Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение специфики эффективности управления.
Задачами данной работы являются:
- раскрытие понятия «эффективность» управления;
- рассмотрение основных подходов к определению эффективности управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….. 4
1.1. Понятие и сущность эффективности управления……………….. 4
1.2. Подходы к оценке эффективности управления…………………. 8
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………. 10
1.4. Виды эффективности управления……………………………….. 19
ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.. 22
2.1. Факторы, влияющие на эффективность управления……………. 22
2.2. Пути повышения эффективности управления…………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - эф. упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Каждый из перечисленных  факторов может воздействовать на систему  управления сам по себе в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии  они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

На эффективность работы организации (предприятия) оказывают  влияние помимо управления и другие факторы, например, качество сырья, уровень  подготовки кадров, соответствие орудий труда требованиям научно-технического прогресса и т.п. В то же время, оценивая эффективность функционирования системы управления, необходимо сопоставлять расходы на ее содержание с полезными результатами управленческой деятельности. Это тоже один из важных аспектов оценки эффективности управления.

Таким образом, существуют множество факторов, которые тем  или иным образом влияют на эффективность  управления, путем ее сдерживания  или повышения. При этом на эффективность влияют как факторы самой организации, так и факторы сотрудников данной организации. Каждый из указанных выше факторов может воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента.

 

2.2. Пути повышения эффективности управления

Одной из важнейших составляющих успешной деятельности организации является повышение эффективности управления. В настоящее время принято выделять несколько основных способов, использующихся для повышения его эффективности. Такие способы направлены обычно непосредственно на руководителя, на его профессиональные и личные качества, либо на отдельный элемент управленческой деятельности. Работа, целью которой является повышение эффективности управления, может начинаться с того элемента, модернизация которого представляет наибольшую актуальность. На этом этапе проводимой работы важно не забывать, что между этими элементами имеется четкая взаимосвязь.

Управление компанией  эффективно, если требуемые результаты достигаются в намеченное время и в рамках запланированного бюджета.

Первоначальной стадией на пути повышения эффективности управления является анализ текущей деятельности в области управления.  Эта работа может быть проведена как методом интервьюирования ключевых сотрудников, так и путем проведения рабочей сессии с ключевыми сотрудниками. Организация – это система взаимодействующих элементов и процессов с заданной целью. Элементы системы должны находиться в гармонии между собой и с целью. Деятельность предприятия рассматривается со всех сторон, начиная с нежелательных явлений – факторов, которые характеризуют ситуацию предприятия (уход клиентов, низкая оборачиваемость, запаздывание по срокам и т.д.).

Далее необходимо организовать работу по созданию и реализации стратегии развития фирмы. Такая работа проводится на основе результатов исследования слабых и сильных сторон организации. Кроме этого, на данном этапе разрабатывается философия и политика компании, которая охватывала бы все функциональные области.

Определение направления решения – следующий этап, способствующий повышению эффективности управления.  Низкая эффективность управления всегда связана с каким-то управленческим противоречием и с ложными исходными посылками. Их нахождение даст нам направление решения, то есть направление гармонизации элементов системы.  

Также одним из этапов к повышению эффективности управления является работа по формированию системы принятия решений, процедур и правил управления, а также системы стимулирования.  «В его реализации должны быть заинтересованы все стороны (собственники, руководители, персонал, подразделения). Решения, которые в результате разрабатываются, обычно не требуют инвестиций. Разработать решение – значит убедиться, что оно приведет к ликвидации нежелательных явлений и не приведет к отрицательным последствиям»22

Следующий этап - внедрение решения. Решение – это изменение правил, процедур и регламентов. Этот этап часто вызывает трудности, но поскольку решение разработано с учетом интересов всех сторон и направлено на гармонизацию отношений, нужно просто показать персоналу его выгоду от решения. 

Внедрение системы повышения  квалификации работников может быть построено на основе переподготовки, творчества, развития инициативы. Важно, чтобы процесс обучения был постоянным.

В современных рыночных условиях, помимо вышеперечисленных  путей для повышения эффективности  управления, также важны и индивидуальные качества менеджера. Важно, чтобы управляющий  владел не только глубокими и разносторонними  знаниями, но и отличался деловитостью, оперативностью, постоянно бы проявлял инициативу, обладал чувством нового. Чтобы трудовая деятельность была более эффективной, существуют различные меры воздействия, в том числе и на менеджеров. Важнейшим стимулом роста руководящего работника является его систематическое продвижение по карьерной лестнице. Менеджер будет еще более эффективно работать, если будет уверен, что в скором времени за достигнутую результативность его ждет продвижение. 

«Результатами работы по эффективности управления при применении вышеуказанных мероприятий будут являться повышение уровня мотивации персонала, взаимопонимания и сотрудничества, удовлетворенности клиентов, быстрое повышение результативности бизнеса (рост продаж и прибыли), достижение финансовой стабильности»23.

«Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности. Стимулирующая роль в повышении эффективности труда руководящих работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде. Одним из наиболее важных путей повышения эффективности управления считается активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска - прямая задача руководителей компании»24.

«Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками. Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация»25.

Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

- высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;

- расширение объема выполняемых организацией заданий;

- развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

- расширение уровня принятия решений.

Менеджеру следует помнить о том, что делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.

«Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента на предприятии.

Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом»26.

Важную роль в деятельности предприятия играют информационные системы, которые обеспечивают коммуникационные связи между сотрудниками и подразделениями.

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

- создание единой компьютерной сети на предприятии;

- возможность доступа сотрудников к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным с деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и инновационной;

- регулярная организация специальных конференций для персонала разных уровней;

- визиты специалистов компании в передовые подразделения для обмена опытом и т.д.

Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы.

Улучшение показателей  эффективности деятельности организации  возможно в результате разработки и  реализации организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления.

Среди мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов выделяют: технические, организационные, социально-экономические.

Технические мероприятия  направлены на совершенствование технологий, оборудования, режимов переработки сырья, качества применяемых ресурсов.

Организационные мероприятия  направлены на совершенствование организации  учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.

 Социально-экономические мероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации.

Значительный рост эффективности  управленческой деятельности достигается  в том случае, когда члены организации  отождествляют ее цели с собственными, активно участвуют в управлении, а это возможно лишь на высокой  ступени зрелости как каждого  в отдельности, так и коллектива в целом. Эффективное управление требует также формирования надежных коммуникаций, позволяющих своевременно обеспечивать всех участников управленческого процесса необходимой информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена ею, благоприятный морально-психологический климат. 

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

Таким образом, пути повышения эффективности управления должны быть направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев тему «Эффективность управления: содержание и пути оптимизации» можно сделать следующие выводы:

- эффективность управления - это относительная характеристика      результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Содержание эффективности как управленческой категории составляют результаты действия, соотнесенные с целью и затратами.  Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы управления, эффективность механизма управления. Общая формула эффективности: отношение полезного результата к объему использования ресурсов, или соотношение качества (как совокупности полезных потребительских свойств) к издержкам.

- существуют различные подходы к оценке эффективности управления, каждый из которых можно использовать в зависимости от обстоятельств. Перед использованием конкретного подхода необходимо оценить, какие цели необходимо достичь с минимальными затратами средств с учетом мотивации персонала.

- критерий эффективности управления - показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. Критерии эффективности управления подразделяются в зависимости от субъекта и объекта управления. Критерий эффективности управления определяется оптимальностью функционирования объекта управления, и характеризует качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Информация о работе Эффективность управления