Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение специфики эффективности управления.
Задачами данной работы являются:
- раскрытие понятия «эффективность» управления;
- рассмотрение основных подходов к определению эффективности управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….. 4
1.1. Понятие и сущность эффективности управления……………….. 4
1.2. Подходы к оценке эффективности управления…………………. 8
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………. 10
1.4. Виды эффективности управления……………………………….. 19
ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.. 22
2.1. Факторы, влияющие на эффективность управления……………. 22
2.2. Пути повышения эффективности управления…………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - эф. упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

- система поощрений и наказаний. Она предназначена для повышения эффективности деятельности персонала, направленной на достижение целей организации.

- проходимость информации «вниз». Качество и количество информации, передаваемой по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие, определяет эффективность выполнения заданий руководства на всех уровнях иерархии;

- проходимость информации «вверх». Передача информации в рамках вертикальных коммуникаций с низших уровней иерархии на высшие существенно влияет на производительность.

- кадровая политика. Это система правил и норм, сложившихся в организационной системе и направленных на обеспечение гармоничного и эффективного (в интересах организационной системы и персонала) включения сотрудников в жизнь организации;

- качество планирования деятельности. Оно отражает эффективность последовательных действий всех членов организации, направленных на достижение организационной системой общих целей.

- лидерство. Это восприятие персоналом высшего руководителя как лидера, за которым стоит идти; способность руководителя увлечь за собой трудовой коллектив в направлении достижения целей организации»16.

В группу показателей, характеризующих  содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда, включаются две подгруппы. Это, так называемые, нормативные и затратные показатели, позволяющие оценивать как количественно, так и качественно процесс управления.

К нормативным показателям могут быть отнесены следующие:

- производительность;

- экономичность;

- адаптивность;

- гибкость;

- оперативность;

- надежность.

В качестве затрат на управление учитываются:

- текущие расходы на  содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления;

- расходы на исследовательские  и проектные работы в области  создания и совершенствования  систем управления, на приобретение  вычислительной техники других  технических средств, используемых в управлении, затраты на строительство.

Также следует отметить, что критерии и показатели эффективности управления дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной.

К числу экономических  критериев и показателей относятся: темпы роста, совокупный национальный доход, рост производительности труда;

техническая оснащенность производства.

К социальным критериям  относятся: душевой доход, семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потребительская корзина.

Политическая сфера  характеризуется следующими критериями: развитостью демократических институтов, наличием гражданского общества, участием населения в управление общественными делами;

Состояние духовно-культурной жизни общества, как правило, оценивается уровнем развития науки, культуры, образования. Например, приемлемым для развития общества в развитых странах в области образования является такой показатель, когда расходы на образование составляют не меньше 6% процентов бюджета, иначе неизбежна стагнация в развитии общества.

Таким образом, для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей. Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей, количественных и качественных, нормативных и затратных,  экономических, социальных, политических, духовно-культурных.

 

1.4. Виды эффективности управления

 

«Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причём обеспечивает его достижения на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае речь идёт о внешней эффективности, во втором – о внутренней.  
Внешняя эффективность иначе называется выгодностью, а внутренняя – экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат (для этого он соотносится с величиной затрат). Чем результат в большей степени превышает затраты, тем экономичнее деятельность»17.

«Внешняя эффективность управления определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацией ее цели, отражает уровень соответствия организационной системы требованиям и ограничениям внешней среды, а также эффективность в части использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность управления - это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы для достижения организационной системой целей, диктуемых общественными потребностями. Она показывает, каким образом удовлетворение указанных потребностей сказывается на динамике собственных целей организационной системы и отдельных групп ее участников, отражая при этом эффективность в части использования организационной системой всех компонентов внутренней среды, в том числе производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых возможностей и пр. Этот показатель характеризует также эффективность стиля руководства, типа управления, делового этикета и этики, организационной и корпоративной культуры. Общая эффективность - эффективность в качестве композиции двух ее составляющих: внутренней и внешней эффективности»18.

