Характерные строения организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей. Разрозненная деятельность людей ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого целого, многократно умножающего ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов [12, С.125].
Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок ее функционирования [1, C.95.] Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Понятия и виды структур управления...................................................5
1.1 Понятия организационной структуры управления....................5
1.2 Виды структур управления..........................................................8
1.2.1 Линейная структура............................................................8
1.2.2 Функциональная структура................................................9
1.2.3 Матричная структура........................................................10
1.2.4 Структура ориентированная на рынке............................12
1.2.5 Дивизиональная структура...............................................13
1.2.6 Проектная структура.........................................................13
1.2.7 Предпринимательская структура.....................................15
1.2.8 Сетевая структура.............................................................15
2. Характерные строение организаций....................................................18
2.1 Перспективы развития структур управления.............................18
Заключение.........................................................................................................22
Список литературы............................................................................................24

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Допущено к защите:

__________________

Дата _______________

 

 

 

 

 

БАЗЮК Анна Викторовна

 

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

 

Реферат

Специальность 080260.62 — Менеджмент организации

 

 

 

Преподаватель К.Э.Н :

Л. П. Лукьянов

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск  – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................................................3

  1. Понятия и виды структур управления...................................................5
    • Понятия организационной структуры управления....................5
      • Виды структур управления..........................................................8
        •     Линейная структура............................................................8
          1.     Функциональная структура................................................9
            •     Матричная структура........................................................10
              1.     Структура ориентированная на рынке............................12
                •     Дивизиональная структура...............................................13
                  •     Проектная структура.........................................................13

1.2.7    Предпринимательская структура.....................................15

1.2.8    Сетевая структура.............................................................15

  1. Характерные строение организаций....................................................18

         2.1      Перспективы развития структур управления.............................18

Заключение.........................................................................................................22

Список  литературы............................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся  во взаимосвязи и соподчиненности  и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Для достижения поставленных целей  и выполнения соответствующих задач  менеджер должен создать организационную  структуру (организационную систему  управления) предприятия. В самом  общем смысле этого слова структура  системы — это совокупность связей и отношений между ее элементами. В свою очередь, организационная  система управления представляет собой  совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением. При создании структуры управления менеджер должен в максимально возможной  степени учесть специфику деятельности предприятия и особенности его  взаимодействия с внешней средой. Процесс создания организационной  структуры управления обычно включает три основных этапа:

    • определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
    • выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
    • делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства—подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).

Организацию и управление работой  предприятия осуществляет аппарат  управления. Структура аппарата управления предприятием определяет состав и взаимосвязь  его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Поскольку  разработка такой структуры связана  с установлением перечня соответствующих  подразделений и штата их работников, менеджер определяет взаимоотношения  между ними, содержание и объем  выполняемых ими работ, права  и обязанности каждого работника. Иметь предприятие, приносящее постоянную и качественную прибыль - это мечта каждого человека, желающего финансовой независимости и хорошего будущего для своей семьи. Однако не многие решаются занять нишу предпринимателей, в силу того, что большинство людей боится не только «старта» в море большого и малого бизнеса, который начинается с определения организационно-правовой формы деятельности, но и выбора структуры управления.

Если обратиться к статистике, то можно наглядно увидеть, что в  начале становления новых рыночных отношений в России, практические каждое второе частное предприятие  и кооператив прекращали свою деятельность по причине неправильно выбранной  стратегии управления. Тогда, в 80-90-х  годах ХХ века, мало кто знал о  науке управления - «менеджменте», и  уж тем более, о принципах и  подходах к построению и выбору структуры  управления организацией.

Сегодня организацию управления принято  рассматривать как важнейшую  характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных  частей. Разрозненная деятельность людей  ограничивается личностными способностями, тогда как их взаимодействие благоприятствует установлению организации как единого  целого, многократно умножающего  ее творческий потенциал путем наилучшего использования имеющихся ресурсов [12, С.125].

Создание и деятельность каждой организации происходит с учетом места, времени и ситуации, определяющих не только вид организации, но и порядок  ее функционирования [1, C.95.] Без решения организационных вопросов процесс управления невозможен.

