Этический кодекс организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение этического кодекса, его роль в управлении поведением персонала и разработка этического кодекса банка, занимающегося долгосрочным кредитованием физических лиц.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности этического кодекса;
- дать классификацию этических кодексов;
- раскрыть влияние этического кодекса на управление поведением персонала;
- ознакомиться с зарубежным и отечественным опытом применения этического кодекса в организации;
- разработать этический кодекса Credit Банка, занимающегося долгосрочным кредитованием физических лиц.

Содержание работы

Введение 3
1 Этический кодекс организации и его роль в управление поведением персонала 5
1.1 Этический кодекс: понятие, особенности, структура 5
1.2 Роль этического кодекса в управлении поведением персонала 8
1.3 Российский и зарубежный опыт использования этического кодекса в управлении поведением персонала 11
2 Разработка макета примерного этического кодекса банка, занимающегося долгосрочным кредитованием физических лиц. 14
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

вариант2 культураконтр.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

(Финуниверситет)

 

Краснодарский филиал Финуниверситета

 

Кафедра «Философия, история и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Вариант №2

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнил:  

                                                                                    Студент:

                                                                                    Факультет:                              

                                                                                    Профиль:                                  

                                                                                    Личное дело:

                                                                                    Проверил:

 

 

 

Краснодар 2014

                                                     

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Этические кодексы решают массу корпоративных и кадровых задач, облегчая жизнь руководителю организации и персоналу. Как показывает практика, этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует, поэтому каждая компания вдыхает жизнь в этот документ самостоятельно.

Изучение этических кодексов ведущих зарубежных и отечественных компаний показало, что зачастую они очень непохожи друг на друга. Рассмотренные кодексы имеют разный формат, разный стиль и, более того, выполняют разные задачи. Именно от поставленных задач зависит, каким будет этот документ, и как он будет работать в конкретной организации.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что этические кодексы в организации – явление всё более распространенное и требует всё большего изучения и исследования влияния как на отдельного работника, так и на организацию в целом. Каждой организации следует иметь комплекс определенных норм и правил, которых должны придерживаться все сотрудники компании.

Целью данной работы является изучение этического кодекса, его роль в управлении поведением персонала и разработка этического кодекса банка, занимающегося долгосрочным кредитованием физических лиц.

 Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и особенности этического кодекса;

- дать классификацию этических  кодексов;

- раскрыть влияние этического  кодекса на управление поведением  персонала;

- ознакомиться с зарубежным  и отечественным опытом применения  этического кодекса в организации;

- разработать этический кодекса Credit Банка, занимающегося долгосрочным кредитованием физических лиц.

Информационной базой для выполнения контрольной работы послужила учебная и научная литература, книги по специальным вопросам, журнальные статьи.

 

1 Этический кодекс организации и его роль в управление поведением персонала

 

1.1 Этический кодекс: понятие, особенности, структура

 

Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (Десять заповедей Ветхого завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.

Проблема взаимоотношений между работодателями, наемными работниками, предприятиями не нова. Еще в 1912 г. российскими предпринимателями был разработан свод этических правил - «Семь принципов ведения дел в России»1.

1. Уважай власть. Власть - необходимое  условие для эффективного ведения  дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй  уважение к блюстителям порядка  в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь  и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой  человек должен быть верен  своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех в  деле во многом зависит от  того, в какой степени окружающие  доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным. Всегда  имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна  как воздух. Не отвлекайся на  другие цели. Служение «двум господам»  противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. Любая компания, или предприятие имеют свод законов и правил.

Западные компании давно осознали необходимость внедрения этического кодекса, определяющего основы делового поведения, что позволяет им достичь преимущества в бизнесе. В нашей стране в силу недостаточного государственного контроля и сложившихся традиций этике делового поведения на предприятии не уделяют должного внимания.

«Этический кодекс появляется в компании, когда она расширяется и перед Генеральным Директором возникает необходимость выработать систему координат, чтобы сотрудники понимали этические корпоративные ценности. Кроме того, этический кодекс улучшает отношения с партнерами и инвесторами. Партнерам кодекс гарантирует, что все обещания будут выполнены. Для инвесторов кодекс - довод в пользу правильности решения о вложениях в компанию, для которой честь превыше прибыли»2.

В этическом кодексе руководителю предприятия необходимо закрепить следующие моменты:

корпоративные стандарты: хорошо, если компанию можно узнать по традиционно корректному ответу секретаря;

правила поведения в нестандартных ситуациях: это снизит риск того, что сотрудник растеряется в общении с клиентом;

порядок внутреннего взаимодействия: налаженный обмен информацией повысит скорость процессов, что благоприятно отразится на финансовых показателях компании.

