Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение специфики эффективности управления.
Задачами данной работы являются:
- раскрытие понятия «эффективность» управления;
- рассмотрение основных подходов к определению эффективности управления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….. 4
1.1. Понятие и сущность эффективности управления……………….. 4
1.2. Подходы к оценке эффективности управления…………………. 8
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………. 10
1.4. Виды эффективности управления……………………………….. 19
ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.. 22
2.1. Факторы, влияющие на эффективность управления……………. 22
2.2. Пути повышения эффективности управления…………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - эф. упр.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………    2

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..    4

    1. Понятие и сущность эффективности управления………………..    4
    2. Подходы к оценке эффективности управления………………….     8
    3. Критерии и показатели эффективности управления…………….   10
    4. Виды эффективности управления………………………………..    19

 

ГЛАВА 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ..  22

2.1.    Факторы, влияющие  на эффективность управления…………….   22

2.2.    Пути повышения эффективности управления……………………  26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….   33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………    35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы этой деятельности, является эффективность. Термин «эффективность» произошел от латинского «effectivus» - достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры. 

В организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. При этом критерием эффективности управления в целом является максимизация производительности и минимизация затрат. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами. 

Актуальность проблемы «эффективность управления» объясняется  многими факторами:

- рост удельного веса и значимости управленческого труда в совокупном результате производственной деятельности;

- рост числа административно-управленческих  работников;

- возможность крупных  потерь из-за низкого качества  и недостаточной оперативности  управления.

Следовательно, исследование проблемы эффективности управления, путей её оптимизации, является актуальной.

Объектом исследования курсовой работы является процесс управления.

Предмет исследования: эффективность управления.

Цель: рассмотрение специфики эффективности управления.

Задачами данной работы являются:

- раскрытие понятия «эффективность» управления;

- рассмотрение основных подходов к определению эффективности управления;

- определение критериев и показателей эффективности управления, факторов ее повышения;

- определение путей оптимизации эффективности управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Понятие, сущность эффективности управления

 

«Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений»1.

«Эффективность - комплексное понятие (четкого, общепринятого определения этого термина нет), описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и пр.

Эффективность в системном  смысле - характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений.

В более  узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и результатов функционирования системы»2.

«Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)»3.

Понятие эффективности  управления во многом совпадает с  понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические  экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.

Проблема эффективности  управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

  1. Управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах; 
  2. Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; 
  3. Характера управленческого труда; 
  4. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. 

Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган  реализует цели, достигает запланированных  результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории. 

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал  сотрудника, его способность выполнять  определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве. 

Таким образом, эффективность  управления – один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

«Для выражения эффективности управления применяется ряд частных понятий:

  1. эффективность труда работника аппарата управления;
  2. эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его  органов и подразделений;
  3. эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);
  4. эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
  5. эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов);
  6. эффективность совершенствования управления.

Укрупнено рассматривают  эффективность управления как совокупность трех составляющих:

  1. Эффективность деятельности работников управления
  2. Эффективность деятельности подразделений (органов) управления
  3. Эффективность системы управления в целом»4.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие  на управляемый объект для обеспечения  достижения поставленных целей, эффективность  управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п.

«Основными принципами эффективности являются:

- многоуровневая субординация критерия;

- соизмеримость и сопоставимость показателей;

- учет социально-экономических условий, воспроизводственных пропорций и органического строения капитала;

- выбор эталона, нормали, нормализованного режима функционирования или состояния организации;

- учет фактора времени, риска и неопределенности и др.»5

Оценить эффективность  управления можно путем соизмерения  полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;  
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат; 

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;  

4) затраты на управление не  всегда можно достаточно четко  выделить.

Таким образом, эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Содержание эффективности как управленческой категории составляют результаты действия, соотнесенные с целью и затратами.  Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления; эффективность системы управления, эффективность механизма управления. Общая формула эффективности: отношение полезного результата к объему использования ресурсов, или соотношение качества (как совокупности полезных потребительских свойств) к издержкам.

 

1.2. Подходы к оценке эффективности управления

 

На практике при оценке эффективности управления применяются несколько подходов.

Целевой подход – оценка по степени реализации поставленных целей – выполнение той или  иной программы в зависимости  от решения конкретных задач, достижения намеченных экономических показателей, прогнозных проектировок. «При применении целевого подхода следует учитывать следующее:

- достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции;

- организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач;

- само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным»7.

Системный подход предполагает выделение основных элементов «вход - процесс - выход» в рассматриваемой системе и необходимость её адаптации к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Любая организация - это часть отрасли, общества и всё чаще - глобальной экономики. Все эти системы предъявляют требования к своим частям. Организации также обязаны удовлетворять требованиям относительно чистоты окружающей среды, обеспечения внутренней стабильности. Организация не может просто ограничится производством продукции и услуг, удовлетворяющих её покупателей. Она обязана действовать таким образом, чтобы были удовлетворены другие важные элементы более крупных систем.

Многопараметрический  подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые  участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.

Ресурсный подход – оценка эффективности управления в зависимости  от степени использования ресурсов, как связанных с самим управлением  и примененных при изготовлении продукции, так и всех ресурсов, вовлеченных в производство. Для этого необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, сопоставить одну абсолютную величину – эффект, с другой абсолютной величиной – затратами, что дает относительную величину – эффективность. Эффективность – получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами.

Оценка достигнутого состояния предприятия, его места  в бизнесе – оценка динамики основных экономических показателей за сопоставимый период времени, сопоставление их с нормативными величинами, среднеотраслевыми, региональными показателями, аналогичными показателями ведущих в отрасли компаний или основных конкурентов.

Комплексный подход –  так или иначе сочетающий в  себе все предыдущие. Эффективность управления – специфическая категория, отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса. «Популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо):

Информация о работе Эффективность управления