Эффективные структуры управления современными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ организационных структур управления предприятием и их эффективности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать сущность, содержание и виды структур управления.
2. Оценить эффективность организационной структуры в современных условиях.
3. Проанализировать структуру и ее выбор на примере ОАО «Черметремонт».

Содержание работы

Введение ......................................................................................................................3
1 Сущность, содержание и виды структур управления...........................................5
1.1 Понятие и роль организационной структуры в предприятии...........................5
1.2 Виды организационных структур........................................................................8
2 Оценка эффективности организационной структуры в современных условиях......................................................................................................................19
2.1 Методы и группы показателей для оценки эффективности организационных структур......................................................................................................................19
2.2 Оценка с помощью дерева показателей эффективности организационной структуры...................................................................................................................24
3 Выбор организационной структуры на примере ОАО «Черметремонт».........................................................................................................34
3.1. Характеристика объекта исследования ОАО «Черметремонт».....................34
3.2. Особенности организационной структуры ОАО «Черметремонт» ..............42
Заключение.................................................................................................................46
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

NOVAYa_Scherbinina_Anna_2_kurs_2_gruppa_Effektiv.docx

— 697.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономики труда  и основ управления

 

Эффективные структуры управления современными предприятиями

Курсовая работа

 

по дисциплине: Теория и  практика менеджмента

 № 080500 Менеджмент

 

 

 

Выполнил студент

очной формы обучения

2 курса 2 группы   ______________     А.В.Щербинина

  подпись

___.___.2012

 

 

Руководитель    ______________ к.э.н., доц.  Г.А.Шкиренко

  подпись

___.___.2012

 

Воронеж 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ......................................................................................................................3

1 Сущность, содержание и виды структур управления...........................................5

1.1 Понятие и роль организационной структуры в предприятии...........................5

1.2 Виды организационных структур........................................................................8

2 Оценка эффективности организационной структуры в современных условиях......................................................................................................................19

2.1 Методы и группы показателей для оценки эффективности организационных структур......................................................................................................................19

2.2 Оценка с помощью дерева показателей эффективности организационной структуры...................................................................................................................24

3 Выбор организационной  структуры на примере ОАО «Черметремонт».........................................................................................................34

3.1. Характеристика объекта  исследования ОАО «Черметремонт».....................34

3.2. Особенности  организационной структуры ОАО  «Черметремонт» ..............42

Заключение.................................................................................................................46

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация – это  прежде всего люди и работа, которую  они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается прежде всего в организационной структуре. Поэтому очень важно изучить их виды и выбрать ту, которая будет  соответствовать деятельности конкретного предприятия, работникам и состоянию окружающей среды.

Эта работа посвящена эффективным организационным структурам в современном обществе.

Цель данной курсовой работы – анализ организационных структур управления предприятием и  их эффективности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Описать сущность, содержание и виды структур управления.
  2. Оценить эффективность организационной структуры в современных условиях.
  3. Проанализировать структуру и ее выбор на примере ОАО «Черметремонт».

Предметом работы являются эффективные структуры управления предприятиями.

Объектом работы является современные предприятия России.

Данная работы выполнена при  анализе трудов русских и зарубежных автором, которые писали по данной теме. Например, Виханский, Наумов, Файоль, Друкер.

В процессе исследовательской  работы была применена совокупность методов описания, сравнения, аналогии, обобщения, статистического анализа, классификации.

 В первой главе данной работы описывается сущность, содержание и виды структур управления, дается их классификация и краткое описание с наглядными схемами их построения. Раскрывается понятие и значимость организационных структур управления.

Во второй главе данной работы изучается  эффективность организационной  структуры. Излагаются основные методы и показатели оценки эффективности организационных структур и дается информация о том, как происходит данная оценка на предприятиях руководителями.

В третьей главе рассказывается о современных представлениях и  взглядах на организационную структуру  управления. Приводится пути анализа  соответствия структуры управления предприятия современным требованиям  эффективного управления, а также  проводится сравнение структур. Рассказывается о выборе оптимальной для конкретных организаций.

Такая структура курсовой работы позволяет  наиболее целостно представить себе изучаемую проблему при последовательном исследовании каждого конкретного  аспекта.

 

Глава 1.  СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие и роль организационной структуры в предприятии

 

Предприятиям для обеспечения выживаемости приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает большое количество управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств или массовой организационной моды.

Понятие «структура» связано с  такими понятиями, как «система»  и «организация». Все основные аспекты  строения и деятельности организации  определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию, структура же обеспечивает порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций.

