Школа поведенческих наук А. Маслоу и его последователи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

В 20 - е годы ХХ века резко усилилась критика школы научного менеджмента, которой противопоставлялось новое направление, претенциозно названное «гуманистическим вызовом». Многие в начале ХХ века ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Содержание работы

Введение 3
Развитие теории и практики управления с позиции четырёх подходов. 5
Становление и развитие поведенческой школы управления 6
Неоклассическая школа управления - фундамент школы поведенческих наук. 6
Поведенческая бихевиористская школа 7
Содержательные теории мотивации, как концепции школы поведенческих наук 10
Школа поведенческих наук 11
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу 13
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской ФедерацииГосударственный институт машиностроения.docx

— 186.89 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации Государственный институт машиностроения                  (ЛМЗ-ВТУЗ)                                                                                       

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ  

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Реферат

по дисциплине: история  менеджмента

Школа «Поведенческих наук»  А. Маслоу и его последователи.

 
 

 

 

 

Выполнила работу: Иванова  Е.В.

 Группа: 2811

 Санкт-Петербург 2012




 

 

Содержание: 

Введение 3

  1. Развитие теории и практики управления с позиции четырёх подходов. 5
  2. Становление и развитие поведенческой школы управления 6
    1. Неоклассическая школа управления - фундамент школы поведенческих наук. 6
    2. Поведенческая бихевиористская школа 7
  3. Содержательные теории мотивации, как концепции школы поведенческих наук 10
  4. Школа поведенческих наук 11
  5. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу 13

Заключение 18

Список литературы 20

 

Введение

В 20 - е годы ХХ века резко  усилилась критика школы научного менеджмента, которой противопоставлялось  новое направление, претенциозно названное  «гуманистическим вызовом».

Многие в начале ХХ века ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

Одновременно с научной  критикой происходили события в  реальном бизнесе, подтверждавшие новые  научные веяния. В начале 20-х годов  менеджеры американской компании General Electric на своём заводе Western Electric в Хоторне предложили провести исследование условий труда и производительности. После того, как исследователи в Хоторне опубликовали свои результаты, стало очевидным, что рождается уникальное комплексное научное направление. Фактические эти работы означали вступление в эпоху школы человеческих отношений в теории менеджмента и смежных науках. Социологи заинтересовались вдруг проблемами промышленности, а такие вопросы, как мотивация, коммуникация и лидерство, стали легитимными темпами в управленческих исследованиях наряду с изучением трудовых движений и затрат времени, планированием, организацией и контролем.

Развитие управленческой мысли и направления учёта человека и его потребностей, усиление внимания учёных к проблемам мотивации работников привели к появлению новой научной школы управления, где человек - главный объект внимания.

Поэтому наибольшее внимание должно быть уделено изучению вопросов, касающихся поведения людей в  процессе работы. Именно работники  организации создают продукт  её деятельности, и, несмотря на то, что  машины и механизмы стали полновластными хозяевами во многих технологических  процессах, роль человека в организации  не только не уменьшилась, но даже возросла. В настоящее время человек  стал не только самым важным, но и  самым дорогостоящим ресурсом организации. Поэтому люди, работающие в организации, являются главным объектом внимания менеджмента.

Менеджмент формирует  кадры организации, устанавливает  систему отношений между людьми в организации, позволяющую создать  необходимые условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников и его интенсивного развития, способствует обучению и продвижению кадров. Менеджмент обязан создать в организации  такие условия, в которых работники  чувствовали бы удовлетворённость  от взаимодействия с организацией. Это, в свою очередь, будет формировать  их отношение к организации и  величину их вклада в её деятельность.

Развитие таких наук, как  психология и социология, и исследования после второй мировой войны способствовало формированию школы поведенческих наук в управлении. Представители этой школы изучали поведение людей на работе, различные аспекты их социального взаимодействия, мотивации трудовой деятельности, характер власти и лидерства и другие бихевиористские аспекты управления.

Среди наиболее крупных представителей поведенческого направления можно  отметить Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу. Мотивами поступков людей, по их мнению, являются не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Школа поведенческих наук явилась своего рода продолжением школы  «человеческих отношений», однако представители  нового направления не только акцентировали  внимание на методах налаживания  межличностных отношений, но и стремились оказать помощь работнику в осознании  собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих  наук к построению и управлению организациями.

Изучались различные аспекты  социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Поведенческий подход почти  полностью охватил весь менеджмент в 60-е годы прошлого столетия и отстаивал  «единственный наилучший путь»  решения управленческих проблем. Его  исходное положение состояло в том, что правильное применение науки  о поведении будет всегда способствовать повышению эффективности работника  и организации в целом.

 

 

  1. Развитие теории и практики управления с позиции четырёх подходов.

 

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые  обеспечили существенное развитие теории и практики управления

Подход с позиции выделения  различных школ в управление позволяет  рассматривать управление с пяти различных точек зрения - с позиции  школы научного менеджмента, административного  управления, человеческих отношений, науки  о поведение, а также науки  управления и количественных методов.

Школа научного менеджмента  сформировалась и получила широкую  известность во всем мире на пороге XX в. Создатели школы научного менеджмента (Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт, Генри Гант) полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления.

Административная школа  рассматривала организацию с  точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Вырабатываются подходы к совершенствованию  управления организацией в целом.

Школа человеческих отношений  акцент на межличностных отношениях между людьми в управление.

Школа науки о поведение  использование науки о человеческом поведение.

Количественный подход - математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления.

Процессный подход - рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Системным подход - организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов - люди, структура, задачи и технология, - направленных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход - предполагает, что применение тех или иных методов управления зависит от ситуации. Поскольку существует много факторов, воздействующих на организацию как внутри неё, так и в окружающей среде, не существует единого способа управлять ею. Самый эффективный метод в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

 

  1. Становление и развитие поведенческой школы управления
    1. Неоклассическая школа управления - фундамент школы поведенческих наук.

Школа научного управления и классическая школа появились  на свет, когда психология находилась ещё в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьёзно ставили под сомнение новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Двух учёных, Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо , можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе "Уэстерн Электрик" в Хотторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической  школы полагали, что если руководство  проявляет большую заботу о своих  работниках, то и уровень удовлетворённости работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

    1. Поведенческая бихевиористская школа

Развитие таких наук, как  психология и социология после второй мировой войны сделали изучение поведения на рабочем месте в  большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур, более позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления, можно упомянуть в первую очередь Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению организаций и управлению ими. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов.

Период конца 30 -х и  особенно 50-60-х годов привёл к определённому изменению ситуации в менеджменте.

Во-первых, резко возросло число работников в системе управления. Эффективная работа целого механизма  управления требовала особого внимания к личности работника. Работник оставался  главным элементом системы управления. Рост числа работников увеличил значение таких проблем, как мотивация  работника управления, его инициатива.

Во-вторых, острой становится проблема коммуникабельности работника, его способности работать в коллективе. Не менее важна адаптивность, приспособляемость сотрудника к различным людям: подчинённым и начальникам.

В-третьих, увеличение количества работников управления сопровождалось появлением профессиональных менеджеров. Все большее число хозяев по личным способностям оказывались не в состояние  руководить сотнями инженеров, бухгалтеров, финансистов, юристов и т.д. В-четвертых, изменился и характер управленческой деятельности. Она требовала все  больше и больше не элементарной исполнительности и дисциплинированности, а полного  использования знаний и способностей.

Исходная посылка бихевиоризма заключалась в необходимости  изучения не сознания, а поведения  человека, которое формируется в  результате взаимодействия стимулов и  реакции на них.

Информация о работе Школа поведенческих наук А. Маслоу и его последователи