Эффективное управление персоналом организации как часть корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.

Содержание работы

Введение
2
I Теоретические основы формирования корпоративной культуры в организациях
4
1.1 Структура и содержание корпоративной культуры
4
1.2 Социальные и экономические факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
1.3 Методика исследования корпоративной культуры
5
II Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации

21
III Эффективное управление персоналом организации как часть корпоративной культуры
15
Заключение
23
Список использованной литературы
25

Файлы: 1 файл

Korporativnaya_kultura.docx

— 92.82 Кб (Скачать файл)

корпоративной культуре приходит к руководству после длительных

и регулярных попыток увеличить  масштабы деятельности организации  и количество работающих в ней  людей. В процессе работы с корпоративной  культурой происходит нейтрализация  мешающих факторов и актуализация факторов, способствующих росту и развитию;

  • преодоление кризисов в отношениях между менеджерами и кризисов личного развития (например, желание собственников изменить распределение доли участия каждого в бизнесе, необходимость личного самоопределения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Эффективное  управление персоналом организации  как часть корпоративной культуры

 

 

Нет основания  подвергать сомнению тезис «персонал  — важнейший фактор любого бизнеса». Действительно, если персонал хочет  работать, квалифицирован, предан фирме  и активен, то он обеспечит все  необходимое — и постоянный приток клиентов, и высокое качество, и  прибыль, и успешное развитие бизнеса. В этом случае организационная культура оказывается внутренней энергией, жизненной  силой компании, мощным инструментом в борьбе с конкурентами, выступая в качестве важного фактора, мобилизующего  скрытые резервы человеческих ресурсов компании.

Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала  фирмы, предложенные профессором И. Грошевым[167], полностью совпадают с идеологией настоящей книги, поэтому рассмотрим влияние, оказываемое культурой организации на ее персонал в направлениях, задаваемых функциями организационной культуры (рис. 4.5).

В отношении  работников организации культура выполняет  следующие функции:

-  адаптивную — обеспечивает вхождение новичков в организацию;

-  регулирующую — обеспечивает поддержание правил и норм поведения;

-  ориентирующую — направляет действия членов организации в нужное русло;

-  мотивирующую — побуждает сотрудников активно участвовать в делах организации.

Адаптация —  процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте  включения сотрудника в организацию  это означает, что происходит интенсивное  знакомство с деятельностью и  организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды. Процедуры адаптации  персонала призваны облегчить вхождение  новых сотрудников в жизнь  организации.

 

 

 

В ходе адаптации  новые сотрудники узнают:

-  неписаные правила организации:

-  кто обладает реальной властью;

-  каковы реальные шансы на продвижение по службе и увеличение вознаграждения;

-  поведенческие стандарты, которым должны будут следовать, выполняя свои функции, то есть новые работники должны уяснить, каким нормами они должны следовать в общении с коллегами;

-  как следует интерпретировать деятельность организации;

-  в каком виде принято ходить на работу;

-  как принято распоряжаться рабочим временем, а также временем, отведенным для отдыха.

Условно процесс  адаптации можно разделить на четыре этапа.

1.  Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, то период его адаптации будет минимальным.

2.  Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы. В ходе проведения данного этапа должны затрагиваться вопросы о политике организации, оплате труда, дополнительных льготах, технике безопасности, экономических факторах, процедуры, правила, предписания, формы отчетности, рабочие обязанности и ответственность.

3.  Действенная адаптация — этап, на котором новичок непосредственно приспосабливается к своему статусу и включается в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно проводить с ним оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

4.  Функционирование — завершающий этап процесса адаптации. Его можно охарактеризовать как этап постепенного преодоления производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1–1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже спустя несколько месяцев.

Сокращение  адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации большое количество персонала.

Традиционно в программе адаптации работников выделяют три основных направления:

1)  введение в организацию;

2)  введение в подразделение;

3)   введение в должность.

Введение в организацию — довольно длительный процесс, занимающий 1–2 первых месяца работы. Процедура введения в организацию должна способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников той информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь. От процесса введения в организацию в значительной степени зависит, будут ли работники усваивать ценности организационной культуры, установки, испытывать чувство приверженности к ней или же у них сложится негативное представление о компании. Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его полной информацией о ней и перспективах, которые он сможет иметь, работая в ней. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда также включаются сведения о структуре компании, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений и филиалов и др. Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы, возможности для продвижения и др.

В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение  работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и  ожиданий со стороны компании. Многие организации издают буклеты, содержащие всю необходимую информацию, связанную с введением работников в организацию.

Введение в подразделении. Основная нагрузка при этом ложится на руководителя подразделения. Первый разговор с новичком лучше построить в форме диалога, а не в виде директив со стороны руководителя. Руководителю следует избежать искушения перепоручить кому-то другому процедуру ознакомления новых работников с подразделением. В ходе разговора с новичком важно создать такие условия, чтобы он чувствовал себя свободно и задавал возникающие у него вопросы. Его знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Обычно руководитель просит одного из них оказать помощь новому работнику на первых порах. Для быстрого решения проблем и преодоления трудностей, которые могут встретиться в первый день работы, руководитель подразделения может предложить зайти к нему в кабинет в конце рабочего дня и  поделиться впечатлениями о том, как прошел первый день на новом рабочем месте. Этим можно добиться не только того, что новый сотрудник сможет почувствовать себя комфортнее и увереннее, но и узнать, как обстоят дела в подразделении, ведь новый сотрудник, не знающий всех тонкостей организации труда, легко рассказывает о своих впечатлениях

Введение в должность. Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичками после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за ознакомление нового сотрудника с работой и основными функциональными обязанностями. Непосредственный руководитель раскрывает основное содержание профессиональной деятельности и то, какой вклад работа нового сотрудника вносит в общий успех подразделения и организации в целом. Руководителю следует учитывать, что процессу адаптации в новой должности мешают трудности, связанные с недостатком необходимой информации, неуверенность и страхи, которые могут возникнуть в первый день работы. Следует продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность.