В научной литературе понятие «структура»  имеет определенное значение. «Структура есть множество элементов, которые  находятся во взаимодействии в специфическом  порядке для осуществления функций»1. Являясь сложной системой, организационная структура управления представляет собой подсистему в системе управления предприятием. Таким образом, организационная структура управления и система управления являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями. По мнению И. Ансоффа, структура управления предприятием представляет собой статическую «анатомию» управленческого процесса, а система управления – динамическую «физиологию».

"Структуру организации можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач".2 Таким образом, происходит увеличение эффективности работы, определение четкой структуры подчинения, а также организуется весь процесс управления.

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения  между ними поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи  – это связи подчинения, и необходимость  в них возникает при иерархичности  управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления.

Элементы структуры должны быть подобраны таким образом, чтобы достигались внутренняя слаженность, или гармония,  и фундаментальное соответствие организационной ситуации –  размеру организации,  ее возрасту,  типу внешней среды,  в которой она функционирует,  используемой технической системе и т. д. Все эти ситуационные факторы часто являются предметом не менее строгого «выбора», чем сами элементы структуры.

В рамках структуры управления протекает  управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а  следовательно – права и ответственность  за их выполнение.

Оргструктура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому.

Таким образом, организационная структура  управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и  развитие ее как единого целого.

 

 

1.2 Виды организационных структур

 

Каждая организация представляет собой сложную технико-экономическую  и социальную систему. Для эффективного функционирование этой системы любой  организации необходимо определить свою структуру, соответствующую ее индивидуальности, специфики, масштабам  и целям.

На данный момент существует несколько классификаций организационных  структур. Рассмотрим одну из них, изложенную в учебнике профессора О.С. Виханского.3

Происходящий в организации  рост специализации отдельных работ  ограничивается возможностями их координации. решением этой проблемы является группировка  схожих работ и их исполнителей. Данный процесс организационного обособления  Виханский называет департаментизацией. Это понятие можно рассматривать как классификацию видов организационных структур.

1. Линейная департаментизация. (см. рисунок 1.1) Она предполагает относительную автономность в работе. Этот тип характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях семейного или малого бизнеса. В средних и крупных организациях линейная департаментизация дает эффект только на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях и т.п.).

2. Функциональная департаментизация. (см. рисунок 1.2) С развитием специализации работы, связанной с получением и распределением ресурсов в организации, возникла функциональная департаментализация. В производстве этот тип департаментализации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов. До сих пор значительная

Рис. 1.1 Линейная департаментизация

Рис. 1.2 Функциональная департаментизация

часть предприятий использует этот подход. При функциональном подходе сотрудники объединяются в отделы в соответствии с видами деятельности, которые они выполняют, и квалификацией. Работа группируется преимущественно вокруг ресурсов (производство, финансы, кадры и т.д.). Разновидностями функциональной департаментизации являются группирование работ по процессу (штучное, массовое и опытное производство), т.е. по типу производства, и по технологии (механизация, автоматизация и роботизация), т.е. по типу оборудования.

3. Традиционная организация (линейно-функциональная схема организационных структур). (см. рисунок 1.3) Традиционная организация представляет собой совмещение линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации.

В основе линейно-функциональной структуры лежит линейная структура. Все оперативные взаимодействия осуществляются по вертикальным линейным связям. Функциональные руководители (отделы) специализируются на решении вопросов, требующих глубоких специальных знаний в области специальных функций управления. Например, планирование, техническое развитие, контроль и т.д. Эти функциональные руководители подготавливают материалы, долгосрочные регламентирующие документы функционирования предприятия. Они как бы создают пределы, организационные рамки, в которых должны принимать оперативные решения линейные руководители.

 

Рис. 1.3 Линейно-функциональная структура

Эффективность такой структуры  состоит в том, что линейные руководители сосредоточиваются на решении текущих  вопросов производства. При этом они  «разгружаются» от стратегических проблем. Все задачи перспективного развития, технические, экономические вопросы  решаются специализированными функциональными  подразделениями системы управления.

4. Дивизиональная организация (структура управления). (см. рисунок 1.4) Он позволяет решить проблемы, возникающие в организации, построенной полинейно-функциональной схеме. Впервые данная структура управления была применена в ≪Дженерал Моторс≫.

Рис. 1.4 Дивизиональная организация (структура управления)

Она характеризуется централизованным планированием наверху и децентрализованной деятельностью производственных отделов. Дивизиональная схема организации получается из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Из-за этого данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций. Дивизиональная схема позволяет организации продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках.  Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество. Но из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию конфликтов между отделениями.

Информация о работе Эффективные структуры управления современными предприятиями