Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:54, курс лекций
Что такое организационное поведение?
После изучения этой главы вы сможете:
Дать определение организационного поведения.
Описать, что делают менеджеры.
Сформулировать ценность систематического изучения организационного поведения.
Перечислить главные трудности и преимущества для менеджеров в использовании концепций организационного поведения.
Определить вклад в организационное поведение основных поведенческих наук.
Организационное поведение.
Введение
Организационное поведение.
Лекция 2. Учет глобального и культурного разнообразия
Организационное поведение.
Лекция 3. Личность
Организационное поведение.
Лекция 4. Личность и эмоции.
Организационное поведение
Лекция 5.Восприятие и индивидуальное принятие решений..
Организационное поведение
Лекция 6. Ценности, привычки и удовлетворение от работы
Организационное поведение
Лекция 7. Мотивация: от концепций к приложениям.
Norman. Organizational Behavior.
1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.
Организационное поведение
1-я контрольная точка. Индивид. Case-studies.
Организационное поведение
Лекция 8. Основы группового поведения
Организационное поведение
Лекция 12. Рабочие группы (команды)
Организационное поведение
Лекция 10. Коммуникации
Организационное поведение
Лекция 11. Лидерство
Организационное поведение
Лекция 15. Власть и политика
Организационное поведение
Лекция 13. Конфликт, переговоры и межгрупповое поведение
Организационное поведение
Лекция 14. Организационная культура
Литература.
Организационное поведение
 
 
Что такое организационное 
После изучения этой главы вы сможете:
Что делают менеджеры.
Функции менеджмента. Роли менеджмента. Навыки менеджмента. Действия менеджмента – эффективность или успешность? Взгляд на работу менеджера.
Менеджеры  | 
  Люди, которые достигают целей посредством других людей  | 
Организация  | 
  Сознательно координируемая социальная единица, состоящая из двух или более людей, которая работает относительно регулярно с целью достижения общей цели или целей.  | 
Функции менеджмента.
Планирование  | 
  Включает определение целей, выбор стратегии и разработку планов для координации действий.  | 
Организация  | 
  Определяет, какие задачи должны быть выполнены, кто должен их выполнить, как эти задачи должны быть сгруппированы, кто перед кем отчитывается и где должны приниматься решения  | 
Лидерство  | 
  Включает мотивацию   | 
Контроль  | 
  Контроль деятельности на предмет ее соответствия плану и корректировка существенных отклонений  | 
Роли менеджмента
В конце 60-х гг. аспирант МТИ Генри 
Минцберг тщательно изучил работу пяти 
руководителей с целью 
Межличностные:
Главный руководитель,
Лидер,
Связующее звено.
Информационные:
Приемник информации,
Распространитель информации,
Представитель.
Роли по принятию решений:
Предприниматель,
Устраняющий нарушения,
Распределитель ресурсов,
Ведущий переговоры.
 Роли не могут быть 
Навыки менеджмента.
Технические навыки.  | 
  Способность применить специальные знания или опыт.  | 
Навыки работы с людьми.  | 
  Способность сотрудничать, понимать и мотивировать других людей, как индивидуально, так и в группах.  | 
Концептуальные навыки.  | 
  Умственная способность   | 
Действия менеджмента – 
Лузанс с сотрудниками изучил работу более 450 менеджеров и выделил четыре основных занятия менеджера:
Относительные затраты времени на эти четыре занятия различается у “средних” менеджеров, “успешных” – быстрее других поднимающихся по служебной лестнице, и “эффективных” – с максимальными характеристиками количества и качества выполняемых функций и максимальной удовлетворенностью подчиненных.
Табл. Относительные трудозатраты на разные виды деятельности.
Вид деятельности  | 
  Тип менеджера  | ||
средние  | 
  успешные  | 
  эффективные  | |
Традиционный менеджмент  | 
  32  | 
  13  | 
  19  | 
Коммуникации  | 
  29  | 
  28  | 
  44  | 
Управление человеческими   | 
  20  | 
  11  | 
  26  | 
Сетевая деятельность  | 
  19  | 
  48  | 
  11  | 
Взгляд на работу менеджера
… как бы они не назывались – “функции лидера”, “межличностные роли”, “навыки работы с людьми” – ясно, что менеджеры должны развивать свои человеческие навыки, если они хотят быть эффективными и успешными в своей работе.
Организационное поведение.
| 
   
 Организационное поведение  | 
  область знаний, которая изучает воздействие индивидуумов, групп и структуры на поведение в организациях с целью применения этого знания к повышению результативности организации.  | 
Систематическое изучение вместо интуиции.
Все мы изучаем поведение. С ранних лет мы наблюдаем поведение других и пытаемся объяснить то, что мы видим. Думаете вы об этом, или нет, всю свою жизнь вы пытаетесь прочитать поведение других людей. Кроме этого мы пытаемся предугадать, как люди поведут себя в тех или иных обстоятельствах.
