Шпаргалка по "МенеджментУ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Файлы: 1 файл

готовая шпора к Госам.doc

— 398.00 Кб (Скачать файл)

Одной из них является иерархическая  теория потребностей А. Маслоу, теории мотивации  Герцберга, Макгрегора. IV период - информационный период (1960 г. по настоящее время) - количественная школа, часто называемой управленческой. Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы (ни одно действие не предпринимается в изоляции от других, каждое решение имеет последствия для всей системы). Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

48.Методика определения производственной мощности предприятия.

Пр мощность – это максимально  возможный годовой выпуск продукции, выполнения работ и услуг в  установленных номенклатуре и ассортименте при наиболее полном использовании  всех имеющихся ресурсов. Пр мощность измеряется в натуральных измерителях (напр, штуках,  тоннах, километрах ) и зависит от возможностей имеющегося оборудования. Пр мощность зависит от количества и качества оборудования, максимально возможной производительности единицы оборудования, принятого решения по поводу коэффициента сменности, номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости продукции, уровня организации труда. Пр мощность устанавливается на нач планового перила (входная мощность) и на конец этого срока (выходная мощность). Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года ресурсов, а выходная – на конец года с последующей корректировкой при соотвествующем изменении техники и технологии. Целью управления производственной мощностью предприятия является «подстройка» к изменению спроса. Для выполнения производственной программы необходимо обеспечить ее соотв производственной мощностью. Отношение производственной программы к производственной мощности предприятия характеризует степень использования производственной мощности. Коэффициент использования производственной мощности (Кисп) рассчитывается по формуле: Кисп=V/ПМ, где V – плановый или факт объем выпуска продукции в нат единицах, ПМ – пр мощность в нат единицах. Мощность определяется на начало планового периода - входная мощность и на конец планового периода - выходная мощность.  Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода по данным бух. отчетности. Выходная: Мк = Мн + Мс + Мр + Мо - Мв, где Мк -- мощность на конец планового периода; Мн - производств мощность на начало планового периода; Мс - ввод мощностей в результате расширения действующих мощностей; Мр - прирост мощности вследствие реконструкции; М0 - увеличение мощности в результате технического переоснащения; Мв - уменьшение мощности вследствие ее выбытия. Кроме входной и выходной мощностей определяется величина среднегодовой мощности (Мср). 2 способа. 1) М год. = (М вх+ М вых.)/2. 2) М год. = М вх. + М вв.* n вв./ 12 - М выв.* n выв. / 12, где М вв, М выв– вводимая и выводимая мощности в течение периода; n вв, n выв– число месяцев от момента ввода (выв) вводимой (выв) мощности до конца года.

49. Понятие «дерево целей».

Правильно сформулированные цели - 50 % успеха его деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию  поведения фирмы на рынке и многое другое. Дерево целей - построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы. Дерево целей увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. Построение дерева целей идет «сверху вниз», то есть от общих целей к частным. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей 1 уровня. Каждая из этих целей может быть декомпозирована на цели следующего, более низкого уровня. В основе декомпозиции могут лежать различные основания (по областям деятельности, а внутри – по подобластям, по элементам орг структуры, по региональной структуре системы). Алгоритм построения: 1. Определение генеральной (общей) цели, 2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня); 3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня; 4. Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня) и т.д. Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые дальше не расчленяются и дают конечные результаты, определенные главной целью. Элементы формулировки целей: содержание цели (что должно быть достигнуто?); •масштаб цели (в каком объеме должна быть достигнута цель?);  •срок выполнения цели (за какое время должна быть достигнута цель?). Цели д б гибкие, достижимые, конкретные, совместимые, измеримые. Для того, чтобы цели реально повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным принципам и методам работы, принятым в организации, интересам людей, быть достаточно трудными и увлекательными, пробуждать азарт и стремление проявить себя.

