Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение специфики эффективности управления.
Задачами данной работы являются:
- раскрытие понятия «эффективность» управления;
- рассмотрение основных подходов к определению эффективности управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….. 4
1.1. Понятие и сущность эффективности управления……………….. 4
1.2. Подходы к оценке эффективности управления…………………. 8
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………. 10
1.4. Виды эффективности управления……………………………….. 19
ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.. 22
2.1. Факторы, влияющие на эффективность управления……………. 22
2.2. Пути повышения эффективности управления…………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - эф. упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

- Никогда не имей коварных мыслей.

- Неустанно тренируйся следовать выбранному пути.

- Освой навыки и развивай умения.

- Ежедневно расширяй знания в разных областях.

- Учись различать во всем выгоду и убыток.

- Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда.

- Старайся познать суть того, что скрыто от глаза.

- Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам.

- Не трать время на бесполезные занятия»8.

Таким образом, существуют различные подходы к оценке эффективности  управления, каждый из которых можно использовать в зависимости от обстоятельств. Перед использованием конкретного подхода необходимо оценить, какие цели необходимо достичь с минимальными затратами средств с учетом мотивации персонала.

 

1.3. Критерии и показатели эффективности управления

Эффективность управления выражается через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере менеджмент реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства.

Для измерения эффективности  менеджмента существует система  критериев и показателей. «Критерии и показатели эффективности управления вытекают из требований, предъявляемых к системе управления. Это: требования экономичности (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами), оперативности (своевременности получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений), надежности системы управления во избежание потери информации, различных ошибок, рациональности (качественный аспект, характеризующий организованность системы управления), результативности (количественный аспект)»9.

Критерий – это  важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса.

Критерий эффективности  – это показатель, выражающий главную  меру желаемого результата, которая  учитывается при рассмотрении вариантов  решения.

«Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных  результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей»10.

Критерии эффективности  управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Рассмотрим критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

Общий критерий – экономические  результаты деятельности управляемой  подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

К группе более частных локальных критериев относятся:

- наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;

- наименьшие затраты материальных ресурсов;

- наименьшие затраты финансовых ресурсов;

- наивысшие показатели использования основных производственных фондов;

- наименьшие издержки;

- наивысшая рентабельность.

К группе качественных критериев относятся:

- высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);

- условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;

- выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;

- высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;

- стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

- экологическая чистота.

Критерием эффективности  управления при определенных условиях могут быть максимум выпуска продукции  или максимум услуг.

«С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы критериями  эффективности могут быть:

- быстрый сбор необходимой  информации для принятия управленческих  решений;

- способность принимать  оптимальное решение в кратчайший  срок;

- оперативность доведения  решений до исполнителей;

- обеспечение четкого  выполнения решений;

- осуществление комплексного  контроля за выполнением решений»11.

Одним из наиболее важных критериев экономической эффективности  можно назвать деловую оценку персонала. Деловая оценка персонала  — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. Деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

Таким образом, критерий эффективности управления - показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. Критерии эффективности управления подразделяются в зависимости от субъекта и объекта управления. Критерий эффективности управления определяется оптимальностью функционирования объекта управления, и характеризует качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.

Для оценки эффективности  производства и управления используется система обобщающих и частных показателей. Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

«Обобщающие показатели (объем производства; прибыль; рентабельность; время и др.) отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи»12.

При оценке эффективности  управления необходимо комплексное  применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность  управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономическая эффективность) и качественными показателями (социальная эффективность). 

«Количественные показатели деятельности системы управления включают:  
- комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;

- финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); 

- показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур)»13

Экономическую эффективность  управления в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Обобщающие показатели: доходы предприятия; затраты на содержание аппарата управления.

Частные показатели:

- доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия,

- доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии,

- норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:

- снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

- сокращение управленческого персонала;

- сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

«Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успеха. Производительность определяет уровень жизни общества, величину налогов, социальные гарантии граждан страны, уровень инфляции»14. В группу показателей, характеризующих эффективность системы управления и выражаемых через конечные результаты деятельности и затраты на управление, могут входить:

- объем (увеличение  объема) выпуска продукции;

- прибыль (увеличение  прибыли);

- себестоимость (снижение  себестоимости);

- объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях);

- качество продукции,  сроки внедрения новой техники.

Особо важное значение имеют  показатели социальной эффективности  управления (качественные показатели). К ним относятся: 

- повышение научно-технического уровня управления;

- уровень интеграции процессов управления;

- повышение квалификации менеджеров; 

- повышение уровня обоснованности принимаемых решений; 

- формирование организационной культуры;

- управляемость системы; удовлетворенность трудом; 

- завоевание общественного доверия; 

- усиление социальной ответственности организации;

- экологические последствия.

«Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

- степень выполнения заказов потребителей;

- доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности в широком смысле являются:

- своевременность выполнения заказа;

- полнота выполнения заказа;

- оказание дополнительных услуг;

- послепродажный сервис и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.

К частным показателям социальной эффективности в узком смысле относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т. п.»15

Рассматривая проблемы эффективного управления, необходимо добавить такой  показатель, как качество управления, который отражает способность субъекта управления соответствовать потребностям управляемой системы в достижении ею наилучшей результативности в основной деятельности.

В теории управления категория  «качество» используется как характеристика следующих понятий:

- в качество конечных состояний, являющихся результатом преобразования и обработки входов, в том числе качество продукции (товаров, работ, услуг);

- в качество труда;

- и качество основной деятельности организационной системы;

- качество управления.

«Качество управления оценивают по следующим основным параметрам:

- скорость принятия важных решений. Решения следует принимать и претворять их на практике, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными.

- обоснованность принятия важных решений. Эффективное решение - это взвешенный, обоснованный и рациональный выбор альтернативы. Это обеспечивает значительную часть успеха организационной системы. В противном случае результат часто выражается в напрасной трате ресурсов.

- реальное делегирование полномочий. Управленческая система работает эффективно, если четко определены, скоординированы и установлены субординационные отношения между людьми и организационными подразделениями, т.е. налажено горизонтальное и вертикальное взаимодействие всех звеньев.

- возможность делегирования полномочий. Оценка возможности высшего руководства делегировать полномочия связана с тем, что пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации.

- контроль выполнения решений.

Информация о работе Эффективность управления