Эффективность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях от эффективного менеджмента в организации зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. В современных условиях залогом преуспевания предприятий и фирм становятся гибкость, адаптивность к изменяющимся нестандартным ситуациям, способность к принципиальным изменениям в организационном и экономическом поведении. Важнейшим условием достижения эффективности производства и конкурентоспособности продукции предприятия является переход к новому типу управления трудом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты изучения эффективного менеджмента………………..5
1.1 Понятие и сущность эффективного менеджмента…………………………….5
1.2 Принципы эффективного менеджмента………………………………………10
2. Концепция оценки эффективности менеджмента……………………………..13
2.1 Факторы оценки эффективности менеджмента………………………………13
2.2 Критерии и показатели эффективности управления…………………………15
2.3 Пути повышения эффективности менеджмента ……………………………..17
3. Характеристика и оценка управления предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»……...25
3.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»……………………..25
3.2 Оценка эффективности управления ОАО «ЛУКОЙЛ»……………………...27
3.3 Предложения по совершенствованию управления персоналом на ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОСН. МЕНЕДЖМ. Документ Microsoft Word (2).doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Конечный результат  управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой  результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование  производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

- экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную  стоимостную форму, то есть  измеряющийся в денежных или  натуральных измерителях;

- социально-экономический  эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

- социальный эффект - это вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический. Например, предотвращение социального конфликта.

Существует множество  видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:

- по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта  - экономическая, социальная, инновационная,  организационная, экологическая;

- по уровню проявления  эффекта - народно-хозяйственная,  региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности  - деятельность менеджера, аппарата  управления, процесса управления, системы  менеджмента, управленческих нововведений;

- по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

1.2 Принципы  эффективного менеджмента

Анри Файоля, который  является одним из основоположником менеджмента, создал список принципов  эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 принципов Файоля». Некоторые принципы, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые - сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно - выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот эти принципы:

1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.

2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.

3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.

4.Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в, то, же время сделать принять беспристрастное решение.

5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.

6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.

7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.

8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.

9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.

10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.

11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.

12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.

13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.

14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.

Существуют ли универсальные  принципы управления и как они соотносятся с выше приведенными принципами Файоля - вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента. Главными из них являются:

1. приоритеты человеческого  фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;

2. принципы критических  факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

3. основные принципы  ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция  оценки эффективности менеджмента

2.1 Факторы  оценки эффективности менеджмента

Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.

Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать?

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1) по продолжительности  влияния;

2) по характеру влияния;

3) по степени формализации;

4) в зависимости от  масштаба влияния;

5) по содержанию;

6) по форме влияния;

Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние  на эффективность менеджмента.

По продолжительности  влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния  различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По степени формализации выделяют количественно измеримые  и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По содержанию различают  факторы:

- научно-технические  (уровень механизации и автоматизации труда),

- организационные (рациональная  структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот,  трудовая дисциплина),

- экономические (система  материального поощрения и материальной  ответственности),

- социально-психологические  (мотивация труда, межличностные отношения),

- технические, 

- физиологические (санитарно-гигиенические  условия труда) и др.

По форме влияния  различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных  факторов может воздействовать на систему  управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

 

 

 

2.2 Критерии и показатели  эффективности управления

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание  его результата. Можно оценить  ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

Есть конечный результат, в котором  управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.

Что же такое критерий и показатель эффективности управления?

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые  мы рассмотрим при изучении последующих  вопросов).

Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий - экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Группа более частных локальных  критериев:

- затраты живого труда на  производство продукции или оказание  услуг;

- затраты материальных ресурсов;

- затраты финансовых  ресурсов;

- показатели использования  основных производственных фондов;

- ускорение оборачиваемости  оборотных средств;

- сокращение срока  окупаемости капиталовложений.

Группа качественных критериев:

- увеличение доли продукции  высшей категории качества;

- обеспечение экологической чистоты;

- выпуск продукции,  необходимой обществу;

- улучшение условий  труда и быта работников;

- ресурсоэнергосбережение  и др.

Критерием эффективности  управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска  продукции или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе  показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель эффективности - количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности  как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных  средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом  но не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и  осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

Информация о работе Эффективность менеджмента