50. Преимущества мелких и средних предприятий в современных условиях. Проблемы развития «малого бизнеса» в России

Малые и средние предприятия  по сравнению с крупными занимают доминирующее положение по их числу, и по уд весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг). У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Положительные стороны малого и среднего бизнеса: 1.Независимость действий. Предприниматель никому не подчиняется, управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю. 2.Возможность более гибких и оперативных решений. Упрощена структура принятия УР, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам. 3.Адаптация к особенностям местных условий. Приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. 4.Более низкие расходы  на ведение бизнеса, производство продуктов и услуг (ниже фонд з/п, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управл расходы на содержание аппарата управления и его обслуживание). 5.Шансы на быстрый материальный успех. Одновременно получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса. 6.Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости.  7.Совмещение нескольких профессий (финансист, менеджер и т.д.). 8. Преимущества на специфическом рынке. Более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия. 9. По данным статистки осн. роль в появлении новых для рынка товаров играют малые фирмы, т.к они создаются вокруг идей этих товаров (ПК,микропроцессор,Microsoft,Google).

51. Формирование стратегии организации. Стратегические изменения в организации.

Стратегия – заранее спланированная реакция на изменение внешней стреды. Этапы СУ:- анализ среды,- определение миссии и системы целей ор-ции, - формирование и выбор стратегии, - реализация стратегии, - оценка и контроль выполнения стратегии. Анализ среды явл исходным процессом в опр СУ. На основе анализа среды опр миссия и цели ор-ции. Анализ внутренней среды ор-ции предполагает оценку деятельности в области маркетинга, производства, финансов, персонала и организации управления. Формирование и выбор стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития ор-ции, их оценку и выбор опт альтернативы. Реализация стратегии явл наиболее важным элементом, т.к. в случае успешного осущ приводит предприятие к достижению поставл целей, а в случае неудачи – к краху предприятия. Формирование стратегии орг-ции начинается с анализа конъюнктуры. Конъюнктура – сложившаяся эк. ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные эк. показатели. На основе анализа конъюнктуры определяется конкурентоспособность орг-ции и ее товаров. Исходя из полученных данных формируется стратегия поведения орг-ции на рынке (определения стратегии охвата рынка, выбора сегмента, выбора ресурсной стратегии, стратегии ценообразования, выбора методов и способов распространения товара, формирования стратегии стимулирования сбыта, стратегии рекламы товара, стратегии роста фирмы). Анализ среды - 2 группы факторов: внешн. и внутр. факторы. Внешн. факторы: -соц., политич., об-венные условия и законодательство; -привлекательность отрасли, конкурентные условия; -возможности и опасности для компании. Внутрен. факторы: -сильные и слабые стороны компании, конкурентная рыноч. позиция; -персональные амбиции, философия бизнеса, этические принципы; - культура компании. На основании влияния на орг-цию тех или иных внеш. и внутр. факторов делается заключение о важности отдельных факторов и их влиянии на стратегию, производится оценка стратегич. инициатив, определяется стратегия, к-ая соответствует ситуации. Основные компоненты стратегии орг-ции: определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосроч. и долгосроч. задач, анализ ситуации (технология, ресурсы, потребители, поставщики, исполнители), финанс. анализ, опред. стратегии достижения цели. Цель стратег перемен состоит в лучшем осуществлении организац стратегии. 5 типов изменений. Перестройка организации - фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру (меняет отрасль, продукт и место на рынке). Радикальное преобразование - не меняет отрасли, но в ней происходят радикальные изменения (слияние). Умеренное преобразование – новый продукт (изменения затрагивают производственный процесс, маркетинг). Обычные изменения - проведение преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации (мало затрагивает деятельность организации). Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она постоянно реализует одну и ту же стратегию. При таком подходе важно следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде. Стратегические изменения обещают одним людям перспективу карьерного и профессионального роста и угрожают другим, которые опасаются утратить свое положение в служебной иерархии или вовсе лишиться должности. Поэтому люди реагируют на перспективы стратегических изменений по-разному. Методы преодоления сопротивления изменениям: 1. Образование и передача информации (открытое обсуждение идей и мероприятий). 2. Привлечение подчиненных к принятию решений. 3.  Переговоры . 4. Маневрирование - выборочное использование информации. 5. Принуждение - угроза лишить работы, продвижения, повышения з/ п.

52.Цели, задачи и принципы функционирования предприятия в рыночной экономике.

