Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111

Файлы: 1 файл

Диплом Эконом методы Сладкий мир.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

- юридическими и физическими  лицами, которые должны в обязательном порядке предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование информационных ресурсов (ст. 14 Закона об информации) [8].

В соответствии с Положением Минпромторг предоставляет следующую  информацию для включения в информационную систему:

а) о принятых Министерством  решениях в области торговой деятельности в Российской Федерации;

б) об издании нормативных  правовых актов, регулирующих отношения  в области торговой деятельности в Российской Федерации;

в) о среднем уровне цен  на отдельные виды товаров в Российской Федерации;

г) иная определенная Министерством  информация (п. 10).

Уполномоченные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления предоставляют  Минпромторгу РФ информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности. 
В нормах ст. 5, 6 Закона о регулировании торговли, посвященных полномочиям государственных и муниципальных органов в области регулирования торговой деятельности, отражена информационная составляющая полномочий только государственных органов в области торговой деятельности[73].

Между тем п. 11 Положения  прямо закрепляет обязанность органов  местного самоуправления по предоставлению Минпромторгу РФ информации о состоянии  торговли и тенденциях ее развития в соответствующих муниципальных образованиях, а также об издании муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности. При этом, как отмечалось выше, из определения системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности следует, что ее составной частью являются информационные системы органов местного самоуправления (п. 2 Положения).

В связи с этим было бы целесообразным определить в Законе о регулировании торговли соответствующие  полномочия органов местного самоуправления, например, распространив на них норму ст. 6, предусматривающую полномочия органов государственной власти субъектов РФ по проведению информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на соответствующей территории.

Основные информационные системы в области торговой деятельности, которые являются источниками информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития на территориях субъектов  РФ и муниципальных образований, представлены в виде торговых реестров. Они формируются органами государственной власти субъектов РФ. 
Форма торгового реестра, порядок его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем, утверждаются Минпромторгом РФ (ч. 2 ст. 5 Закона о регулировании торговли) [73].

В соответствии с Приказом Минпромторга РФ от 16 июля 2011 г. N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" торговые реестры, формируемые в субъектах РФ, состоят из трех разделов. Они включают в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность; сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров); сведения о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ[76].

Сведения о хозяйствующих  субъектах охватывают информацию как  о самих юридических лицах  и индивидуальных предпринимателях (организационно-правовой форме, наименовании, месте нахождения, дате регистрации, виде деятельности, руководителе, численности работников и др.), так и о торговых объектах, им принадлежащих (вид, место, площадь и др.).

Сведения о  состоянии торговли должны отражать показатели, характеризующие оборот оптовой и розничной торговли на территории субъекта РФ, объем продаж на рынках и ярмарках, удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота, долю в нем малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, инвестиции, рентабельность и другие показатели.

Внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением  производителей товаров), производится:

1) по заявлению  хозяйствующего субъекта о внесении сведений в торговый реестр с приложением необходимой информации и документов, указанных в Приказе Минпромторга N 602;

2) по результатам  сбора сведений органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  и осуществляется на основании акта данного органа государственной власти[73].

 

§2. Теоретические  основы управления предприятиями   торговли

Определение процесса управления предприятием торговли

Современное предприятие  является достаточно сложной системой, которой приходится действовать в динамично изменяющемся, предъявляющем к предприятию все более жесткие требования мире. Это приводит к усложнению задач управления производством, требует постоянного совершенствования и обновления деятельности предприятия через выявление, формулирование, анализ и решение возникающих проблем[22, с. 76].

Если представить  предприятие как искусственную  систему, то управление играет в ней  роль обратной связи, которая выполняет  ряд операций: сравнивает полученный результат процесса преобразования входа в выход с моделью желаемого результата, выявляет различие, оценивает это различие, вырабатывает решение, устраняющее различие, воздействует на процесс с целью его ликвидации (рис. 1).

 

 




 

 


 

 

Рисунок 1 - Управляющий и управляемый процессы на предприятии

 

Таким образом, процесс управления можно представить  как непрерывную последовательность действий, осуществляемых руководителем, в результате которых формируется  и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, распределяются работы между участниками и интегрируются их усилия.

Процесс управления имеет циклический характер: начинается с выявления потребностей в практических действиях и постановки целей, а  заканчивается их достижением либо отказом от этого. В управленческом цикле выделяются четыре управленческих действия: планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (ставят цели) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены[22, с.81].

Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и  какие работы будет выполнять  и с кем при этом взаимодействовать.

Руководство создает  условия для того, чтобы исполнители  хорошо понимали, каких результатов  от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.

Контроль завершает  управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым[45, с.114].

Решения и коммуникация связывают управленческие действия, обеспечивая их взаимозависимость. Поэтому их называют связующими.

По мнению зарубежных ученых, можно выделить восемь характерных  черт эффективного управления:

  • ориентация на энергичное и быстрое действие;
  • постоянный контакт с потребителем;
  • предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость;
  • рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
  • связь с жизнью;
  • ограничение своей деятельности лишь тем, что знаешь и умеешь лучше всего;
  • простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
  • сочетание в управлении свободы в одном и жесткости в другом[23, с.81].

 

 

Методы  управления предприятиями торговли

 

Управление  – это направленное со стороны  управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.

Управление, в  строгом смысле слова, есть воздействие  на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и  политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности [28, с. 140].

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод»  имеет греческое происхождение («исследование») имеет два значения: первое –  способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.

В менеджменте  существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение  получила классификация методов  управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления. Это  может быть как предприятие в  целом, так и отдельное его  подразделение (отдел, департамент  и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Содержание  методов управления – это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления – воздействие  на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические. В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а также функции и принципы управления, применяют вышеперечисленные методы [45, с. 123].

Успешное решение любой производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.

Основными методами управления в современной теории менеджмента признаются:

  • экономические методы;
  • организационно-распорядительные методы;
  • социально-психологические методы.

В данной работе мы более подробно остановимся на изучении и описании экономических  методов управления предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Понятие экономических методов и их эффективности

Сущность  экономических методов управления

Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Характеристика экономических методов управления представлена в таблице 1[68, с.19].

Таблица 1. Характеристика экономических методов  управления

наименование группы методов управления

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые  на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.

Экономические методы, применяемые  на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический  метод; математическое моделирование.

Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование

Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)

Информация о работе Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)