В экономической теории по содержанию различают  два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая  эффективность определяется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

По сфере и уровню проявления эффективность управления разделяют на общественную и коммерческую, по методу расчета – абсолютную (по конкретной системе управления) и относительную (в сравнении с другими аналогичными системами управления) и т.д.

Однако часто главным  бывает не то, во сколько раз результат  больше затрат, а является ли он более ценным.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая — в будущем. 

«Об эффективности управления можно также говорить, как о потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность»19

Также различают эффективность индивидуальную, групповую и организационную.

«Индивидуальная эффективность — базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации.

Групповая эффективность — члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект.

Организационная эффективность - факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму»20.

Таким образом, понятие  эффективности включает в себя различные  виды:

1) эффективность как  способность достигать намеченных  целей и в запланированные сроки;

2) эффективность как  цена ресурсов, затраченных на  достижение цели;

3) эффективность как  степень удовлетворения интересов  различных групп личностей и  организаций, связанных с деятельностью  предприятия (собственников, менеджеров, работников, клиентов, поставщиков и др.

Таким образом, выделяют различные виды эффективности управления, которые классифицируются по различным  основаниям.  При этом виды эффективности часто противоречат друг другу, а выбрать эффективность, удовлетворяющую всех, практически невозможно.

 

 

ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Факторы, влияющие на эффективность управления

 

К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят  величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:

- потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;

- средства производства;

- культура организации,

- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.

Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении. Формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.

Факторы, влияющие на повышение эффективности управления могут быть систематизированы по различным признакам.

Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние  и внутренние факторы влияния  на эффективность.

К внешним факторам относятся: активная политика конкурента, внезапные изменения в экономическом положении клиентов, экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия, общественно значимые события, структурные изменения в обществе, неблагоприятные погодные условия, положение на рынке труда, избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников, мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей, репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство, влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства, миграционные процессы, ухудшающие качество населения, резкие колебания на финансовых рынках

К внутренним факторам относятся: психологический климат в коллективе, прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени, болезни руководителей и сотрудников, производственные конфликты, увольнение или прием на работу новых сотрудников, расширение или сокращение деятельности организации, криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм, неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи, административный контроль, система поощрения и взыскания, позитивная мотивация творческого и производственного труда сотрудников, факторы охраны имущества и безопасности труда

Эффективность управления зависит от активности субъекта управления. Активность складывается из двух типов факторов — структурных и активирующих. Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков. Активирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами требует творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции.

«По содержанию факторы эффективности управления подразделяются на:

- организационные факторы  – это рациональная структура  аппарата управления, четкое функциональное разделение труда и правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

- экономические факторы  – включают систему материального  поощрения и материальной ответственности;

- технические факторы  – характеризуются механовооружением управленческого труда, степенью использования техники, технической культурой;

- физиологические факторы  – это, прежде всего санитарно-гигиенические  условия;

- социально-психологические  факторы – охватывают межличностные  отношения, авторитет руководителей, систему моральных мотиваций»21.

По форме воздействия  различают факторы прямого и  косвенного воздействия.

- факторы прямого воздействия  – непосредственно влияют на  эффективность управленческого  труда. К числу таких факторов  обычно относят организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подборки и расстановки кадров в аппарате управления и т.п.

- факторы косвенного  воздействия – оказывают опосредованное  влияние на работу организации.  Это психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.

По продолжительности  воздействия – факторы кратковременного воздействия и факторы длительного  воздействия. Например, кратковременное  воздействие могут иметь нарушения  трудовой дисциплины. Большинство же факторов имеют длительное воздействие, к примеру, стиль управления, психологический климат в коллективе и т.п.

По степени формализации – факторы, влияющие на эффективность  управления, могут быть подразделены на факторы количественно измеримые  и неизмеримые. Количественно измерить можно, например, уровень механизации управленческого труда, интенсивность информационных потоков и т.п. В то же время такие факторы, как удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы.

Информация о работе Эффективность управления