Эффективность управления творческим потенциалом в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой является рассмотрение техники управления творческим процессом в организации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- выявить этапы творческого процесса;
- рассмотреть методы организации творческого процесса в организации;
- показать эффективность управления творческим потенциалом в организации.

Содержание работы

Введение
1 Этапы творческого процесса
2 Методы организации творческого процесса в организации.
2.1 Метод мозгового штурма
2.2 Метод синектики
2.3 Морфологический метод
2.4 Метод ТРИЗ
3 Эффективность управления творческим потенциалом в организации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

5101-Менеджмент-Техника управления творческим процессом в организации-теорет.курсовая-БГЭУ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 26 стр., 1 таб., 9 источников.

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА, МЕТОД СИНЕКТИКИ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, МЕТОД ТРИЗ.

 

 

 

Объект исследования - техника управления творческим процессом в организации.

Предмет исследования - творческий процесс.

Цель работы - рассмотрение техники управления творческим процессом в организации.

Задачи работы:

- выявить этапы творческого процесса;

- рассмотреть методы организации творческого процесса в организации;

- показать эффективность управления творческим потенциалом в организации.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

24



Содержание

 

 

 

Введение

1 Этапы творческого процесса

2 Методы организации творческого процесса в организации.

2.1 Метод мозгового штурма

2.2 Метод синектики

2.3 Морфологический метод

2.4 Метод ТРИЗ

3 Эффективность управления творческим потенциалом в организации

Заключение

Список использованных источников

 

24



Введение

 

 

 

В настоящее время в результате глобальных перемен произошедших в результате развития нашей страны и перехода к рыночной экономике, возникает необходимость разработки новой системы формирования и развития кадрового потенциала управления, так как эффективное функционирование предприятия в решающей степени зависит от кадров руководителей. С целью укрепления позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компании при прочих неизменных условиях современные управляющие стараются использовать творческий резерв компании, а именно формируют новую концепцию управления персоналом, которая предусматривает возможность реализации творческого потенциала кадров.

Творческий подход при решении задач все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления предприятием также не является исключением. Такой нестандартный подход в управлении персоналом обусловлен повышением интенсивности конкурентной борьбы предприятий на рынке с относительно одинаковыми возможностями. Такая ситуация требует от менеджерского состава новых маркетинговых идей, пиар - ходов.

Управление организацией - созданной людьми системой (группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей) - представляет собой сложную работу, также это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Очевидно, что прежде чем принимать решение необходимо проделать определенную предварительную работу, состоящую из нескольких этапов. Первый этап состоит в построении информационной модели актуального состояния объекта управления.

Следующий этап будет заключаться в нахождении причин нынешнего состояния, при этом важно вскрыть их систему, определить главные и второстепенные причины.

Следующим этапом будет построение модели целей (ближайших, промежуточных и конечных).

Актуальность написания данной курсовой обусловлена все более нарастающей конкурентной борьбой предприятий на рынке. Чтобы получить и удержать лидирующие позиции в своем секторе экономики управляющий персонал использует все ресурсы компании, одним из которых является творческий потенциал, его особенность заключается в индивидуальном подходе кадров к решению поставленных задач.

Объектом исследования курсовой работы является техника управления творческим процессом в организации.

Предметом исследования курсовой работы выступает творческий процесс.

Целью написания курсовой является рассмотрение техники управления творческим процессом в организации.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- выявить этапы творческого процесса;

- рассмотреть методы организации творческого процесса в организации;

- показать эффективность управления творческим потенциалом в организации.

При написании работы использованы труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.

 


1 Этапы творческого процесса

 

 

 

Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения рассмотрим творческий процесс как состоящий из четырех этапов: [8, с.96]

1.             Поиск задач.

2.             Формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса.

3.             Исследование проблемы или спорного вопроса.

4.             Создание набора идей.

Поиск задач. Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу.

Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Формулирование проблемы или спорного вопроса. Цель этого этапа - найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли. []

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Исследование проблемы или спорного вопроса. Цель этого этапа - получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования.

Создание идей. Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить, или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один автор: «Чем дольше вы сидите с удочкой, тем выше вероятность, что у вас клюнет».

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются.

 

 

 


2 Методы организации творческого процесса в организации.

 

 

 

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации творческого процесса: [3]

– метод мозгового штурма;

– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

– метод синектики;

– морфологический метод.

Все они были разработаны в указанном порядке:

1. Метод мозгового штурма - изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году.

2. Морфологический метод - разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году.

3. Метод синектики - предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году.

4. ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Рассмотрим вышеперечисленные методы более подробно.

 

 

 

2.1 Метод мозгового штурма

 

 

 

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Он также является методом экспертного оценивания.

Мозговой штурм - это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: [6, с.147]

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Информация о работе Эффективность управления творческим потенциалом в организации