Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:15, курсовая работа
Актуальность. Данная тема актуальна, так как, изменения, происходящие в экономике России, и нарастание конкурентной борьбы предъявляют все более высокие требования к организациям в разных отраслях. Существенные конкурентные преимущества получают те организации, которые могут быстро выработать и реализовать адекватные стратегии. Возможно, самым сильным катализатором – а в случаях неудач самым большим тормозом – в деле реализации выработанных стратегических планов является организационная культура.
Цель. Изучить этапы формирования организационной культуры и разработать рекомендации по совершенствованию.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты этапов формирования культуры организации. 5
1.1.Понятие организационная культура и ее функции, свойства. 5
1.2. Процесс формирования организационной культуры. 10
Глава 2. Формирование организационной культуры на примере ООО «Квартирное решение» 15
2.1.Харатеристика организации и методов исследования. 15
2.2. .Исследование организационной культуры на примере ООО «Квартирное решение» 17
2.3. Рекомендации по совершенствованию 22
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 32
Обычно в таких фирмах поощряется сверхурочная работа, а командная не в почете, все внутрифирменные коммуникации построены на доверии, личном общении. Здесь не любят разделенной ответственности (много веры отдельным людям, мало веры комиссиям и собраниям). Обычно сотрудники способны самостоятельно и эффективно работать. Рабочее место может быть создано под человека, который понравился руководству. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности или по схожести образа мыслей у кандидата с директором. Для компаний с культурой власти наиболее подходят сотрудники, обладающие следующими характеристиками: стремление к риску; хорошо себя чувствуют в среде с высоким уровнем неопределенности; политическая сообразительность и ориентированность на власть.14
Результаты исследования позволили выявить положительные моменты:
1.в ООО «Квартирное решение» определены основные элементы организационной культуры, такие как, имидж, миссия, цель и ценности;
2.был выявлен тип культуры организации, который совпадает с периодом развития агентства – ростом.
Так же выявлены недостатки:
1.из за относительно недавнего создания, организационная культура ООО «Квартирное решение» развита слабо и практически не развивается;
2.сотрудники фирмы не осведомлены об основных элементах оргкультуры.
На первый недостаток автор предлагает следующие рекомендации.
1.Руководитель в формировании оргкультуры должен использовать первичные и вторичные механизмы передачи культуры. К первичным можно отнести:
Вторичные- закрепляющие
первичные – механизмы включают
Руководитель, включая
эти механизмы в свою практику,
управляет культурой
2.Руководитель или менеджер по управлению должны совершенствовать организационную культуру фирмы.
Первоначально требуется определить критерии оценки существующей культуры. Их можно подразделить на две группы: общие и индивидуальные. Общие критерии требуют ответа на следующие вопросы:
–сколько членов организации разделяет заявляемые ей ценности;
–какие события отражают культуру организации;
–какие символы и характер поведения соответствуют нынешнему состоянию организационной культуры;
–что игнорируется в организации;
–что в наибольшей степени ценится среди членов организации;
–насколько ясны приоритеты организационной культуры членам организации;
–насколько приоритеты организационной культуры влияют на результативность труда.
Индивидуальные критерии складываются на основе анализа внутренней и внешней среды организации, выявления слабых и сильных сторон, угроз и возможностей. Возможно, на данном этапе будет скорректирована и цель организации, и ее миссия, и проведены изменения, касающиеся организационной структуры, функций и задач подразделений. Формулировка критериев будет индивидуальна в каждом конкретном случае, но все они будут вытекать из ответов на вопросы, насколько организационная культура соответствует целям организации, каким образом нынешний путь организации отличается от того, каким она шла в прошлом.16
Далее нужно определить критерии предпочтительной культуры.
Ориентируясь на создание предпочтительной культуры, необходимо обсудить следующие вопросы:
–в чем будет нуждаться организация, чтобы с наибольшей вероятностью успешно действовать в будущем;
–каким требованиям организация должна удовлетворять в грядущем внешнем окружении. Какие тенденции предстоит осознать. В каких областях фирма вероятнее всего будет на передовом рубеже;
–в чем нынешнее состояние недостаточно совершенно;
–какие требования потребители и/или конкуренты предъявят в будущем;
–что будет необходимо изменить в организации, чтобы доминировать в своей отрасли.
В эти дискуссии желательно вовлечь каждого. Не следует игнорировать ни одну точку зрения.