При введении в должность важно уделить  внимание следующим вопросам:

Коллеги нового работника и их задачи. Все ли сделано для эффективного сотрудничества?

Общий тип  заданий, которые он будет выполнять  в течение первых нескольких дней. Готов ли новый работник к успешному  их выполнению?

Требования, предъявляемые  к его работе (качество, производительность и др.), степень его ответственности  за результаты работы. Достаточно ли полное представление о них имеет  новый работник?

Кто отвечает за его обучение в подразделении? Достаточно ли четко новый работник видит эту связь?

Время начала и окончания работы, обеденного перерыва и регламентированных перерывов, если они предусмотрены. Насколько хорошо осведомлен новый работник об основных требованиях внутреннего распорядка?

Размер зарплаты и время, когда новый работник получит свою первую зарплату. Есть у работника важные для него вопросы, касающиеся этой темы?

Где должны храниться  его личные вещи?

Следует напомнить, что будет неплохо, если и непосредственный руководитель уделит в конце первого  рабочего дня время для беседы с новичком. Это позволит решить три задачи:

Работнику дается возможность задать вопросы, прояснить  то, что осталось неясным.

Подчеркивается  заинтересованность руководителя в  том, чтобы оказать новому работнику  любую необходимую помощь.

Помогает закрепить  верные установки и настрой на напряженную работу[168].

Как показывает практика, успех работника на новом  месте большей частью определяется не содержанием самой работы, а  теми социальными условиями, в которых  она осуществляется.

Именно в  процессе вхождения новичков в организацию  корпоративная культура должна в  большей степени проявить себя в  новом качестве — главного мотиватора деятельности работников с целью вскрытия «подземных» источников их креативности

Приведем наиболее распространенные варианты мотивации:

-  заработная плата: оклад, проценты, премии и т. д.;

-  соцпакет (медицинское обслуживание и страхование сотрудников);

-  компенсация использования личного автомобиля, оплата мобильного телефона;

-  краткосрочное и длительное обучение персонала, стажировки за рубежом;

-  оплата командировочных расходов (класс проезда и проживания, размер суточных, представительских и прочих расходов);

-  возможность взять у компании кредит/ссуду на приобретение квартиры, машины и т. д.;

-  материальная помощь в случае форс-мажорных обстоятельств;

-  дотации на питание;

-  дотации (полные или частичные) на поддержание корпоративного стиля одежды;

-  бесплатная путевка и т. д.

Нематериальная  составляющая:

-  имидж и известность компании-работодателя;

-  корпоративная культура, атмосфера, стиль менеджмента и т. д.;

-  планирование карьеры сотрудников;

-  система оценок и поощрений персонала и др.

Мотивация —  это  побудительная сила, желание человека что-то сделать. Понятие мотивации следует рассматривать с точки зрения психологии и менеджмента. С точки зрения психологии[169] мотивация — это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью; это внутреннее состояние, которое заряжает энергией человека, направляет и поддерживает его поведение.

С позиции  менеджмента[170] мотивация — это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации.

Главное, чтобы  система мотивации (причем в большей  степени ее нематериальная составляющая) соответствовала целям компании и ее корпоративной культуре.

В настоящее  время в качестве преобладающих  мотиваторов человеческой деятельности выделяются следующие:

-  дружный сплоченный коллектив;

-  свобода деятельности;

-  любимое дело;

-  интересная работа.

Исследования  показали, что если в организации  базовые факторы мотивации отсутствуют  или плохо развиты, сотрудник  испытывает неудовлетворенность работой. Однако в обратной ситуации он не испытывает неудовлетворенности. То есть после  достижения определенного уровня комфорта люди просто перестают замечать базовые  факторы. Но не работают лучше! Отсутствие же мотивационных факторов не приводит к неудовлетворенности работой, а их наличие вызывает удовлетворение и побуждает к эффективному труду. То есть если сотруднику работа нравится, он может легко переносить недостаток комфорта[171].

Персонал —  это совокупность работников различных  профессионально-квалификационных групп, занятых в организации и входящих в ее списочный состав.

Термины «персонал» и «кадры организации», «трудовые  ресурсы», а также «human resourse» принято считать равносильными. Аналогично и сходное значение имеют понятия «кадровое решение», «планирование рабочего состава организации», «personnel planning» и «human planning». В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной его деятельностью.

В соответствии с рис. 4.6 объектом управления управляющей  подсистемы в модели взаимодействия персонала, организации и организационной  культуры является персонал (трудовые ресурсы).

В общем виде подсистему управления трудовыми ресурсами  организации можно представить  как совокупность трех органически  связанных и взаимодействующих  подсистем:

-  формирование трудовых ресурсов организации;

-  развитие трудовых ресурсов организации;

-  повышение качества трудового периода жизни.

 

Таким образом, корпоративная культура, способствующая формированию и развитию персонала, а также развитие и совершенствование  подсистемы управления персоналом, мотивирование  работников через воздействие на высшие потребности может культивироваться только в компаниях с высокой  корпоративной культурой, функционирующих  в быстро меняющихся условиях внешней  среды и ориентированных на удовлетворение постоянно растущих потребностей рынка.

Информация о работе Эффективное управление персоналом организации как часть корпоративной культуры