Эффективность управления творческим потенциалом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой является рассмотрение техники управления творческим процессом в организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- выявить этапы творческого процесса;
- рассмотреть методы организации творческого процесса в организации;
- показать эффективность управления творческим потенциалом в организации.

Содержание работы

Введение
1 Этапы творческого процесса
2 Методы организации творческого процесса в организации.
2.1 Метод мозгового штурма
2.2 Метод синектики
2.3 Морфологический метод
2.4 Метод ТРИЗ
3 Эффективность управления творческим потенциалом в организации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

5101-Менеджмент-Техника управления творческим процессом в организации-теорет.курсовая-БГЭУ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты. Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

- интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;

- конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

 

 

 

2.4 Метод ТРИЗ

 

 

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ - опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация - в 1956 году - это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям». Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основными функциями и областями применения ТРИЗ являются: [4, с.58]

- решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

- прогнозирование развития технических систем;

- пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

- совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

ТРИЗ не является строгой научной теорией и представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

ТРИЗ - эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму.

 

Таблица 1 - Алгоритм ТРИЗ

 

Шаг 1:

Условия задачи

Система для:

(основная функция)

ОФ:

с помощью:

(принцип действия)

ПД:

состоит из:

(состав системы)

СС:

В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1:

НЭ1:

Вывод:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ-НЭ1-СУ-НЭ2

Шаг 2:

Постановка

изобретательской задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):


Окончание таблицы 1

Шаг 3:

Дополнительные

условия

Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):

ОЗ - зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:

Определение оперативного времени конфликта (проблемы):

ОВ - сумма периодов времени дот, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4:

Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:

СОЗ1:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

СОЗ2:

Шаг 5:

Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

УОЗ1:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:

УОЗ2:

Шаг 6:

Идеальный

конечныйрезультат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

ИКР:

Шаг 7:

Формулировка

требований

Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:

 

Шаг 8:

Анализ

возможностей системы

Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

 


 

 

Примечания: [2, с.13]

 

Система - объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.

ОФ - действие, для осуществления которого создана некая система.

ПД - закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.

СС - элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.

НЭ - вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.

СУ - изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.

ЛП - свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… - то… - но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.

Х-элемент - некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.

ОЗ - зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.

ОВ - состоит из времени выполнения системой основной функции - Т3, предконфликтного периода - Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.

Противоречие на макроуровне – это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство.

Противоречие на микроуровне - это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы.

Идеальный конечный результат (ИКР) - достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических: [8, с.101]

1. Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею – «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

2. Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3. Революция - метод действует по принципу: лучшая новая идея – совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

4. Повторное использование - данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5. Смена направления - заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

Информация о работе Эффективность управления творческим потенциалом в организации