В результате анкетирования и дискуссий мы получаем два облика организации – нынешний и предпочтительный. Для создания проекта организационной культуры необходимо их сравнить между собой. Отсутствие существенных различий не означает, что нет необходимости в серьезных изменениях. Небольшие сдвиги могут быть не менее важными, чем существенные преобразовательные процедуры. К вопросам, на которые следует получить ответы в ходе сравнения, относятся следующие:
– каковы атрибуты, которые мы желаем не изменять, но подчеркнуть;
– какие характеристики должны доминировать в новой культуре;
– на чем акцент необходимо ослабить или от чего следует отказаться;
– следует ли сохранить некоторые характеристики нынешней организационной культуры.
В широком смысле цель данного этапа состоит в создании некоего согласованного видения того, каким будет желаемое будущее, какими будут наиболее важные элементы организации, что будет, а что не будет изменено и что ценного в нынешней организационной культуре следует сохранить. На данном этапе важно уделить внимание каждому элементу культуры, даже если в нынешнем состоянии он не представлен.17
3.Следует так же
развивать организационную
На второй недостаток автор предлагает следующие рекомендации.
1.Так как сотрудники
слабо осведомлены об
основные идеи и положения организационной культуры – корпоративный кодекс.
Кодекс базируется на основных положениях, стандартах, политиках, других регламентирующих актах, принятых и действующих в компании.
Структура кодекса может состоять из двух разделов. В первом разделе описываются основные принципы взаимодействия организации с внешней средой, подтверждается соблюдение законов и правил этики, которые позволяют вести успешный бизнес. Во втором – подробно определяются позиции компании по таким вопросам, как:
Разрабатывать и внедрять этический кодекс рекомендуется в четыре этапа.
1. Исследование. В компании проводится диагностика ситуации: выявляют потенциальные сферы конфликта интересов, противоречий внутри организации и в ее внешних отношениях – с клиентами, партнерами. Определяются области возможных нарушений, связанных, например, с грубостью персонала, хищениями и др. Формулируются цели программы.
2. Разработка концепции.
Руководство компании создает
«образ идеального сотрудника»
– описывает его желаемое
Таким образом создается база собственных представлений об этических нормах в компании.
Дальнейшая работа поручается службе персонала, которая формулирует основные положения этического кодекса. При разработке этического кодекса целесообразно вовлечь в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. При этом выясняются проблемы профессионально-этического характера, возникающие в повседневной деятельности сотрудников, классифицируются и на конкретных примерах описывается желательное и нежелательное поведение персонала. Т.о. закрепляются неписаные правила, которые существуют в любой компании: от требований к одежде сотрудников до норм взаимоотношений с клиентами, конкурентами и т.д.. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы.
3. Обсуждение, корректировка и принятие. Всех сотрудников знакомят с проектом кодекса, проясняют его необходимость для каждого работника и компании в целом, получают обратную связь о проекте кодекса. Затем текст корректируют и дорабатывают документ. Кодекс утверждает руководство компании.
4. Внедрение. Создается система исполнения кодекса этики. Она включает четыре элемента:
1) продвижение этических стандартов поведения внутри компании;
2) обучение сотрудников
(как применять
3) мониторинг исполнения этических норм и возможных нарушений;
4) реагирование на нарушения.19
В настоящее время у руководителей и менеджеров появился огромный интерес к изучению организационной культуры и различных аспектов ее влияния на эффективность работы компании. Развитая организационная культура не только является предметом гордости компании и средством привлечения профессионалов высшего класса, но и позволяет создать в рамках компании такое социально- экономическое пространство, которое обеспечивает наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ее сотрудников.
Руководители, пожалуй, любой
компании понимают огромные преимущества
сильной организационной
В данной курсовой работе автор рассмотрел основные этапы формирования организационной культуры и применил полученные данные на практике, на примере организации ООО «Квартирное решение».
Автором было проведено исследование в агентстве недвижимости, с помощью методов анализа документов и анкетирования.
В итоге были получены следующие положительные моменты:
1.с помощью анкетирования
выяснилось, что данной организации
присущ такой тип
2.при помощи анализа документов, удалось выявить видимые элементы оргкультуры, такие как, визуальный имидж, миссия, цель, ценности.
Получены также и некоторые недостатки:
1.агентство недвижимости создано относительно недавно и в данный момент находится на стадии юности, т.е. набирает рост, привлекает клиентов, старается устоять на рынке недвижимости. Из- за этого организационная культура слаборазвита;
2.сотрудникам агентства
мало что известно об