Суть организации как специфической  функции управления состоит в  том, чтобы создать сеть организационных  отношений, обеспечивающих целостность  управляемой системы, эффективное  взаимодействие ее компонентов, целесообразные отношения координации субординации между ними.

Функция организации предполагает формирование управляющей системы, способной целенаправленно воздействовать на управляемую систему для использования  наиболее эффективных методов и  средств в целях достижения поставленных задач.

Вопросам управления, в том числе  и их структурам, посвящены научные  труды Абчук В.А. «Менеджмент», 2004 г., Аникина Б.А. «Высший менеджмент для руководителей», 2000 г., Веснина В.Р. «Менеджмент», 2006 г., Виханского О.С. и Наумова А.И. «Менеджмент», 2005 г., Жолобова Ю.В. «Формула управления. Практические рекомендации», 2005 г., Кнорринг В.Н. «Искусство управления», 1997 г., Гапоненко А.В. и Панкрутина А.П. «Теория управления», 2004 г., Румянцевой З.П. «Менеджмент организации», 1996 г., Уколова В.Ф. «Теория управления», 2004 г. и др.

При написании реферата рассматриваю следующие цели и задачи:

1. раскрыть понятие и принципы  построения «организационной структуры  управления»;

2. определить выбор и принципы  формирования структур управления;

3. рассмотреть типы и виды  организационных структур.

Объектом исследования является изучение теории управления организацией, предметом - структура управления, как совокупность устойчивых связей объектов и субъектов  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЕ.

 

 

    • Понятие организационной структуры управления.

 

"Структура управления организацией", или "организационная структура  управления" (ОСУ) - одно из ключевых  понятий менеджмента, тесно связанное  с целями, функциями, процессом  управления, работой менеджеров  и распределением между ними  полномочий. В рамках этой структуры  протекает весь управленческий  процесс (движение потоков информации  и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональной  специализации. Структуру можно  сравнить с каркасом здания  управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись  своевременно и качественно. Отсюда  то внимание, которое руководители  организаций уделяют принципам  и методам построения структур  управления, выбору их типов и  видов, изучению тенденций изменения  и оценкам соответствия задачам  организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации  как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и  кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций  структура управления представляется в виде системы оптимального распределения  функциональных обязанностей, прав и  ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими  в ее состав органами управления и  работающими в них людьми.

Понятие «структура» в переводе с латинского обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего  строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами  организации [11, С.135].

Структура - один из важнейших компонентов  системы, отличающейся от структуры  наличием целевой ориентации и придающей  системе определенную направленность.

Структура включает в себя две составные части - структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов [11, С.136]. Структура при этом отражает внутреннюю форму организации систему ее статистику. Организация не имеет самостоятельного воплощения, проявляясь через структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, т.к. последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действии.

Структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию.

Веснин В.Р. в своем учебнике «Менеджмент» дает определение управленческой структуре как совокупности органов  управления (должностей, подразделений  и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При  этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям [4, С. 228]:

1. по степени сложности, которую  характеризуют:

- число подразделений и мест  расположения;

- среднее количество подчиненных  у одного руководителя;

- количество уровней управления;

- важность принимаемых решений  и др.

2. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);

3. по степени централизации (централизованные  или децентрализованные);

4. по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и  др.).

В учебном пособии «Основы менеджмента» под редакцией С.Г. Лопатиной указано, что организационная структура  управления представляет собой упорядоченную  совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно  рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента.

Горизонтальные связи носят  характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и  необходимость в них возникает  при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней  управления [8,С. 81]. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  отдельных действий по их выполнению. Поэтому организационную структуру  можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма  функционирования, как процесса реализации структурных связей системы управления [2, С. 52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      • ВИДЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

1.2.1Линейная структура.

 

Линейная  структура управления является простейшей, сущность которой состоит в том, что управляющие воздействия  на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему  подчиненных лиц, принимает решения  по всем вопросам, относящимся к  руководимой им части объекта, и  несет ответственность [13, С.257]. Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных.

Данный  тип организационной структуры  управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий  с неотложным производством при  отсутствии у них разветвленных  кооперированных связей с поставщиками, потребителями и т.д. Настоящая  структура используется в системе  управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, фирмами  одной или несложной технологии.

Информация о работе Характерные строения организаций