта и собственно сам выбор тактики развития предприятия. На основе тактического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением. Оперативное планирование (менее года) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача оперативного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. В процессе оперативного планирования: определяется время выполнения отдельных операций, осуществляется подготовка производства путем заказа и доставки н материалов, заготовок, инструментов, ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика. Бизнес-план – план реализации проекта или проведения сделки. Как правило, составляется бизнес-план в тех случаях, когда предприятию необходимо получить кредит, привлечь средства инвесторов.

Информация о работе Шпаргалка по "МенеджментУ"