Экономика организаций здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Ни для кого из связанных с профессиональной медициной лиц - как врачей, так и организаторов оказания медицинской помощи - не секрет, что на протяжении последнего десятилетия правовой подход к медицинской услуге и юридическому регулированию её оказания существенным образом изменился. Причиной такого изменения является переход оказания существенной части медицинской помощи на возмездную основу и, как следствие этого, приобретение конкретным объёмом медицинской помощи черт и свойств медицинской услуги и преобразование статуса пациента в статус потребителя с соответствующим увеличением объёма его прав и полномочий.

Файлы: 1 файл

Орг.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Я считаю, что, если претензия пациента действительно не обоснована и являет собой однозначный пример «потребительского экстремизма», пострадавшему медицинскому центру необходимо направить свои усилия не на примирение с таким пациентом, а на выработку аргументированной позиции для отказа пациенту в удовлетворении его претензии. Особо хочется отметить, что такая правовая категория как компенсация морального вреда вообще не подлежит обсуждению (доказыванию и отрицанию) на досудебном этапе:  действующее российское законодательство однозначно говорит о том, что сумма денежной компенсации определяется только судом и подлежит компенсации только при наличии вины причинителя вреда (за несколькими исключениями, к которым разбираемый случай не относится).

Анализ российской практики позволяет сделать вывод о  том, что чаще всего (4/5 конфликтов такого рода) «потребительскому экстремизму» подвергаются частные медицинские центры (клиники, фирмы, кабинеты), лишённые административной поддержки (в виде лечебно-контрольных комиссий, заключений главных специалистов своих регионов и т. п.). Тем более важной в таких условиях является грамотная правовая поддержка субъектов медицинской деятельности на досудебном конфликтном этапе.

В завершение следует  отметить, что каждый случай конфликта  с потребителем чрезвычайно индивидуален и требует неформального и тщательного подхода к его разрешению и урегулированию.

Безусловно, часть потребительских  претензий в той или иной степени  обоснована: в этих случаях тем  более необходимо оперативно сформировать официальную позицию лица, оказавшего медицинскую услуг ненадлежащего качества, которой нужно последовательно придерживаться на всём протяжении спора, как на досудебном его этапе, так и во всех судебных инстанциях, и - или удовлетворить потребительскую претензию, или аргументировано отказать в удовлетворении требований пациента.

Особо необходимо отметить, что в любом случае на претензию  пациента отвечать необходимо: игнорирование  письменных требований пациента-потребителя, независимо от действительной обоснованности их, недопустимо как с точки  зрения закона, так и с позиции тактики конфликтующей стороны: если конфликт перерастёт в судебную стадию, судебные органы, «при прочих равных» позициях, не оставят этот факт без внимания и дадут ему, безусловно, негативную оценку.

Аргументированный же ответ  на претензию, даже содержащий отказ в удовлетворении потребительских требований, является свидетельством цивилизованного и правового подхода к работе на рынке медицинских услуг и уважения к любому мнению своих клиентов. Установленный законодательством о защите прав потребителя срок ответа на претензию - 10 дней со дня её получения.

Оказание медицинской  помощи — это процесс ограниченный вполне конкретным (нередко очень  непродолжительным) временным периодом. Пациент (представитель) — это единственное лицо, которое присутствует абсолютно во все моменты принятия наиболее важных решений и осуществления наиболее значимых действий по вмешательству в его жизнедеятельность. Именно по этой причине своевременный и реальный контроль соблюдения прав пациента (= контроль личной безопасности) способен осуществлять он сам и (или) рядом находящиеся близкие ему люди, в первую очередь его представитель. Медицинская среда ориентирована на помощь пациенту и, в большинстве своем, представлена достаточно дисциплинированными людьми, способными правильно реагировать на выявленные проблемы, особенно когда эти проблемы конкретно обозначены. Это обуславливает тот факт, что грамотные попытки пациентов использовать свои права не так уж часто встречают активное противодействие. Такое противодействие тем меньше, чем лучше пациент (представитель) понимает и формулирует свои законные притязания, чем большими знаниями обладает он в вопросах того кто, что, когда, зачем и как обязан делать. Любой квалифицированный врач понимает, что действия пациента по защите своих прав обращены, в конечном счете, к достижению максимального качества медицинской помощи.

