Экономическое обоснование разработки бизнес-плана (на примере ООО «Радуга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломного проекта является проведение анализа и разработка бизнес-плана малого предприятия, предоставляющего услуги по воспитанию и образованию детей разного возраста, его экономическое обоснование.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
выявление теоретической сущности бизнес-плана и методики его разработки;
составление бизнес-плана для малого предприятия;

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР - Дипломный проект.doc

— 694.50 Кб (Скачать файл)

Угрозы: таможенное оформление; появление конкурентов (но может быть и сильной стороной).

План маркетинга должен предоставлять объяснения, в чем состоит стратегия маркетинга фирмы и почему она должна привести к успеху. Он предусматривает оценку (описание) таких позиций: ценообразование; создание благоприятных условий для продаж; продвижение и продажа.

План продаж. Данный раздел содержит прогнозированные данные объемов и сроков продажи услуг/предоставления услуг, цен, скидок и т.п.

План производства. Раздел должен включать информацию, дающую представление о том, как функционирует бизнес. Что и как предприятие производит и каким образом продает и доставляет продукцию клиентам? Описание промышленных проектов должно содержать информацию об используемом оборудовании, основных технологических операциях и бизнес-процессах, возможностях повышения качества и расширения производственных мощностей.

Организационный план. В этом разделе указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта.

В этом разделе должна быть приведена характеристика системы управления проектом и описание организационной структуры предприятия. Определяется численность персонала, планируемые затраты на оплату труда. Дается характеристика формы собственности.

Финансовый план. Вопросы финансового планирования относятся к жизненно важным областям компании. От того, насколько эффективно компания планирует и контролирует финансовые ресурсы, зависят ее конкурентные преимущества, способность быть мобильной и быстро реагировать на перемены, а, в конечном счете, и ее выживание на рынке. Финансовый план концентрирует информацию обо всех основных направлениях деятельности компании и является ключевым разделом при разработке бизнес-плана.

Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект. Так же, описать источники финансовых средств, привести таблицу расходов и доходов и описать движение денежных средств.

Обычно в данном разделе должна быть представлена следующая информация:

- полный  набор прогнозных финансовых  отчетов (отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о денежных потоках);

- описание  всех основных исходных данных  и предположений, которые были  использованы для расчетов финансовых  прогнозов, включая рост объема  продаж, цены на продукцию и  услуги, налоговое окружение, уровень  оплаты персонала и т.д.;

- инвестиционные  затраты (издержки начального периода, капитальные вложения и т.п.);

- операционные  издержки (производственные, маркетинговые, административные, налоги и сборы);

- прогноз  прибыли предприятия;

- прогноз  денежных потоков.

Анализ проекта. Данный раздел основывается, преимущественно на финансовом плане и включает информацию о дисконтированных денежных потоках предприятия, финансовых коэффициентах и анализе чувствительности.

Анализ ключевых показателей. В данном разделе следует представить следующие отчеты: отчет о прибылях и убытках, который покажет уровень прибыльности фирмы; отчет о движении наличности – показывает, есть ли (или будет) у компании наличность, чтобы платить по счетам.

Анализ рисков. При разработке бизнес-плана необходимо оценивать рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления данных мероприятий, т.е. провести просчет рисков. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками.

Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов.

Существует два основных типа рисков: технические и финансовые риски.

Невозможно перечислить все технические риски, поскольку они часто связаны с типом продукции. Следующий перечень дан в качестве примера: задержка в подготовке стройплощадки и выполнении графика строительства; задержка поставки оборудования и возведения предприятия; поздний запуск производства в связи с использованием сезонных сырьевых материалов и наличия непредвиденных остановок; непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией; отсутствие сырья; низкое качество продукции; несоблюдение государственных нормативов; долговечность изделия: насколько быстро продукция становиться устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок, воздействие вашей продукции на потребителя; новые внешние условия, влияющие на технологию производства.

Финансовые риски можно оценить при помощи так называемого анализа чувствительности проекта. Он состоит в том, что кроме прогнозируемых финансовых результатов, рассчитанных для базового варианта, производится такой же самый расчет еще для двух крайних случаев: расчет по наихудшему сценарию – случай, при котором внешние факторы максимально мешают осуществлению проекта; расчет по наилучшему сценарию – случай, при котором внешние факторы максимально содействуют реализации проекта.

Приложения. В данный раздел включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.

 

1.3. Роль бизнес-плана  в экономическом обосновании инвестиционного проекта

 

Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действии по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты.

Масштабы инвестиционной деятельности характеризуют следующие показатели в динамике:

1) объемы  инвестиционных ресурсов;

2) структура  инвестиционных ресурсов;

3) объемы  производства;

4) степень  завершенности инвестиционных проектов;

5) величина  привлеченных иностранных инвестиций  и другие.

Знание факторов, механизм их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеют важное научное и практическое значение и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне. Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели. То есть требуется системный подход при управлении инвестиционной деятельностью.

Наиболее важным разделом бизнес-плана является финансовый план. Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно.

Финансовый план включает расчет потребности в инвестициях, обоснование плана доходов и расходов, определение точки безубыточности по инвестиционному проекту, срока окупаемости инвестиционных вложений, характеристику источников финансирования инвестиционного проекта.

Расчет потребности в инвестициях осуществляется на основе моделирования потока инвестиций, связанных с созданием новых производственных мощностей (модернизацией производства, его реконструкцией или техническим перевооружением) и вводом объекта в эксплуатацию. Здесь также отражаются необходимый объем инвестиций в оборотные активы и создание резервных фондов.

