Этапы формирования культуры организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Данная тема актуальна, так как, изменения, происходящие в экономике России, и нарастание конкурентной борьбы предъявляют все более высокие требования к организациям в разных отраслях. Существенные конкурентные преимущества получают те организации, которые могут быстро выработать и реализовать адекватные стратегии. Возможно, самым сильным катализатором – а в случаях неудач самым большим тормозом – в деле реализации выработанных стратегических планов является организационная культура.
Цель. Изучить этапы формирования организационной культуры и разработать рекомендации по совершенствованию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты этапов формирования культуры организации. 5
1.1.Понятие организационная культура и ее функции, свойства. 5
1.2. Процесс формирования организационной культуры. 10
Глава 2. Формирование организационной культуры на примере ООО «Квартирное решение» 15
2.1.Харатеристика организации и методов исследования. 15
2.2. .Исследование организационной культуры на примере ООО «Квартирное решение» 17
2.3. Рекомендации по совершенствованию 22
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 32

Файлы: 1 файл

этапы формирования культуры организации.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Обычно в таких фирмах поощряется сверхурочная работа, а  командная не в почете, все внутрифирменные  коммуникации построены на доверии, личном общении. Здесь не любят разделенной ответственности (много веры отдельным людям, мало веры комиссиям и собраниям). Обычно сотрудники способны самостоятельно и эффективно работать. Рабочее место может быть создано под человека, который понравился руководству. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности или по схожести образа мыслей у кандидата с директором. Для компаний с культурой власти наиболее подходят сотрудники, обладающие следующими характеристиками: стремление к риску; хорошо себя чувствуют в среде с высоким уровнем неопределенности; политическая сообразительность и ориентированность на власть.14

Результаты исследования позволили выявить положительные моменты:

1.в ООО «Квартирное решение» определены основные элементы организационной культуры, такие как, имидж, миссия, цель и ценности;

2.был выявлен тип культуры организации, который совпадает с периодом развития агентства – ростом.

Так же выявлены недостатки:

1.из за относительно недавнего создания, организационная культура ООО «Квартирное решение» развита слабо и практически не развивается;

2.сотрудники фирмы не осведомлены об основных элементах оргкультуры.

2.3. Рекомендации по совершенствованию

На первый недостаток автор предлагает следующие рекомендации.

1.Руководитель в формировании оргкультуры должен использовать первичные и вторичные механизмы передачи культуры. К первичным можно отнести:

    • Выделение объектов внимания, оценки и контроля;
    • Критерии распределения полномочий  и наказаний;
    • Номерное создание образцов для подражания;
    • Стратегии разрешения критических ситуаций;
    • Критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении.

Вторичные- закрепляющие первичные – механизмы включают:

    • Композицию и структуру организации;
    • Систему и принципы деятельности;
    • Дизайн помещений, строений;
    • Истории, рассказы, мифы, легенды о наиболее важных событиях и людях;
    • Официальные заявления и документы, декларирующие кредо, философию и идеологию организации.

Руководитель, включая  эти механизмы в свою практику, управляет культурой организации ,т.е. оказывает целенаправленное воздействие  на систему ценностей сотрудников, проясняет и корректирует свои собственные  цели, обеспечивает интеграцию групповых норм в единые непротиворечивые стандарты поведения в организации. Руководитель не является единственным субъектом управления культуры в организации. Эти функции делегируются менеджером различных уровней, специалистам по управлению персоналом, консультантом.15

2.Руководитель или менеджер по управлению должны совершенствовать организационную культуру фирмы.

Первоначально требуется определить критерии оценки существующей культуры. Их можно подразделить на две группы: общие и индивидуальные. Общие  критерии требуют ответа на следующие вопросы:

–сколько членов организации разделяет заявляемые ей ценности;

–какие события отражают культуру организации;

–какие символы и характер поведения соответствуют нынешнему состоянию организационной культуры;

–что игнорируется в организации;

–что в наибольшей степени ценится среди членов организации;

–насколько ясны приоритеты организационной культуры членам организации;

–насколько приоритеты организационной культуры влияют на результативность труда.

Индивидуальные критерии складываются на основе анализа внутренней и внешней среды организации, выявления слабых и сильных сторон, угроз и возможностей. Возможно, на данном этапе будет скорректирована и цель организации, и ее миссия, и проведены изменения, касающиеся организационной структуры, функций и задач подразделений. Формулировка критериев будет индивидуальна в каждом конкретном случае, но все они будут вытекать из ответов на вопросы, насколько организационная культура соответствует целям организации, каким образом нынешний путь организации отличается от того, каким она шла в прошлом.16

Далее нужно определить критерии предпочтительной культуры.

Ориентируясь на создание предпочтительной культуры, необходимо обсудить следующие вопросы:

–в чем будет нуждаться организация, чтобы с наибольшей вероятностью успешно действовать в будущем;

–каким требованиям  организация должна удовлетворять  в грядущем внешнем окружении. Какие  тенденции предстоит осознать. В каких областях фирма вероятнее всего будет на передовом рубеже;

–в чем нынешнее состояние недостаточно совершенно;

–какие требования потребители и/или конкуренты предъявят в будущем;

–что будет необходимо изменить в организации, чтобы доминировать в своей отрасли.

В эти дискуссии желательно вовлечь каждого. Не следует игнорировать ни одну точку зрения.