Экономический эффект здравоохранения оценивается по его влиянию на экономику общества. При этом могут оцениваться общие экономические потери (экономический ущерб, который несёт общество связи с заболеваемостью населения). Эти потери делят на прямые и косвенные, что позволяет вывести такой интегральный показатель, как показатель стоимости «груза болезней» (общая стоимость болезней), который включает в себя:

- прямые расходы на больничную и внебольничную помощь, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, расходы на приобретение медикаментов, а также расходы по социальному страхованию и социальному обеспечению (выплата пенсий);

- непрямые экономические потери, включающие недопроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) в связи с преждевременной смертностью, временной утратой трудоспособности и инвалидностью населения.

 

Вопрос 2. Структура имущественного комплекса медицинского учреждения. Сущность и классификация основных средств.

Экономическая сущность основных средств

Каждое предприятие  обладает уставным капиталом, который  состоит из основных фондов и оборотных  средств.

Основные фонды - это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов.

В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды. К основным производственным относятся фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, станки и др.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и др.). Основные непроизводственные фонды - это объекты бытового и культурного назначения, медицинские учреждения и др.

Для учета и планирования воспроизводства основные фонды  делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и назначением в производственном процессе. Согласно типовой классификации основных фондов в настоящее время имеются следующие их группы.

1. Здания - здания и строения, в которых происходят процессы основных, вспомогательных и подсобных производств; административные здания; хозяйственные строения. В стоимость этих объектов кроме стоимости строительной части включается и стоимость систем отопления, водопровода, электроарматуры, вентиляционных устройств и др.

2. Сооружения - инженерно-строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса производства; дороги, эстакады, тоннели, мосты и др.

3. Передаточные хозяйства – водопроводная и электрическая сеть; теплосеть, газовые сети, паропроводы, т. е. объекты, осуществляющие передачу различных видов энергии от машин-двигателей к рабочим машинам.

4. Машины и оборудование:

силовые машины и оборудование, включающие все виды энергетических агрегатов и двигателей;

рабочие машины и оборудование, которые непосредственно воздействуют на предмет труда или его перемещение в процессе создания продукции;

измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, предназначенные для  измерений, регулирования производственных процессов, проведения испытаний и  исследований;

вычислительная техника: электронно-вычислительные, управляющие аналоговые машины, а также машины и устройства, применяемые для управления производством и технологическими процессами;

прочие машины и оборудование, которые не отнесены к перечисленным  подгруппам.

5. Транспортные средства – принадлежащий предприятиям подвижной состав железных дорог, водный и автомобильный транспорт, а также внутризаводские транспортные средства: автокары, вагонетки, тележки и др.

6. Инструменты и приспособления  – инструменты всех видов стоимостью не менее 3000 руб. за единицу (по данным на 1992 г.) и сроком службы свыше 1 года.

7. Производственный инвентарь  и принадлежности, предназначенные для хранения материалов, инструментов и облегчения труда, - верстаки, стеллажи, столы, контейнеры и др.

8. Хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного назначения (мебель, несгораемые шкафы, множительные аппараты, предметы противопожарного назначения и др.);

9. Рабочий и продуктивный  скот.

10. Многолетние насаждения.

11. Капитальные затраты  по улучшению земель (без сооружений).

12. Прочие основные  фонды.

Знание производственной и технологической структуры  ОПФ позволяет эффективно проектировать  организацию производства и рабочих  мест с целью достижения высокой  производительности труда при минимуме затрат.

Выполнение услуг ведется  в границах возможностей определенных  материальных ресурсов.  К ним, в  частности, относятся основные и  оборотные средства.

