Школа человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:19, контрольная работа

Описание работы

На рубеже 20-х-30-х годов стали формироваться предпосылки , двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.
В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном. Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализированных1 отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Стр.2
1. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
4
1.1 Исследования Мэри П. Фоллетт
5
1.2Исследования Элтона Мэйо.
6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
8
2.1 Теория Абрахама Маслоу.
9
2.2 Теория Дэвида МакКлелланда
13
2.3 Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
14
3. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
17
3.1 Теория ожиданий Виктора Врума.
17
3.2.Теория справедливости.
18
4. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Менежмент.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Теория  Выгодского утверждает, что в психике  человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые  и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются  параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью  средств другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени  человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский  сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

4.СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.

Участие людей в общественном производстве рассматривалось и может рассматриваться  с различных точек зрения. Рассмотрим некоторые современные концепции  управления персоналом.

Л.И. Евенко считает, что произошла  смена четырех концепций роли кадров в производстве:

1.  Концепция использования трудовых ресурсов (labour resources use). Время: конец 19 века – середина 20 в. Суть: вместо человека в производстве  рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла свое отражение в марксистских  и тейлористских теориях, в СССР – в эксплуатации труда государством.  

2. Концепция управления персоналом (personnel management). Время: с 30-х годов 20 в. В основе – теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через занимаемую им формальную роль – должность и обезличивался, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).  

3. Концепция управления человеческими  ресурсами (human resourse managment). Время: примерно с 70-х годов. Суть: человек стал рассматриваться не как элемент структуры (должность), а как некий невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция расцвела в середине 80-х годов в годы «перестройки» и носила название «активизация человеческого фактора».  

4. Концепция управления человеком  (human being management). В соответствии с этой концепцией человек уже не только особый объект управления, но и субъект управления, который уже не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должна строиться стратегия и структура организации. Основоположники концепции – японцы К. Мацусита и А. Морита.  

 Английский профессор С.Лиз  с позиций теории человеческих  отношений выделил семь стратегических  направлений в работе с персоналом.  

1. Снижение удельного веса заработной  платы в себестоимости продукции  и оплаты труда работников.

Из- за высокой оплаты труда  работников в США и Европе продукция  многих западных фирм стала неконкурентоспособной. В качестве выхода предлагается разделить  персонал на две группы: высококвалифицированных  постоянных работников с социальными  гарантиями и высокой оплатой  труда «ядро»; малоквалифицированных  сезонных работников без социальных гарантий и с низкой оплатой труда («периферию»).

  1. Работники – это ресурс, который необходимо максимизировать.

Считается, что единственным источником долгосрочного преимущества на рынке  является знание способностей своих  работников и максимизация их изобретательности, мотивации и человеческих отношений, а не «копирование» опыта лучших компаний.  (пример «IBM»,  «Hewlett-Packard»).

  1. Неразрывная связь стратегии предприятия и стратегии управления персоналом.

В зависимости от типа компании она может применять централизованную стратегию из единого центра (каскадная  модель Чандлера) и децентрализованную стратегию, когда самостоятельные  подразделения крупной компании проводят гибкий маркетинг на рынке (модели Портера и Фомбрука).

  1. Развитие организационной культуры: общие цели, коллективные ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль сотрудников с помощью социальных средств

В данном случае ставится задача достичь «экстраординарных результатов  через деятельность ординарных людей». Считается, что высокая внутренняя организационная культура для некоторых  компаний – ключ к успеху.

  1. «Японизация» методов управления персоналом, широко распространившаяся после успеха крупнейших японских компаний.

Достигается за счет минимизации  числа уровней управления, высокой  организационной культуры, гибких форм организации труда, высокого качества продукции, преданности рабочих  фирме и т.п.

  1. Управление персоналом – стратегическая функция.

Это направление предполагает разработку кадровой стратегии, подбор персонала исходя из философии фирмы, вознаграждения с учетом качества индивидуальной деятельности, минимизацию трудовых споров и создание гармонии на рабочем  месте, поощрение коллективных усилий, направленных на выживание компании

  1. Использование моделей управленческого выбора в работе с персоналом с учетом четырех главных аспектов: влияние работника и способы воздействия на него; процедура движения работника на фирме; системы вознаграждения; организация рабочего места.

Модель успешно позволяет  решить проблему выбора политики для  максимизации вклада человека в успех  фирмы. 

Предложенные направления в  работе с персоналом концентрируют  опыт успешных компаний и современные  концепции менеджмента на Западе.

