Этический кодекс организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы. Изучение этического кодекса в организации. Задачи работы:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этического кодекса организации;
- изучить этический кодекс организации в Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА);
Объектом исследования является Объединенная Лизинговая Ассоциация;
Предметом – этический кодекс в данной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….....3
1.Теоретическиеаспектыэтическогокодексаорганизации
1.1 Сущность этического кодекса организации…………………………..…5
1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов…………....9
1.3 Этика деятельности организации и руководителя………...…………...12
1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации……..20
2 .Этическийкодексорганизациина примереобъединенной
лизинговойассоциации (ОЛА).
2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………….…...23
2.2 Цели и принципы этики членов ОЛА……………….....................…....23
2.3 Основные положения этического кодекса членов ОЛА в отношении
между ассоциацией и заинтересованными лицами………………........…24
Заключение…………………………………..………………………….......27
Список использованных источников……...……………..........................28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа new1.docx

— 61.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание


 

Введение………………………………………………………………..….....3

1.Теоретическиеаспектыэтическогокодексаорганизации

    1. Сущность этического кодекса организации…………………………..…5

1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов…………....9

1.3 Этика деятельности организации и руководителя………...…………...12

1.4 Основные принципы этики деловых отношений в организации……..20

2 .Этическийкодексорганизациина примереобъединенной

лизинговойассоциации (ОЛА).

2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………….…...23

2.2 Цели и принципы этики членов ОЛА……………….....................…....23

2.3 Основные положения этического кодекса членов ОЛА в отношении

между ассоциацией и заинтересованными лицами………………........…24

Заключение…………………………………..………………………….......27

Список использованных источников……...……………..........................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших показателей, указывающих на зрелость организации, является наличие собственного этического кодекса в организации. Этический кодекс организации(корпоративный этический кодекс) определяет правила поведения работников организации и принципы управления, и принципы, на которых строятся взаимоотношения организации с сообществом. Корпоративный этический кодекс обычно содержит две основные части - идеологическую и нормативную. В идеологической части прописывается смысл существования и деятельности организации – ее главная цель (миссия организации) и корпоративные ценности. В нормативной части отражены желаемые нормы поведения сотрудников. Кроме того, именно нормативная часть кодекса указывает на варианты поведения сотрудников в различных ситуациях.

Для того, чтобы этический кодекс не оставался «мертвым» документом, в организациях используются специальные методы по закреплению положений кодекса в корпоративной культуре. Способы внедрения этического кодекса основаны на многократном озвучивании главных принципов кодекса. Примером может служить гимн организации, доклады с включенными в них пунктами кодекса, обсуждение кодекса, ознакомление с кодексом новых работников организации. Также все служебные обязанности рассматриваются, в том числе и с позиции их соответствия этическому кодексу. Это, в свою очередь, способствует усилению интеграции сотрудников организации между собой[1c.23].

Актуальность темы.Обусловлена необходимостью постоянного изучения и корректировки исследований в области этического кодекса организации в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.

Цель данной работы. Изучение этического кодекса в организации.

Задачи работы:

- всесторонне рассмотреть теоретические  аспекты этического кодекса организации;

- изучить этический кодекс организации  в Объединенной  Лизинговой Ассоциации  (ОЛА);

Объектом исследования является Объединенная Лизинговая Ассоциация;

Предметом – этический кодекс в данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты этического кодекса организации

1.1Сущность этического кодекса организации

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (Десять заповедей Ветхого завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.

В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.

Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

Первопричина этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Т.e., этичеcкий кодекс компании - отдельная область менеджмента.

В трудовых отношениях периодически возникают ситуации, когда сталкиваются представления людей о морали, т.е. каждый индивид имеет свое понимание  плохого и хорошего, справедливости, долга и ответственности. Кодекс корпоративной этики должен быть встроен в систему бизнеса  и выступать носителем этических ценностей компании и этических норм, определяющих действия сотрудника и пути выхода из сложных ситуаций.

[2,c147].

Три основные функции этического кодекса.

1. «Повышение качества взаимоотношений  между сотрудниками». Управленческая  функция кодекса состоит в  регламентации поведения в сложных  этических ситуациях. Повышение  эффективности деятельности сотрудников  осуществляется путем: регламентации  приоритетов во взаимодействии  со значимыми внешними группами; определения порядка принятия  решений в сложных этических  ситуациях; указания на неприемлемые  формы поведения.

2. «Усиление корпоративной идентичности».  Например, крупным предприятиям  с многочисленным штатом сотрудников  «важно развивать, сохранять и  поддерживать у персонала ощущение  принадлежности к компании и  чувство приверженности к общему  делу». В случаях интеграции  компаний (поглощениях, слияниях) кодекс  способствует выработке общих  норм, стандартов и формированию  «единой почвы для коммуникаций».

Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентируя их на единые корпоративные цели, тем  самым, повышая корпоративную идентичность.

