Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111

Файлы: 1 файл

Диплом Эконом методы Сладкий мир.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

На 1 января 2012 года на розничных рынках осуществляли деятельность  456,9 тыс. индивидуальных предпринимателей (на 1 января 2012г. – 517,7 тыс.).

В 2012 году по отношению к 2011 году в большинстве регионов отмечалась положительная динамика продаж в стационарной торговле. Снижение оборота розничной торговли в стационарной торговой сети было отмечено в 2 субъектах Российской Федерации (в Хабаровском крае и Еврейской автономной области) [77].

Динамичное  развитие сетевой торговли, усиление отраслевой конкуренции позитивно  сказались  на  росте  качества торгового обслуживания населения  и стабилизации  уровня потребительских цен, а также способствовали росту объема оборота розничной торговли. Так, согласно данным Росстата доля сетевых компаний в обороте розничной торговли в 2012 году составила 18,5% (в 2010 году – 14,6%, в 2011 году  – 17,5%).  В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и  табачными изделиями доля сетевых форматов в 2012 году составила 21,8% против 20,0% в 2011 году.

Динамика оборота  оптовой торговли  показала  меньшие  темпы роста по сравнению с  розничной торговлей. Общий оборот оптовой торговли за 2012 год составил 38924 млрд. руб., увеличившись на 4,6% к 2011 году. Оборот организаций оптовой торговли в 2012 году составил 30844 млрд. рублей, увеличившись на 2,4% к 2011 году.  На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,2% оборота оптовой торговли[77].

Число хозяйствующих  субъектов розничной торговли, кроме  торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонта бытовых  изделий и предметов личного  пользования по данным на 1 января 2012 года составило 373,2 тысячи,  сократившись на  0,1% по отношению к  1 января 2012 года. Число хозяйствующих субъектов оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами по данным на 1 января 2012 года составило 1286,8 тысячи, увеличившись на 0,7% по отношению к 1 января 2012 года.

Роль субъектов  малого предпринимательства в формировании оборота розничной торговли постепенно уменьшаясь остается существенной (по данным за 2012 год субъекты малого предпринимательства формировали 25,5% оборота розничной торговли).

На 1  января 2012 года в оптовой и розничной  торговле, ремонте бытовых изделий  и предметов личного пользования  насчитывалось 71,3 тыс. малых предприятий (без микропредприятий), в том  числе в розничной торговле, кроме  торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонте бытовых изделий и предметов личного пользования  – 24,5 тыс. предприятий, в оптовой торговле  – 39,9 тыс. В совокупности в секторе торговли по данным на 1  января 2012 года занято 30,8% от  общего числа малых предприятий по всем видам экономической деятельности, в том числе в розничной торговле  – 10,6%. По сравнению с данными  на 1 января 2012 года число малых предприятий (без микропредприятий) в оптовой и розничной торговли на 1 января 2012 года выросло на 5,8 тысяч (или на 8,8%), в том числе в розничной торговле – на 1,3 тысячи (или на 5,8%), в оптовой торговле – на 3,9 тысячи (или на 10,9%)[77].

Оборот малых  предприятий в сфере розничной  торговли по итогам  2012 года составил  1553,5 млрд. рублей или 12,0% от общей величины оборота малых предприятий по всем видам экономической деятельности. Оборот малых предприятий в сфере оптовой торговли по итогам 2012 года составил  5451,4 млрд. рублей или 42,2% от общей величины оборота малых предприятий по всем видам экономической деятельности.

По итогам января-февраля 2012 года оборот розничной торговли составил 3030,7 млрд. рублей, увеличившись на 7,3% к январю-февралю 2012 года.

 

В разрезе товарных групп  по итогам января-февраля 2012 года в сопоставимых ценах по отношению к январю-февралю 2012 года отмечались более высокие темпы продаж непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами. Темп роста оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в январе-феврале 2012 года составил 105,4%, а непродовольственными товарами – 108,9% к январю-февралю 2012 года[77].

В структуре  оборота розничной торговли увеличивается  доля непродовольственных товаров: в феврале 2012 года  она  составила 52,6% против 50,9% в феврале 2012 года.

В разрезе форматов торговли в январе-феврале  2012 года оборот розничной торговли  торгующих  организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос на 8,6% к январю-февралю 2012 года, а продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составили  97,9% от уровня января-февраля 2012 года. В результате в структуре оборота розничной торговли в феврале 2012 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 88,8% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки  – 11,2% против 87,7% и 12,3% соответственно в феврале 2012 года[77].