В результате анкетирования и дискуссий мы получаем два облика организации – нынешний и предпочтительный. Для создания проекта организационной культуры необходимо их сравнить между собой. Отсутствие существенных различий не означает, что нет необходимости в серьезных изменениях. Небольшие сдвиги могут быть не менее важными, чем существенные преобразовательные процедуры. К вопросам, на которые следует получить ответы в ходе сравнения, относятся следующие:

– каковы атрибуты, которые мы желаем не изменять, но подчеркнуть;

– какие характеристики должны доминировать в новой культуре;

– на чем акцент необходимо ослабить или от чего следует отказаться;

– следует ли сохранить некоторые характеристики нынешней организационной культуры.

В широком смысле цель данного этапа состоит в создании некоего согласованного видения того, каким будет желаемое будущее, какими будут наиболее важные элементы организации, что будет, а что не будет изменено и что ценного в нынешней организационной культуре следует сохранить. На данном этапе важно уделить внимание каждому элементу культуры, даже если в нынешнем состоянии он не представлен.17

3.Следует так же  развивать организационную культуру. Можно использовать следующие  принципы:

  • Начинать с вершины. Изменения в сфере оргкультуры начинаются с высшего руководства.
  • Упор на процессы социального обучения. Работникам должны быть предложены четкие образцы для подражания.
  • Использование групповых процессов. Самый большой эффект организация может получить тогда, когда обращается к групповым нормам и ценностям.
  • Использование ритуалов и символов.
  • Изменять требования к людям и к системе управления. Организационная культура должна получить свое отражение в соответствующем изменении требований к работникам и новом подходе к практике управления, реализуемой в организации. 18

На второй недостаток автор предлагает следующие рекомендации.

1.Так как сотрудники  слабо осведомлены об организационной  культуре в ООО «Квартирное  решение», следует ввести документ, где будут указаны

 основные идеи и положения организационной культуры – корпоративный кодекс.

Кодекс базируется на основных положениях, стандартах, политиках, других регламентирующих актах, принятых и действующих в  компании.

Структура кодекса может  состоять из двух разделов. В первом разделе описываются основные принципы взаимодействия организации с внешней средой, подтверждается соблюдение законов и правил этики, которые позволяют вести успешный бизнес. Во втором – подробно определяются позиции компании по таким вопросам, как:

  • взаимоотношения с внешним клиентом;
  • взаимоотношения с внутренним клиентом;
  • безопасность и защита;
  • конфликт интересов;
  • принципы подбора персонала;
  • возможность роста;
  • внешний вид;
  • и т.д.

Разрабатывать и внедрять этический кодекс рекомендуется  в четыре этапа.

1. Исследование. В компании проводится диагностика ситуации: выявляют потенциальные сферы конфликта интересов, противоречий внутри организации и в ее внешних отношениях – с клиентами, партнерами. Определяются области возможных нарушений, связанных, например, с грубостью персонала, хищениями и др. Формулируются цели программы.

2. Разработка концепции.  Руководство компании создает  «образ идеального сотрудника»  – описывает его желаемое поведение  в конфликтных и сложных этических  ситуациях. Для каждой организации они индивидуальны. В зависимости от их особенностей формируется и структура кодекса: содержание, главы. На этом же этапе составляется проект текста кодекса.

Таким образом создается  база собственных представлений  об этических нормах в компании.

Дальнейшая работа поручается службе персонала, которая формулирует основные положения этического кодекса. При разработке этического кодекса целесообразно вовлечь в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. При этом выясняются проблемы профессионально-этического характера, возникающие в повседневной деятельности сотрудников, классифицируются и на конкретных примерах описывается желательное и нежелательное поведение персонала. Т.о. закрепляются неписаные правила, которые существуют в любой компании: от требований к одежде сотрудников до норм взаимоотношений с клиентами, конкурентами и т.д.. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы.

3. Обсуждение, корректировка  и принятие. Всех сотрудников  знакомят с проектом кодекса, проясняют его необходимость для каждого работника и компании в целом, получают обратную связь о проекте кодекса. Затем текст корректируют и дорабатывают документ. Кодекс утверждает руководство компании.

4. Внедрение. Создается  система исполнения кодекса этики. Она включает четыре элемента:

1) продвижение этических  стандартов поведения внутри  компании;

2) обучение сотрудников  (как применять зафиксированные  в кодексе нормы);

3) мониторинг исполнения  этических норм и возможных  нарушений; 

4) реагирование на нарушения.19

 

Заключение

 

В настоящее время  у руководителей и менеджеров появился огромный интерес к изучению организационной культуры и различных  аспектов ее влияния на эффективность  работы компании. Развитая организационная  культура не только является предметом гордости компании и средством привлечения профессионалов высшего класса, но и позволяет создать в рамках компании такое социально- экономическое пространство, которое обеспечивает наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ее сотрудников.

Руководители, пожалуй, любой  компании понимают огромные преимущества сильной организационной культуры, но лишь немногие из них занимаются вопросами ее построения и развития.

В данной курсовой работе автор рассмотрел основные этапы формирования организационной культуры и применил полученные данные на практике, на примере организации ООО «Квартирное решение».

Автором было проведено исследование в агентстве недвижимости, с помощью методов анализа документов и анкетирования.

В итоге были получены следующие положительные моменты:

1.с помощью анкетирования  выяснилось, что данной организации  присущ такой тип организационной  культуры, как «Культура власти»,  он совпадает с этапом развития  фирмы;

2.при помощи анализа  документов, удалось выявить видимые элементы оргкультуры, такие как, визуальный имидж, миссия, цель, ценности.

Получены также и  некоторые недостатки:

1.агентство недвижимости создано относительно недавно и в данный момент находится на стадии юности, т.е. набирает рост, привлекает клиентов, старается устоять на рынке недвижимости. Из- за этого организационная культура слаборазвита;

2.сотрудникам агентства  мало что известно об организационную  культуру фирмы в целом, так  и о основных ее элементах. 

Информация о работе Этапы формирования культуры организации