Экономически методы управления на прдприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка организационно-экономических методов управления предприятием, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в современных условиях рыночной экономики.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.
изучить теоретические основы формирования управления на предприятии
определить значение экономических методов управления на предприятии
провести анализ экономических методов управления на ОАО «Газпром»

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы формирования управления на предприятии
1.1. Сущность экономических методов управления
1.2 . Классификация экономических методов управления
1.3. Модели управлении организацией.
Глава 2. Модели и методы на примере различных компаний
2.1 Характеристика ОАО «АНК «Башнефть».
2.2 Оценка экономических методов управления производством
2.3. Пути совершенствования экономических методов управления.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

menj.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Экономически методы  управления на прдприятии

 

Содержание

Глава 1. Теоретические основы  формирования управления на предприятии

1.1. Сущность экономических методов управления

1.2 . Классификация экономических методов управления

1.3. Модели управлении организацией.

Глава 2. Модели и методы на примере различных компаний

2.1 Характеристика ОАО «АНК «Башнефть».

2.2 Оценка экономических методов управления производством

2.3. Пути совершенствования экономических методов управления.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Экономические методы управления занимают важное место в системе методов менеджмента. Это обусловлено тем, что управленческие отношения определяются в первую очередь экономическими отношениями, в основу которых положены объективные потребности и интересы людей. Определение совокупности экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и каждого работника в отдельности, является принципиальным вопросом для любого  предприятия, действующего в условиях конкурентной рыночной экономики и в связи с этим  данная тема является актуальной.

  Целью курсовой работы является разработка организационно-экономических методов управления предприятием, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в современных условиях рыночной экономики.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.

      1. изучить теоретические основы  формирования  управления на предприятии
      2. определить значение  экономических методов управления на предприятии
      3. провести анализ экономических методов  управления на ОАО «Газпром»
      4. разработать пути совершенствования экономических методов управления

Объектом исследование является ОАО «Газпром». Предметом исследования является методика формирования управления на предприятии.

   При выполнении курсовой работы была использована научно-методическая литература, методические указания по выполнению курсовой работы по предмету «Теории менеджмента», статистические данные предприятия, учебники по менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  формирования  управления на предприятии