В  феврале 2012 года розничные торговые сети формировали  в среднем по Российской Федерации 19,4% общего объема оборота розничной  торговли (в феврале 2012г.  - 18,1%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 23,7% (в феврале 2012г. - 21,5%).

 

 

 

 

Нормативно-правовая база отрасли

Особенностью  нормативно-правового регулирования внутренней торговли в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет правовые рамки государственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальных предпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства[73].

Поскольку торговый оборот является частью имущественного, а торговая деятельность одним из видов предпринимательства, то практически все институты гражданского законодательства распространяются на торговлю.

Однако, Гражданский  кодекс, будучи частноправовым нормативным  актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ) [3].

Некоторые ученые, прежде всего специалисты по гражданскому праву, считают, что предпринимательское  также как и коммерческое (торговое) право составляют часть гражданского права.

Одним из доводов  в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс РФ. По мнению сторонников этой концепции, все вопросы регулирования предпринимательской деятельности решены путем издания Гражданского кодекса РФ[3].

Но с этим нельзя согласиться, поскольку Гражданский кодекс охватывает только частноправовые аспекты регулирования предпринимательских отношений, тогда как правовое регулирование любой хозяйственной деятельности (в том числе и торговой) осуществляется на основе сочетания частноправовых и публичноправовых начал.

С теоретической  точки зрения такой подход не вполне обоснован, поскольку экономика  является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи, причем последние частным  правом охватываться не могут.

Особое место  в проблеме разграничения гражданского и коммерческого законодательства занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. «предприниматель - орган  управления». Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Торговая деятельность регулируется как гражданским, так  и торговым законодательством, нормами  родственных отраслей законодательства, которые не могут быть жестко разграничены.

Коммерческое  законодательство, как правило, строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно урегулировать их. Коммерческое законодательство по своей природе должно быть определено как комплексное законодательство, что определяет одно из особенностей его развития[72].

Российское  коммерческое законодательство в настоящее  время развивается по тому варианту систематизации, который наиболее близок традициям российской правовой системы. Предпринимательская деятельность регулируются в едином гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтам коммерческого права, что соответствует современной тенденции развития коммерческого законодательства.

В современный  период развития торгового законодательства, которое отражает потребности времени, обоснование концепции существования  торгового права как самостоятельной  отрасли права, на наш взгляд, лишено актуальности. Кодификация торгового законодательства возможна лишь на определенном этапе его развития, но уже сейчас коммерческие отношения настоятельно требуют специального правового регулирования.

Среди Федеральных  конституционных законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ) [1].

Важнейшим федеральным  законом, регулирующим предпринимательскую  деятельность, является Гражданский  кодекс РФ, он занимает центральное  место среди источников коммерческого  права, как нормативный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности[3].

Для коммерческого  права важны и те специальные  законы, которые содержат только или  по преимуществу нормы публичного права. К ним относятся Уголовный  кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о валютном регулировании и валютном контроле и др.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и  имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

Основным нормативным  актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в  действие 7 апреля 1992 года (с изменениями от 02.08.2012г.) [10].

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Важнейшей задачей торговли является реализация принятого 28 декабря 2010 года Федерального закона №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [6].

В 2012 году Минпромторгом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществлялась работа по совершенствованию законодательства в области торговой деятельности.

В настоящее  время завершается доработка  поправок в Закон о торговле, предусмотренных в проекте федерального закона,  который в течении 2012 года разрабатывался  ФАС России совместно с Минпромторгом России и другими федеральными органами исполнительной власти. Указанный законопроект, предусматривает ряд изменений, в том числе в части корректировки понятийного аппарата закона, уточнения условий заключения договора поставки.

В целях реализации статьи 20 Закона о торговле и постановления  Правительства Российской Федерации  от 11 ноября 2011 г. №887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» издан приказ Минпромторга РФ от 27 мая 2012 № 708 «Об утверждении перечня информации, размещаемой в системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, перечня товаров,  в отношении которых размещается информация о среднем уровне цен и форм предоставления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Министерству промышленности и торговли Российской Федерации информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности» [71].

Приказом Минпромторга России от 18 ноября 2012 г. № 1605  было утверждено решение о начале эксплуатации системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в тестовом режиме.

В течение 2012 года Минпромторг России в рамках реализации функции по нормативно-правовому регулированию в области внутренней торговли принимал участие в разработке ряда проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в установленной сфере.

Приказом Минпромторга России от 31 марта 2012 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2012  – 2015 гг. и на период до 2020 года[71].

Согласно Стратегии  основной целью государственной политики в сфере внутренней торговли является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах  торговли путем создания эффективной  товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Информация о работе Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)