Экономические споры и их разрешение третейским судом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить экономические споры и рассмотреть порядок их решения третейским судом, а также рассмотреть структуру судебной системы Российской Федерации.
Актуальность темы состоит в том, что популярность третейских судов объясняется их преимуществами по сравнению с разрешением споров в государственном суде. К числу которых, например, относят возможность сторон спора самостоятельно выбрать состав суда, которому стороны доверяют, конфиденциальный порядок разрешения споров, минимальный срок рассмотрения дела.

Содержание работы

Введение 3
1.Судебная система Российской Федерации 5
1.1 Понятие судебной системы 5
1.2 Конституционные суды в РФ 9
1.3 Суды общей юрисдикции в РФ 12
1.4 Арбитражные суды в РФ 13
1.5.Третейские суды 14
2.Проблемы экономических споров и их разрешение 17
2.1.Понятие экономических споров 17
2.2.Разрешение экономических споров третейским судом 21
Заключение 36
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.99 Кб (Скачать файл)

Конституционный суд решает вопросы права с позиций Конституции  РФ как основного закона государства. В ходе конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления фактических обстоятельств  дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов.4

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Конституционный  Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при  наличии в его составе не менее  трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. 5

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

- Председатель Конституционного  Суда Российской Федерации назначается  на должность Советом Федерации  по представлению Президента  Российской Федерации сроком  на шесть лет из числа судей  Конституционного Суда Российской  Федерации.

- Председатель Конституционного  Суда Российской Федерации имеет  двух заместителей, которые назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента  Российской Федерации сроком  на шесть лет из числа судей  Конституционного Суда Российской  Федерации.

- Председатель и заместители  Председателя Конституционного  Суда Российской Федерации по  истечении срока их полномочий  не могут быть назначены на  должность на новый срок.

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

- по запросам Президента  РФ, Совета Федерации или одной  пятой его членов, Государственной  думы или одной пятой её  депутатов, Правительства РФ, Верховного  суда РФ, Высшего арбитражного  суда РФ, органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ разрешает дела о соответствии  Конституции РФ федеральных законов,  нормативных актов Президента  РФ, Совета Федерации, Государственной  думы, Правительства РФ, конституций  республик, уставов, а также  законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам ведения РФ и  совместного ведения, договоров  между органами государственной  власти, не вступивших в силу  международных договоров РФ;

- разрешает споры о  компетенции между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ;

- по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего  применению в конкретном деле;

- по запросу Президента, Государственной думы, Правительства,  Совета Федерации, органов законодательной  власти субъектов РФ даёт толкование  Конституции РФ;

- по запросу Совета  Федерации даёт заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения против  Президента РФ.

Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему  Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность  референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).6

1.3 Суды общей  юрисдикции в РФ

Суд общей юрисдикции —  это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам  и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

 Систему судов общей  юрисдикции в Российской Федерации  составляют федеральные суды  общей юрисдикции и суды общей  юрисдикции субъектов Российской  Федерации.

 К федеральным судам  общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской  Федерации;

2) верховные суды республик,  краевые, областные суды, суды  городов федерального значения, суд автономной области, суды  автономных округов;

3) районные суды, городские  суды, межрайонные суды (далее - районные  суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности  которых устанавливаются федеральным  конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования  и деятельности которых устанавливаются  федеральным конституционным законом.

 К судам общей юрисдикции  субъектов Российской Федерации  относятся мировые судьи.7

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 Верховный Суд Российской  Федерации в пределах своей  компетенции рассматривает дела  в качестве суда первой, апелляционной,  кассационной, надзорной инстанций  и по новым или вновь открывшимся  обстоятельствам в порядке, предусмотренном  федеральными законами.

Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную  практику и в целях обеспечения  ее единства дает судам общей  юрисдикции разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации;

2) разрешает в пределах  своей компетенции вопросы, связанные  с международными договорами  Российской Федерации;

3) публикует судебные  акты Верховного Суда Российской  Федерации, а также решает вопросы  обеспечения доступа к информации  о деятельности Верховного Суда  Российской Федерации в соответствии  с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными  конституционными законами и  федеральными законами.8

1.4 Арбитражные  суды в РФ

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Законодательство об арбитражных  судах находится в ведении  Российской Федерации. Полномочия, порядок  образования и деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным  конституционным законом «Об  арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов  в Российской Федерации составляют:

- Высший Арбитражный Суд  РФ;

- федеральные арбитражные  суды округов;

- арбитражные кассационные  суды;

- арбитражные апелляционные  суды;

- арбитражные суды первой  инстанции в республиках, краях,  областях, городах федерального  значения, автономной области, автономных  округах (субъектах РФ).

Основными задачами арбитражных  судов в Российской Федерации  при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или  оспариваемых прав и законных  интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

- содействие укреплению  законности и предупреждению  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел.9

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Главным в деятельности Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего  экономические отношения. Эта важнейшая  задача решается путем обобщения  судебной практики и разъяснений  Пленумом или Президиумом Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.10

1.5.Третейские суды

В настоящее время в  мире существует много различных  третейских судов (негосударственных  коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у  них едино: две стороны спора  о праве просят третьего рассмотреть  и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда –  суд третьего.

Третейский суд – суд, избранный  по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового  спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого  суда. Судьи, избираемые в состав третейского  суда, совсем не обязательно должны быть профессиональными юристами. Право  выбора конкретной формы защиты между  судебным разбирательством и производством  в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам.11

Выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в  российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются  третейскими, то за границей наши третейские суды принять называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

Третейский суд может  создаваться для рассмотрения и  разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

В Российской Федерации могут  образовываться постоянно действующие  третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями  предпринимателей и потребителей, иными  организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно  действующем третейском суде и список третейских судей, который может  иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования  и не обладающие судебной властью, поскольку  не осуществляют правосудие, успешно  функционируют наряду с судами общей  юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем  или иным причинам не устраивает гражданская  юрисдикция государства. Например, иностранные  лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в  третейском порядке, а не в официальном  суде иностранного государства.

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает  производство третейских судов с гражданским  процессом. Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Это относиться только к третейским судам, созданным  и действующим на основании отечественных  законов.12

Состав третейского суда регламентируется гл. 3 Закона «О третейских судах в РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах в РФ»  третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым  от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое  образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое  образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства.

Информация о работе Экономические споры и их разрешение третейским судом