Но как создать разработать этический кодекс? Не лишним будет ознакомиться с аналогичными документами, действующими на других предприятиях. Дальнейшую работу можно поручить службе персонала, которая обычно формулирует основные положения этического кодекса. Нужно выяснить, какие проблемы профессионально-этического характера возникают в повседневной деятельности сотрудников. Этический кодекс должен быть рассчитан на разные.

При разработке этического кодекса важна вовлеченность в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. Например, в Международном московском банке в обсуждении этических стандартов принимали участие несколько десятков тысяч сотрудников. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы. Например, требования к дресс-коду должны учитывать финансовые возможности сотрудников3.

Обычно этические кодексы предприятий состоят из двух частей: идеологической, в которой описывается миссия, цели и задачи компании, и стандартной, то есть нормативной, содержащей конкретные нормы поведения внутри коллектива. Так решаются управленческие задачи, а часть, описывающая миссии компании, имеет своей целью прививание корпоративной культуры и строительство единой команды, нацеленной на глобальную цель.

В профессиональных кодексах этики идеологическая часть может отсутствовать, и весь документ может содержать лишь описание содержания этических норм той или иной профессии, регламентируя поведение сотрудников в затруднительных ситуациях.

Структура этического кодекса (на примере этического кодекса компании IBS expert):

Вводные положения (для чего предназначен этический кодекс компании и какие отношения он регулирует).

Основные правила (правила этичной деятельности компании на рынке).

Отношение к заказчикам (правила этичного поведения и обязанности сотрудника по отношению к клиентам компании).

Отношение сотрудника к компании (правила этичного поведения и обязанности сотрудника по отношению к компании).

Взаимоотношения между сотрудниками (как разрешать конфликты внутри коллектива и др.).

Отношение компании к персоналу (правила поведения и обязанности руководства компании по отношению к сотрудникам).

Заключительные положения (порядок ознакомления сотрудников компании с этическим кодексом и др.)4.

 

1.2 Роль этического кодекса в  управлении поведением персонала

 

Этический кодекс может выполнять три основные функции:

репутационную;

управленческую;

развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, 

определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, 

указания на неприемлемые формы поведения.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики – значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность5.

В этическом кодексе выделяются следующие моменты:

- корпоративные стандарты: хорошо, если компанию можно узнать по традиционно корректному ответу секретаря;

- постоянное развитие и совершенствование: повышение профессионального уровня, обмен положительным опытом, поиск  новых решений;

- надежность: ответственность, преданность делу;

- работа в команде: уважение  друг друга, открытое обсуждение  проблем;

- порядок внутреннего взаимодействия: налаженный обмен информацией  повышает скорость процессов, что  благоприятно отражается на финансовых  показателях компании;

- правила поведения в нестандартных ситуациях: снижается риск того, что сотрудник растеряется при общении с партнером, клиентом и т.д.

Для соблюдения принципов этического кодекса необходимо:

1. довести принципы до сведения  всех работников;

2. служба персонала должна организовать обсуждение корпоративных этических норм (анонимные опросы, дискуссии на интернет-форумах);

3. создать отдел работы с претензиями  по этическому качеству обслуживания;

4. периодически (раз в год) пересматривать  этический кодекс, чтобы исключить или изменить устаревшие правила6.

Добиться соблюдения персоналом всех норм, прописанных в корпоративном кодексе, получается не всегда. Так, если начальник нарушает кодекс, требовать его исполнения от рядовых сотрудников бессмысленно. Т.о., этический кодекс является одним из рычагов управления персоналом.

Свод этических правил создает особые границы поведения, его цель – предотвратить неэтичное поведение в рамках коллектива, в общении с клиентами. Заданные ориентиры в какой-то мере ограничивают личную свободу сотрудников и гасят инициативу. Баланс может быть достигнут лишь в том случае, если этический кодекс компании содержит запреты в сфере принципиальных форм поведения и не занимает главенствующую роль в документе, оставляя возможность проявления личных свобод сотрудников, помогая им раскрыть свой внутренний потенциал. Главное помнить, что насадить корпоративную культуру и заставить исполнять этический кодекс насильно невозможно. Потому на каждом этапе создания и внедрения этого документа должны работать группы сотрудников, чьи интересы затронуты в этом кодексе. Этический кодекс будет работать только тогда, когда каждый сотрудник примет его за основу самостоятельно7 [11, с. 11-17].

Информация о работе Этический кодекс организации