Обобщение знаний о поведении.
Вы уже сделали вывод, что некоторые обобщения могут помочь вам предсказать настоящее и будущее поведение людей. Но как вы пришли к этим обобщениям? Посредством наблюдения, восприятия, вопросов, чтения и слушания. Таким образом, ваше понимание пришло как прямо из вашего собственного опыта относительно предметов окружения, так и из опыта других.
Насколько точны такие обобщения? Часть из них основана на довольно тонких экспериментах, результаты которых распространены на поведение других людей. Все мы имеем некоторые суждения о человеческом поведении. Для иллюстрации приведем несколько расхожих суждений, относящихся к поведению человека на работе.
Счастливые работники – 
Все индивидуумы более продуктивны, когда их начальник дружествен, доверителен и доступен.
Интервью – эффективное 
Каждый хочет трудной и 
Вы должны слегка разозлить человека, чтобы заставить его делать работу.
Все мотивируются деньгами.
Большинство людей интересует размер их собственной зарплаты, а не зарплаты других
Наиболее эффективные группы избегают конфликтов.
Какие из этих суждений правильны? Ниже мы увидим, что почти все они неверны. Но сейчас для нас важно другое. Эти суждения базируются в основном на интуиции. Систематическое изучение поведения позволит нам значительно улучшить наши способности предсказания.
Содержательность или индивидуальные различия?
Подход к человеческому 
Поведение в основном предсказуемо, если мы знаем, как человек воспринимает ситуацию и что важно для него или нее. Если сторонний наблюдатель расценивает поведение человека, как нерациональное, скорее всего он не располагает некоторой дополнительной информацией о наблюдаемом объекте или его окружении.
Конечно, между индивидами существуют различия. Оказавшись в одинаковых условиях, люди ведут себя по-разному. Однако основы их поведения сходны и нуждаются лишь в некоторой индивидуальной модификации.
Эти основы очень важны, ибо они обеспечивают предсказуемость поведения. Здесь есть некоторая аналогия с правилами вождения автомобиля. Выезжая на трассу, водитель представляет себе реакцию других водителей на знаки дорожного движения и разметку дороги. Аналогично предсказуемо (конечно, не на 100%) поведение людей у врача, в парикмахерской и др.
Поведение в основном предсказуемо, и систематическое изучение поведения – это средство для правильного предсказания. Это средство надежнее интуиции.
Систематическое изучение  | 
  Рассмотрение взаимоотношений, попытки описать причины и эффекты и построение выводов на основе научной ясности  | 
Интуиция  | 
  Чувство, не обязательно подкрепленное исследованиями  | 
Трудности и возможности в 
Никогда еще организационное поведение не было так важно для менеджеров. Рабочие становятся все старше, на работу приходит все больше женщин и небелых работников, реструктуризация корпораций не позволяет использовать традиционные методы приверженности предприятию, глобальная конкуренция требует от работников гораздо большей гибкости, обучения, быстрых изменений и инноваций.
В дополнение к сказанному для США, российская специфика характеризуется острой нехваткой квалифицированной рабочей силы, низкой трудовой дисциплиной, утерей или отсутствием навыков качественной работы и соблюдения технологической дисциплины у рабочих, старением и падением уровня квалификации инженерно-технических работников.
Улучшение качества и производительности.
Том Росси руководит трудным бизнесом. Он делает электрические лампочки в Маттуне, Иллинойс, для Дженерал Электрик. Его производство конкурирует с предприятиями в США, Европе, Японии и даже Китае. Для того, чтобы выжить, он ввел режим экономного производства, увеличил производительность и улучшил качество. Это привело к успеху. С 1988 по 1993 гг. завод в Маттуне имеет среднегодовое увеличение производительности около 8%. Ориентируясь на непрерывное улучшение, спрямление процессов и сокращение затрат, завод GE в Маттуне остался перспективным и прибыльным.
Все больше и больше менеджеров сталкиваются 
с теми же трудностями, что и Том 
Росси. Они увеличивают производительн
Всеобщее управление качеством (TQM)  | 
  Философия менеджмента, в которой ведущей идеей является постоянное внимание к удовлетворению пользователя посредством непрерывного улучшения всех организационных процессов  | 
Что такое всеобщее управление качеством?
Усиленное сосредоточение на пользователе
Концентрация на непрерывном совершенствовании
Улучшенное качество всего, что делает организация
Точное измерение
“наделение властью” работников 
(делегирование работника 
Реинжиниринг  | 
  Рассмотрение того, как работа могла бы делаться, а организация – структурироваться, если бы она начиналась с исходной точки (создавалась заново)  | 
Приводится пример радикального изменения такого продукта, как роликовые коньки – от кожаных ботинок, к которым крепились два пары деревянных колесиков до пластиковых ботинок, к которым крепятся от четырех до шести пластиковых роликов, вытянутых в линию.