    1. Сущность экономических методов управления

Методы - это способы ведения хозяйства. В настоящее время в научной литературе идет порой надуманная дискуссия о преимуществах или недостатках основных методов ведения хозяйства - рыночного и планового. Различные толкования содержания понятий "административные методы" и "экономические методы" приводят к тому, что их нередко противопоставляют друг другу, искусственно возводя между ними непреодолимую "китайскую стену". Некоторые экономисты (в силу политической конъюнктуры) высказывают мнение, что все, связанное с реализацией указаний вышестоящих органов, включая планирование, относится к административным методам. По моему мнению, нет никаких оснований представлять дело таким образом, что экономические методы базируются на использовании экономических законов, а административные - на приказах и директивах, и по этой причине нельзя исключать планирование из экономических методов, относя его к административным рычагам, поскольку реализация плана в значительной степени достигается принуждением. Конечно, содержание понятий "административные" и "экономические методы руководства" нуждается в дальнейшем изучении. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Административные методы могут и должны учитывать действие экономических законов. Иначе говоря, они должны быть экономически обоснованы. Экономические рычаги по своей сущности могут быть и нередко являются административными по форме. Современное мировое экономическое развитие идет в основном по двум моделям. Первая модель, характерная в настоящее время для американской экономики, связана с резким ограничением прямого административного регулирования, в котором активную роль играют рыночные механизмы саморегулирования. Главный принцип - это удовлетворение экономических и других потребностей с опорой на собственные способности, на результаты своего труда. Помощь со стороны государства крайне ограничена, она используется только как временная, экстренная мера. Однако на определенных этапах своего развития США активно применяла административные методы в экономике. Например, 1933 г. - новый курс в США, суть которого - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Утверждался взгляд, что при умелом использовании методов государственного регулирования они могут обеспечить процветание страны. Причем необходимо подчеркнуть, что эта государственная политика получила широкую поддержку населения, помогла людям адаптироваться в условиях глубокого экономического кризиса. Другая модель - это оказание помощи населению как естественная функция государства, как часть нормальных общественных отношений, которая не налагает клеймо позора, унижения, а предназначена помочь людям в решении социальных проблем. Эта модель, получившая наиболее полное развитие в ФРГ, Японии, Швеции и некоторых других странах, характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, мощной системой социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих групп населения, сравнительно высокой долей расходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте, существенным весом государственной собственности. Например, социально-экономическая система ФРГ была определена Л. Эрхардом как "социальное рыночное хозяйство", основу которого составляют свободный рынок и свободная конкуренция. Однако и "свободное" рыночное хозяйство ФРГ воссоздавалось при самом активном участии государства. Так, сельское хозяйство, угледобывающая промышленность, черная металлургия, транспорт, жилищное строительство в значительной степени были исключены из сферы неконтролируемой рыночной конкуренции и активно регулировались государством. Регулировало оно и обширную сферу коммунальной инфраструктуры и государственного предпринимательства, а также контролировало объем производства, цены, предоставляло субсидии и кредиты из госбюджета. По мнению профессора Х. Ламперта (ФРГ), социальное рыночное хозяйство - это путь, ведущий к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе и экономике. Термин "социальный" означает: 1) что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки "благосостояния для всех" и предоставляет экономические свободы, а также ограничивает право на свободу тех лиц, кто нарушает конституционный порядок или правила нравственности; 2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они согласно ценностным представлениям общества не являются достаточно социальными. Поэтому понятие "социальное рыночное хозяйство" может быть определено как идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты. Фактически любая экономика управляется и планируется административными методами. В переломные моменты исторического развития России (СССР) государство всегда брало на себя инициативу и ответственность за проводимые реформы; так было до революции 1917 г. - реформы Иоанна Грозного и Петра Великого, предреволюционные реформы Столыпина, 60-х годов ХIХ века; так и реформы послереволюционные - 1921, 1937, 1965, 1987 гг. Цели и задачи этих реформ были разные, как и их результаты, последствия. 28 октября 1991 г. Президент РФ Ельцин и премьер-министр Гайдар объявили о программе принудительной стабилизации, которая непосредственно вдохновлялась польской "шоковой терапией" и включала в себя реформу цен, осуществление контроля за денежной массой, жесткую бюджетную экономию, дезиндексацию заработной платы, либерализацию внешней торговли и определение единого обменного курса рубля. "Программа Гайдара", вдохновляемая МВФ, должна была с 1992 г. обуздать инфляцию и стимулировать предложение за счет оздоровления государственного бюджета и внедрения рыночных механизмов: освобождения цен, открытия рынка обмена валют, приватизации предприятий промышленности и т.д. Судя по данным разработанной в 1992 г. правительственной "Программы углубления экономических реформ", уровень жизни населения России, существовавший до 1991 г., будет, достигнут только через 20 лет. Фактически, это означает, что сорокалетние граждане России всю оставшуюся трудовую жизнь будут жить и трудиться в нищете. Новое поколение вырастет неполноценным в физическом, социальном плане, а те, кто уже отдал свой труд России, так и не увидят реального улучшения по сравнению с дореформенной жизнью. При этом основные тяготы псевдо рыночной политики легли на наименее защищенные слои населения: на детей, инвалидов, пенсионеров, работников образования, культуры, науки и здравоохранения. К началу 1996 г. эйфория и надежды, что рынок поможет увеличить экономический потенциал России и решить социальные проблемы человека, сменились пониманием, что рынок сам по себе, без государственного вмешательства, не способен решить поставленные задачи. Вспомним, что еще в 1990 г. известный американский бизнесмен Г. Уилленс, неоднократно посещавший Советский Союз и хорошо знакомый с нашей хозяйственной практикой, решительно заявил: "Чем ближе я знакомился с командно-административной системой, господствующей в советской экономике, тем яснее мне становилось, что те, кто стремится к быстрым и радикальным переменам, просто идиоты". В странах с цивилизованной рыночной экономикой (в первую очередь, страны Западной Европы, Северной Америки, Япония) степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство не формально воздействует на экономику, а методами политической власти, законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных экономических и социальных программ. Все это свидетельствует о том, что на современном этапе эффективная рыночная система наряду с прочным экономическим базисом имеет также социально-нравственный аспект, соблюдение которого достигается с помощью различных методов государственного регулирования. В настоящий момент на Западе противников государственного вмешательства в экономику в принципе нет. Весь вопрос состоит в том, - что регулировать, какими методами и в чьих интересах.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, то есть все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности — на персонал организаций.

Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом — это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера.

Управление персоналом на предприятии — это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

  1. иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия — это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
  2. культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
  3. рынок — совокупность равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

В системе методов управления персоналом выделяют следующие основные виды:

  • административные методы;
  • экономические методы;
  • социально-психологические методы.

 

    1. . Классификация экономических методов управления.
  • Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия:

• организационные воздействия;

• распорядительные воздействия;

• материальная ответственность и взыскания;

• дисциплинарная ответственность и взыскания;

• административная ответственность.

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений "руководитель-подчинённый".

Инструктирование и координация работы — это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление — метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и так далее. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия,, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам за год и так далее. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Информация о работе Экономически методы управления на прдприятии