Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:51, дипломная работа
Целью написания дипломного проекта является проведение анализа и разработка бизнес-плана малого предприятия, предоставляющего услуги по воспитанию и образованию детей разного возраста, его экономическое обоснование.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
выявление теоретической сущности бизнес-плана и методики его разработки;
составление бизнес-плана для малого предприятия;
В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Основная цель аналитического обоснования бизнес-плана — доказать возможность реализации долгосрочной стратегии организации.
Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы [22, с.37]:
а) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
б) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
в) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
г) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
д) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Задачи, содержание и глубина проведения анализа определяются целью составления бизнес-плана и глубиной его проработки. Цели составления бизнес-плана могут быть разными [15, с.17]:
В соответствии с целью составления бизнес-плана выбираются система показателей и объем анализируемой информации, определяется период, который требуется анализировать.
В экономической литературе существует множество версий бизнес-планов, как по форме, так и по содержанию, структуре и т.д. В разрезе объектов бизнеса целесообразно применять следующую классификацию бизнес-планов (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Классификация бизнес-планов [33, с.267]
Бизнес-планирование текущей деятельности и создание нового предприятия является наиболее комплексным и объемным.
Главная отличительная особенность бизнес-плана - сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.
Внешние цели, для которых составляется бизнес-план – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого – изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план – визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.
Внутренние цели – проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи [24, с.256]:
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод [31, с.78]:
Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Таким образом, бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации [32, с.34]:
В бизнес-плане обосновываются:
Итак, бизнес-план — это средство управления предприятием, освещает и предписывает последовательность решения следующих задач [10, с.28]:
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным.
Основные положения бизнес-плана отображает резюме. Резюме – это единственная часть бизнес-плана, которую полностью и до конца читают потенциальные инвесторы. Эта пояснительная записка бизнес-плана должна отвечать на основные вопросы инвестора. Если язык, которым составлено резюме бизнес-плана, сумеет заинтересовать инвесторов, то можно говорить об успешности бизнес-плана.
Общее описание проекта. Данный раздел содержит сведения о компании (об инициаторе проекта). Прежде чем рассматривать будущее состояние компании, потенциальный инвестор обязательно должен оценить то, как компания функционировала до сих пор. Этот раздел должен включать хронологическую историю компании, включая сведения об управленческом и производственном персонале, организационной и юридической основе деятельности, финансовой истории и текущем состоянии. Если проект представляется частным лицом, то обязательно должны быть представлены сведения об опыте его работы: знание предметной области (связанной с проектом), а также навыки в области организации и управлении. А также в данном разделе приводится детальное описание самого проекта, его особенности, основные параметры и характеристики, ценность и привлекательность с точки зрения вложения средств в данный проект.
Описание услуг/продукции. В этом разделе достаточно подробно описываются продукты и/или услуги, которые компания представляет на рынке сегодня и планирует предложить в будущем. Потенциальный инвестор должен понять, как продукты и/или услуги представляются на рынке и их важнейшие конкурентные преимущества.
Анализ рынка. В данном разделе должна быть дана оценка рынка услуги (продукции), а также возможностей и конкурентных преимуществ, которыми на нем можно воспользоваться. Этот раздел предусматривает:
а) общую характеристику рынка по следующим позициям: ёмкость, структуру рынка, основные типии клиентов; состояние на рынке и его прогнозированное изменении; механизм действия рынка и основные показатели конкуренции (цена, качество, обслуживание и репутация).
б) анализ сегментов рынка по следующим позициям: распределение всего рынка деятельности фирмы; позиции, на которые направляется бизнес; местоположение сегмента рынка, на который ориентируется фирма; размер данного сегмента и темпы развития; особенности данного сегмента (в т.ч. способы реализации продукции, приоритеты покупателей, прочее); оценка возможностей рынка (по количеству возможных покупателей, по доле рынка и т.п.).
в) анализ (оценка) конкурентов: кто есть конкуренты, насколько они серьёзные и как организованы; конкурентные позиции (цена, объем продаж, репутация, дизайн продукта, качество и сервис); близость или отличие услуг/продукции фирмы от тех услуг/продуктов, которые уже есть на рынке (относительно цены, технико-эксплуатационных свойств, качества, надежности и т.п.); отличительные черты услуг/продукции фирмы от других и способы сохранения их уникальности и защиты от подделок; барьеры входа на рынок и реакция конкурентов на появление фирмы; сильные позиции конкурентов; слабые позиции конкурентов и как ими можно воспользоваться.
Анализ перспективности проекта (SWOT-АНАЛИЗ). SWOT - аббревиатура английских слов: Strenth – сила, Weafness – слабость, Oportunitis – возможности, Troubles – угрозы. Этот анализ также называют ситуационным анализом. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы: организационные (правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных); маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной); технические (производственные фонды: состояние и ресурсы); финансовые (наличие собственных средств); кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Возможности и угрозы - это те характеристики, которые находятся вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы: экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство); социально-культурная среда; технологическая среда; демографическая среда.
Возможности: повысить профессиональный уровень; есть вероятность получить новый продукт; использование новых материалов, нового сырья; благоприятная налоговая и кредитная политика.
Информация о работе Экономическое обоснование разработки бизнес-плана (на примере ООО «Радуга»)