3. «Репутационная составляющая», демонстрация прозрачности компании (описывается политика, закрепленная в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Т.о. формируется доверие к компании со стороны внешних групп. Кодекс позволяет снижать риск совершения этических нарушений внутри организации, а в некоторых случаях предотвращать их. Наличие кодекса подтверждает репутацию компании как надежного бизнес-партнера, который соответствует международным стандартам корпоративного управления. Это в свою очередь повышает инвестиционную привлекательность компании при выходе на фондовые рынки, размещении акций и при налаживании сотрудничества с западными партнерами. Наличие у компании кодекса корпоративной этики - общемировой стандарт ведения бизнеса.

Западные компании давно осознали необходимость внедрения этического кодекса, определяющего основы делового поведения, что позволяет им достичь  преимущества в бизнесе. В нашей  стране в силу недостаточного государственного контроля и сложившихся традиций этике делового поведения на предприятии  не уделяют должного внимания.

«Этический кодекс появляется в  компании, когда она расширяется  и перед Генеральным Директором возникает необходимость выработать систему координат, чтобы сотрудники понимали этические корпоративные  ценности. Кроме того, этический  кодекс улучшает отношения с партнерами и инвесторами. Партнерам кодекс гарантирует, что все обещания будут  выполнены. Для инвесторов кодекс —  довод в пользу правильности решения  о вложениях в компанию, для  которой честь превыше прибыли».

Для разработки и внедрения этического кодекса компании могут выбрать  один из трех путей.

1. Привлечь внешних экспертов-консультантов,  которые будут вести проект  этического кодекса от начала  до конца и сопровождать компанию  после его внедрения.

2. Разработать и внедрить кодекс  этики с помощью внешних экспертов,  а поддержку системы осуществлять  самостоятельно.

3. Собственными силами разрабатывать  и внедрять этический кодекс.

Основная задача этического кодекса  заключается в создании комфортных условий труда, благоприятного психологического климата в компании. С помощью  этического кодекса можно сплотить всех членов коллектива, сформировать корпоративную культуру. Сотрудникам, усвоившим законы фирмы, проще разобраться  в сложных рабочих ситуациях, а новичку легче влиться в  коллектив и понять, чего от него здесь ждут.

Разрабатывать и внедрять этический  кодекс рекомендуется в четыре этапа.

1. Исследование. В компании проводится  диагностика ситуации: выявляют  потенциальные сферы конфликта  интересов, противоречий внутри  организации и в ее внешних  отношениях – с клиентами,  партнерами. Определяются области  возможных нарушений, связанных,  например, с грубостью персонала,  хищениями и др. Формулируются  цели программы.

2. Разработка концепции. Руководство  компании создает «образ идеального  сотрудника» – описывает его  желаемое поведение в конфликтных  и сложных этических ситуациях.  Для каждой организации они  индивидуальны. В зависимости  от их особенностей формируется  и структура кодекса: содержание, главы. На этом же этапе составляется  проект текста кодекса.

Таким образом создается база собственных представлений об этических нормах в компании.

Дальнейшая работа поручается службе персонала, которая формулирует  основные положения этического кодекса. При разработке этического кодекса  целесообразно вовлечь в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. При этом выясняются проблемы профессионально-этического характера, возникающие в повседневной деятельности сотрудников, классифицируются и на конкретных примерах описывается желательное  и нежелательное поведение персонала. Т.о. закрепляются неписаные правила, которые существуют в любой компании: от требований к одежде сотрудников  до норм взаимоотношений с клиентами, конкурентами и т.д.. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы.

3. Обсуждение, корректировка и принятие. Всех сотрудников знакомят с  проектом кодекса, проясняют его  необходимость для каждого работника  и компании в целом, получают  обратную связь о проекте кодекса.  Затем текст корректируют и  дорабатывают документ. Кодекс утверждает  руководство компании.

4. Внедрение. Создается система  исполнения кодекса этики. Она  включает четыре элемента: 1) продвижение  этических стандартов поведения  внутри компании; 2) обучение сотрудников  (как применять зафиксированные  в кодексе нормы); 3) мониторинг  исполнения этических норм и  возможных нарушений; 4) реагирование  на нарушения.

Весь свод этических правил полностью  принимается президентом компании, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать  того же и с остальных[3c.22].

 

1.2 Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Кодекс корпоративной этики  может выполнять три основные функции:

  • репутационную;
  • управленческую;
  • развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса  состоит в регламентации поведения  в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

  • регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
  • определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
  • указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной  культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной  культуры. Кодекс может транслировать  ценности компании всем сотрудникам, ориентировать  сотрудников на единые корпоративные  цели и тем самым повышать корпоративную  идентичность.

Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две  части:

  • идеологическую (миссия, цели, ценности);
  • нормативную (стандарты рабочего поведения).

Информация о работе Этический кодекс организации