Обоснование стратегии финансирования инвестиционного проекта предполагает определение источников инвестиционных ресурсов и их структуры. В качестве основных способов финансирования инвестиционных проектов могут рассматриваться:

  • самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;
  • привлечение акционерного и паевого капитала;
  • кредитное финансирование (кредиты банков, выпуск облигаций);
  • лизинг;
  • смешанное финансирование на основе различных комбинаций рассмотренных способов.

Выбор способов финансирования должен быть ориентирован на оптимизацию структуры источников формирования инвестиционных ресурсов. При этом следует учитывать достоинства и недостатки каждой группы источников финансирования инвестиций.

При обосновании плана доходов и расходов, связанных с эксплуатацией инвестиционного проекта, приводятся расчеты основных показателей хозяйственной деятельности по проекту: валового дохода, объем и состав текущих затрат, валовая и чистая прибыль, денежный поток, определяемый как сумма амортизации и чистой прибыли.

Точка безубыточности (break-even point) определяет границы убыточности и прибыльности инвестиционного проекта. Она показывает, при каком объеме продаж достигается окупаемость затрат. Безубыточность будет достигнута при таком объеме чистого дохода, который равен общей сумме текущих постоянных и переменных затрат.

Чистый доход от реализации рассчитывается путем вычета из валового дохода налога на добавленную стоимость и акцизных сборов. Постоянные текущие затраты – это затраты, которые не изменяются при изменении объемов производства или продаж; к ним относятся расходы по содержанию и аренде основных фондов, амортизация, расходы на рекламу и др. Переменные текущие затраты включают расходы на сырье и материалы, транспортные издержки и другие, сумма которых изменяется пропорционально изменению объемов производства и продаж.

Определение точки безубыточности осуществляется по формуле

Оп = З т.пост / У ч.д – У зт.пер ,                        (1)

где  Оп - объем продаж (производства), при котором достигается безубыточность объекта;

З т.пост - сумма текущих постоянных затрат;

У ч.д - уровень чистого дохода к объему продаж (производства), %;

У зт.пер - уровень переменных текущих затрат к объему продаж (производства), %.

Срок окупаемости является одной из характеристик эффективности инвестиционного проекта. Он показывает, через какой период времени окупятся вложения в инвестиционный проект.

Формула для расчета периода окупаемости может быть представлена в следующем виде:

                                                        (2)

где РР (Payback Period) — показатель окупаемости инвестиций (период окупаемости);

I0 (Investment) — первоначальные инвестиции;

Р — чистый годовой поток денежных средств от реализации инвестиционного проекта.

Расчет периода окупаемости может осуществляться также путем постепенного, шаг за шагом, вычитания суммы амортизационных отчислений и чистой прибыли за очередной интервал (как правило, за год) планирования из общего объема капитальных затрат. Интервал, в котором остаток обнуляется или становится отрицательным, и является тем самым периодом окупаемости. Если таковой результат не достигнут, значит, срок окупаемости превышает установленный срок жизни проекта. Так как полученный результат должен быть достаточно нагляден, то показатель срока окупаемости иногда используется как простой способ оценки риска инвестирования.

Чистая текущая стоимость проекта. Значение чистого потока денежных средств за время жизни проекта, приведенное в сопоставимый вид в соответствии с фактором времени, есть показатель, называемый чистой текущей приведенной стоимостью проекта (NPV- Net Present Value). В общем виде формула расчета выглядит следующим образом:

                                                    (3)

где Рi — объем генерируемых проектом денежных средств в периоде t;

d — норма дисконта;

n — продолжительность периода действия проекта в годах;

I0 — первоначальные инвестиционные затраты.

В случае если инвестиционные расходы осуществляются в течение ряда лет, формула расчета примет следующий вид:

                                          (4)

где It, — инвестиционные затраты в период %, при этом если:

NPV > 0 — принятие проекта целесообразно;

NPV < 0 — проект следует отвергнуть;

NPV = 0 — проект не является убыточным, но и не приносит прибыли.

Следовательно, при рассмотрении нескольких вариантов реализации проекта нужно выбрать тот, у которого NPV > 0.

Одним из факторов, определяющих величину чистой текущей стоимости проекта, является масштаб деятельности, который выражается в «физических» объемах инвестиций, производства или продаж.

Поэтому применение данного метода ограничено для сопоставления различных проектов: большее значение NPV всегда будет соответствовать более эффективному использованию инвестиций.

В такой ситуации целесообразно рассчитывать показатель рентабельности инвестиций (PI- Profitability Index):

                                         (5)

или в обобщенном виде:

                                                     (6)

где PVP (Present Value of Payments) —дисконтированный поток денежных средств;

PVI (Present Value of Investment) — дисконтированная стоимость инвестиционных затрат.

Показатель внутренней нормы прибыли. Более точно, чем другие, эффективность вложений в проект, предприятие и т.д. на определенном этапе времени характеризует показатель внутренней нормы прибыли (IRR— Internal Rate of Return).

На практике внутренняя норма прибыли представляет собой такую ставку дисконта, при которой эффект от инвестиций, т.е. чистая настоящая стоимость (NPV), равен нулю. Иначе говоря, приведенная стоимость будущих денежных потоков равна приведенным капитальным затратам. Это означает, что предполагается полная капитализация полученных чистых доходов, т.е. все образующиеся свободные денежные средства должны быть реинвестированы либо направлены на погашение внешней задолженности. В общем виде, когда инвестиции и отдача от них задаются в виде потока платежей, IRR определяется как решение следующего уравнения:

Информация о работе Экономическое обоснование разработки бизнес-плана (на примере ООО «Радуга»)