Имущественное состояние  объекта здравоохранения может  быть охарактеризовано суммой оборотного и основного капиталов.

Оборотный капитал медицинского учреждения включает денежные средства, ценные бумаги, принадлежащие данному  медицинскому учреждению, запасы сырья  и материалов и дебиторскую задолженность.

Сумма основного капитала объекта здравоохранения включает в себя активную часть основных фондов, незавершённое строительство, нематериальные средства и долгосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции представляют собой финансовые вложения, отвлеченные из оборота объекта здравоохранения. К нематериальным активам относится то, что характеризует величину интеллектуальной собственности медицинского учреждения.

Наибольшую долю основного  капитала составляют основные средства.

Основные средства – средства труда, которые вовлечены в процесс создания, работ, услуг, сохраняя при этом натурально-вещественную форму, а свою стоимость на стоимость создаваемой услуги переносят частями по мере изнашивания. Эта часть выступает в виде процентных отчислений по мере износа. К основным средствам относятся здания, сооружения и сопутствующая им инфраструктура (водопровод, канализация, вентиляция и т.д.), а также медицинское оборудование и аппаратура. В составе основных средств выделяют активную часть, то есть то, что постоянно используется в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе (аппараты, приборы, детали медицинской техники), и пассивную часть (здания, сооружения и т.д.). Соотношение активной и пассивной частей основных фондов составляет примерно один к четырём.

 Оценка основных  средств имеет три ступени:  первоначальная, восстановительная, остаточная.

Первоначальная (Оп) =затраты на приобретение+доставка+хранение. Восстановительная = Оп с учетом переоценки.

В нашей стране постоянные переоценки основных средств начали проводить с 1992 г. (ранее проводились 1 раз в 5 лет). При этом используется коэффициент инфляции. Но при таком темпе инфляции на сегодняшний день восстановительная стоимость не даёт реальной оценки существующей стоимости основных средств, так как восстановительная стоимость изношенного оборудования выше балансовой оценки, но при этом качество оборудования не соответствует требованиям, предъявляемым к эксплуатации.

Остаточная (Оо) = Оп – Износ

Различают физический и  моральный износ. 

Износ физический (Иф) –  это утрата технико-экономических  свойств. Существует два вида методов, определяющие физический износ: по сроку службы и по техническому состоянию.

По сроку службы:

Иф =  Тн * [Тф : (100-Л)%] ,  где Тф и Тн – фактический и нормативный срок службы, Л – ликвидационная стоимость объекта в % от балансовой стоимости.

Износ моральный (Им) – преждевременное, до окончания срока физического износа, отставание оборудования по своей технической характеристике. Существует два метода оценки основных средств:

1) уменьшение стоимости  основных средств в результате  сокращения затрат труда на их восстановление.

Им = Пб : [(1 - Пн)%],  где Пб, Пн – производство базовых и новых основных средств.

2) уменьшение эффективности  основных средств в результате  внедрения новых.

Им = Фв : [(1 – Фп)%] , где: Фв, Фп – восстановительная и первоначальная стоимость средств труда.

В организации может  также определяться ликвидационная стоимость которая является разностью двух величин: стоимости лома от ликвидации оборудования или выручки от его реализации (если основные средства поступают на другое предприятие для дальнейшей эксплуатации) и стоимости работ по демонтажу этого оборудования.

Полный износ  основных средств требует замены существующих на новые, независимо от вида износа.

Денежное выражение  степени износа основных средств определяется амортизационными отчислениями.

Под амортизацией следует понимать действия, связанные с учетом изнашиваемости имущества в течение срока их полезного использования и обеспечивающие перенос части их стоимости на выполняемую услугу или работу.

Срок полезного  использования – это период, в течение которого эксплуатация объекта должна приносить доход учреждению или служить для достижения целей его деятельности.

Информация о работе Экономика организаций здравоохранения