 Наши условия несколько отличны.  Г.М. Озеров, известный специалист  в области работы с персоналом, полагает, что управление персоналом  в России должно базироваться  на следующих принципах:

  1. Человек – основа корпоративной культуры.

Успешные предприятия  уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой перемен.

  1. Менеджмент для всех.

Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее  руководство («команда») и нижнее звено («сотрудники»).

  1. Эффективность как критерий успеха организации.

Заключается в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли.

  1. Взаимоотношения как критерий успеха организации.

Возникающие проблемы из «мира  психологии» (психологические отношения, коммуникации, ценности, мотивы) должны быть приоритетными по сравнению  с проблемами из «мира фактов» (техника, технология, организация)

  1. Качество как критерий эффективности.

Необходимо работать с  пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное, качество команды, качество продукта, качество сервиса, качество организации.

  1. Команды как критерий успеха организации.

Все работающие в организации  являются сотрудниками. Все они члены  социальной группы (команды). Все команды  и отдельные сотрудники, входящие в команду, вносят вклад как в  успех, так и в провалы организации.

  1. Обучение – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть жизненно важного процесса продвижения организации.

Анализируя изложенные выше концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом. Во многих публикациях  отмечаются два полюса роли человека в общественном производстве:

  • человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) – важный элемент процесса производства и управления;
  • человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями – главный субъект управления.

 

    Другая часть  исследователей рассматривает персонал  с позиций теории подсистем,  в которой работники выступают  в качестве важнейшей подсистемы. Наиболее четко можно выделить  две группы систем:

    • экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
    • социальные, в которых главенствуют вопросы отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Главная цель школ человеческих  отношений и науки о поведении  в управлении заключалась в  вытеснении жестко формализованных,  деперсонализованных отношений  на производстве, вполне обнаруживших  к этому времени свою неэффективность.  В данном смысле трактовка  промышленных организаций как  целостных систем показала силу  собственно социальных факторов  в производственном процессе. Впервые  признание получил и личностный  фактор организации, а также  было уделено внимание и вопросам  косвенного влияния неформальных  отношений на экономические показатели  фирм и предприятий. Наряду  с этим, указанным теориям были  свойственны и некоторые недостатки. Так, они сосредоточили фокус  своего внимания на проблемах  кооперации, обойдя сложные вопросы  социальных конфликтов. В них  явно завышен уровень, до которого  рабочими можно манипулировать  при помощи социально-психологических  методов. Признание работника  «фактором», самостоятельно воздействующим  на производственный процесс,  разумеется, шаг вперед, однако его  не хватило на признание необходимости  самоорганизации и самоуправления  рабочих в производстве. Вопрос  о «соучастии» работников в  процессах принятия решений хотя  и был поставлен, но не нашел  сколько нибудь положительного  разрешения.

     Путь к эффективному менеджменту  лежит через понимание мотивации  человека. Только зная то, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности, какие мотивы  лежат в основе его действий, можно попытаться разработать  эффективную систему форм и  методов управления человеком.  Для этого необходимо знать,  как возникают или вызываются  те или иные мотивы, как и  какими способами, мотивы могут  быть приведены в действие, как  осуществляется мотивирование людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. В.И. Кнорринг "Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
  2. А.П. Егоршин "Управление персоналом", изд. Н.Новгород - НИМБ, 1999 г.
  3. А. Большаков "Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "ПИтер", 2000 г. Серия Краткий курс.

А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров "Организация  управления персоналом на предприятии" - М. ГАУ, 1994

  1. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. 607 с.
  2. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. Шеметова П. В. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 312 с.
  3. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 784 с.
  4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т. Ю., Ерёмина Б. Л., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
  5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000. 512 с.
  6. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури "Основы менеджмента". Пер. с английского - М.: "Дело ЛТД", 1995.

     11.    Ю.А. Цыпкин , А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили «Менеджмент» ЮНИТИ  Москва ,2001.

1 Де…(лат.de…) – приставка обозначающая отделение,удаление, отмену, напр.: деперсонализированный – обезличенный, противоп. – персонализованный (персона (лат.persona) – особа, личность).

2  Этический – нравственный, относящийся к этике (этика (лат.ethika, гр.ethos) – система норм нравственного поведения человека, какого либо класса, общественной или профессиональной группы); соответствующий требованиям этики.

3 Контекст (лат.contextus-тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельно входящзего в него слова или фразы.

4  Элиминировать – исключать, устранять.

Информация о работе Школа человеческих отношений