Предприятие – хоз единица основанная на многообразии форм собственности на ср-ва произ-ва и коллективном труде работников и призванная изготовлять продукцию или выполнять работы и услуги, удовл какую-л обществ потребность. Предпр явл первичной ячейкой расширенного воспроизводства кот лежит в основе эк-ки страны. Препр явл самостоятельной произв-хоз ед, имеет необх мат ср-ва и юр права и хар-ется рядом признаков. Признаки пром пред: 1)Производственное единство! Пред обладает сов-тью средств произ-ва, кот позволяют изготовлять продукцию в соответствии с требованиями рынка потребителей. 2)Пред явл орг-админ единицей, т.е. представляет собой коллектив тружеников, возглавляемый директором/советом директоров на основе единоначалия, кот несут персональную ответственность за каж работника и за успехи производственно-хоз деят-ти (получение прибыли). 3)Пред явл самостоятельной хоз единицей, ведет собственную отчетность, обеспечивает создание чистого дохода. Осн задачи пром пред: 1) произ-во нужной обществу продукции высокого кач-ва, широкого ассортимента при наиболее полном использовании всех имеющихся ресурсов и раб времени и жесткой экономии всех видов ресурсов. 2)Получение прибыли и расширение произ-ва. 3)Пред явл проводником НТП, осваивает новую технику, совершенствует выпускаемые изделия. 4)Формирует и совершенствует личность каждого работающего там (или по крайней мере так должно быть). Прибыль не всегда является главным мотивом создания и функционирования предприятия  - стремление к общественному признанию, обладанию прочными позициями на рынке, сохранению начатого дела. Для этого потребуется отказаться от получения сиюминутной прибыли, т.е. главной целью будет не получение максимальной прибыли, а максимизация ситуации в целом. Выделяют несколько принципов построения организации: 1. Развитие демократических основ управления - правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений. 2. Принцип системного подхода - формирования полной совокупности УР. 3. Принцип управляемости - фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. 4. Принцип соответствия объекта и субъекта управления - структура управления должна формироваться исходя из особенностей управления. 5. Принцип адаптации. Орг структура должна быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий среды. 6. Принцип специализации - обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. 7. Принцип централизации - объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций. 8. Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне. 9. Принцип правовой регламентации. Создание подразделений должно быть закреплено правом.

53. Информационные технологии  обеспечения управленческой деятельности.

Процесс управления организацией при постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях требуют использования современных информационных технологий. ИТ –совокупность методов и средств сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации с использованием средств выч техники и связи. Это системы, созданные для расширения возможностей интеллектуальной деятельности человека в процессах управления. Компьютерные технологии дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации. Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач в области организации производства, процессов планирования и анализа, связей с поставщиками и потребителями продукции. Современные автомат информац системы (ИС) позволяют: повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; обеспечивать своевременность принятия решений; согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях. 3 типа систем. Экспертные системы, предназначенны для массового использования, выполняют 2 функции: консультанта, помогающего в решении той или иной задачи, и эксперта, непосредственно эту задачу решающего. Они содержат значительный объем знаний в какой-либо предметной области — базу данных. Эти знания структурированы, закодированы, сопровождены системой правил логического вывода и готовы для использования в условиях конкретной ситуации, представляющей интерес для пользователя. В ответ на его запрос ЭС выдает диагноз ситуации, рекомендации и советы, по своему качеству вполне соответствующие уровню эксперта высокой квалификации. Таким образом, опыт, знания, логически объяснимые заключения, которые делает высококвалифицированный эксперт в определенной области деятельности, благодаря экспертным системам становятся достоянием широкого круга специалистов. Системы поддержки принятия решений предназначена для информационной поддержки ЛПР в процессе принятия решений и может быть определена как реализованная на компьютере система, обеспечивающая простой доступ к моделям и информации, используемым для разработки альтернатив и выбора решений. Принципы использования: обеспечение ЛПР необходимой информацией в максимально возможном объеме; возможность оперативного поиска информации; генерирование альтернативных вариантов решений; предоставление прогнозных оценок результатов. Автоматизированные системы экспертного оценивания. Основная задача — решение сложных управленческих проблем на основе надежной, профессионально обработанной и корректно примененной информации (своевременное предоставление достоверной, в необходимом количестве информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных УР). Новая ИТ — технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в инф процессе, широком использовании пакетов прикладных программ общего назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам. Осн тенденция - тенденция к глобализации ИТ в результате использования спутниковой связи и INTERNET, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты. Новые ИТ— основа перехода общественного развития от индустриальной к информационной эпохе в мировом масштабе.

Информация о работе Шпаргалка по "МенеджментУ"