Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

ответы под редакцией_менеджмент.docx

— 673.48 Кб (Скачать файл)

Раздел I. «Управление экономическими системами»

  1. Экономические системы как объекты управления.

Экономическая система (англ. Economicsystem) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов экономики. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Управление Э.С. осуществляется на основе имеющихся показателей и  поставленных перед управляющим  целей. Существуют несколько типов  э.с.: рыночная (капитализм, современная система и др. названия), плановая (командная), смешанная (1+2), традиционная (на основе традиций, хар-но для древнего мира или отсталых стран).

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах. Цель управляющего воздействия – поддержание системы, традиций, обычаев.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д. Цель управления такой э.с. – усреднение всего, определение и достижение плана, советские 5-летки и проч; совершенствование на основании четкого планирования.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг. Цель упр. Э.с. – совершенствование для государственных, социальных целей.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Типичными являются следующие функции  управления эс: планирование, учет и  контроль, анализ и регулирование.

 

 

  1. Субъекты управления экономическими системами.

Субъектами экономической системы  являются участники, которые функционируют  в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются. Основными субъектными группами в современной теории считают  три: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство.

Главным субъектом являетсяпредприятие – это такой хозяйствующий субъект, который создается и функционирует на основе действующего законодательства данной страны, т.е. выступает в роли юр.лица, занимается деятельностью в какой-либо сфере хозяйства. Это звено экономики, где осуществляется соединение рабочей силы со средствами производства, и создаются на этой основе продукты или товары.

Домашние хозяйства в экономической системе рассматриваются как производители и продавцы рабочей силы.

Государство выполняет важные функции по производству определенных товаров и услуг, а также сложные функции по регулированию экономики.

Все группы субъектов находятся  в экономической системе в  состоянии постоянного взаимодействия.

Ради обеспечения жизнеспособности человека создается экономическая  система, для этого она существует и развивается. Более того, именно человек является центральной действующей персоной экономической системы. Какую бы группу субъектов мы не рассматривали – предприятие ли, домашнее хозяйство, государство – везде главной фигурой является человек. Это – важная особенность экономической системы.

(субъект – то, на что воздействуем. Объект – тот, кто воздействует. Объектом крупных Э.с. видимо является государство и его деятели, а сами субъекты – косвенно; если считать предприятие эк.системой – то объект это его администрация)

 

  1. Экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты управления экономическими системами.

Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.

Организационно - технический  аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Эффективность и качество управления определяется, прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов.

 

  1. Принципы управления экономическими системами.

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого  и территориального подхода в  управлении.

 

Но вообще говоря многие великие  люди задумывались принципах успешного  управления.

И своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что он приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что «количество принципов управления беспредельно... изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

1.       Разделение труда — принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. Он считал, что «разделение труда имеет свои границы, определяемые как нашим опытом, так и чувством меры».

2.         Власть — «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и «личный» авторитет (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной.

3. Дисциплина — «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.

4. Единство распорядительства — «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника». Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов.

5. Единство руководства — «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели». Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим — «заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Файоль обращает внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов.

7. Вознаграждение персонала — «труды должны быть вознаграждены». Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия. Он приходит к следующему заключению: «Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник — деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, — смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника».

8. Централизация — «подобно разделению труда... присуща естественному порядку вещей». Рассматривая вопрос о том, какую структуру — централизованную или децентрализованную — должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом. Вот что он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации — это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства...»

9. Скалярная цепь — «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней». Более привычными терминами для определения этого понятия будут «иерархия» и «каналы», или «линии коммуникации, субординации». Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций.

10. Порядок — наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» (материальный порядок) и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своем месте» (социальный порядок). Эта мысль естественным образом приводит Файоля к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала.

11. Справедливость — Файоль   считал,   что   правосудие — это реализация   принятых   конвенций,   справедливость   же представлялась ему сочетанием правосудия и доброжелательности. Хотя руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и дисциплиной требует от руководителя, согласно Файолю, «немалого здравомыслия, опыта и добродушия».

12. Стабильность состава  персонала — имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Файоль считал, что новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке.

13. Инициатива — способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она, будучи одним из «сильнейших стимулов, определяющих поведение человека», обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"