Функциональные стратегии – инновационные стратегии, информационные стратегии, стратегии управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические основы функциональных стратегий, а также на примере конкретного Алтайского предприятия ОАО «Алтай-кокс» исследовать данные стратегии.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- рассмотреть инновационные стратегии как составляющие функциональных стратеги;
-изучить информационные стратегии;
- рассмотреть виды стратегий управления персоналом;

Файлы: 1 файл

курсовая по стратегическому менеджменту.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  университет управления и экономики

Алтайский институт экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Дисциплина: «стратегический  менеджмент»

 

Тема: «Функциональные  стратегии – инновационные стратегии, информационные стратегии, стратегии  управления персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила:

                                Студентка заочного отделения,

          группы № 2331/5-3

                                          экономико-юридического факультета

                                                 специальности: менеджмент организации

                                           Безглядова Валентина Александровна

                                

               Проверила:  

                                        Булгакова Людмила Николаевна      

 

                                                    Оценка

                                                    Подпись

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

 

Введение

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические  основы функциональных стратегий, а также на примере конкретного Алтайского предприятия ОАО «Алтай-кокс» исследовать данные стратегии.

 Для достижения  поставленной цели требуется  решение следующих задач:

- рассмотреть инновационные стратегии как составляющие функциональных стратеги;

-изучить информационные стратегии;

- рассмотреть виды  стратегий управления персоналом;

          - исследовать стратегии управления персоналом Алтайского предприятия города Заринска ОАО «Алтай-кокс».

Объектом исследования является Алтайское коксохимическое  предприятие ОАО «Алтай-кокс».

 Предметом исследования  являются стратегии управления  персоналом этого предприятия.

Считаю актуальной именно исследование стратегий управления персоналом предприятия, так как персонал является наиболее ценным ресурсом предприятия и именно от него зависит выполнение цели организации предприятия, а именно получение прибыли.

 

1. Функциональные стратегии

1.1. Инновационные стратегии как составляющие функциональных стратегий

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств, своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновационные стратегии  создают особо сложные условия  для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

  • повышение уровня неопределенности результатов. Это заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
  • повышение инвестиционных рисков проектов. В портфеле инновационных проектов преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Приходится искать более рисковых инвесторов. Перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно-инвестиционный проект;
  • усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового, производственного, и маркетингового менеджмента.

Существует много различных  видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья.

Наступательная инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.

Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.

Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий  может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.

 

1.2. Информационные стратегии

Информационная стратегия - документ, определяющий роль информационной системы предприятия в реализации ее стратегических планов и описывающий то, каким образом эта роль должна исполняться.

Заказчиками и активными  создателями информационной стратегии  должны быть собственники (акционеры) и топ-менеджеры предприятий, а  директора информационных служб  и руководители ИТ-отделов - ее соавторами и главными организаторами ее реализации.

Этот документ дает представление  о примерном содержании информационной стратегии предприятия и содержит четыре основных раздела:

  • Бизнес-Стратегия предприятия. Краткое описание базовых стратегий развития предприятия, с которыми должна быть согласована и которые должна поддерживать информационная стратегия.
  • Информационная стратегия предприятия. Описание стратегических направлений и базовых принципов развития Информационных Систем предприятия. Эти элементы формируют контекст для текущих и будущих ИТ-инициатив. Здесь же приводятся основные критерии оценки функционирования и развития ИС.
  • ИТ-инициативы предприятия. Конкретные ИТ-проекты, которые должны быть осуществлены в рамках реализации информационной стратегии. Каждая из инициатив должна быть явно связана с поставленными стратегическими целями, должна реализовываться в соответствии с Руководящими принципами и может охватывать одну или несколько ИС.
  • Управление реализацией информационной стратегии. Распределение ролей и обязанностей руководителей предприятия при реализации информационной стратегии.

Раздел бизнес-стратегии предприятия описывает высокоуровневые стратегичесикие задачи управления, определяющие контекст для информационной стратегии, то есть, стратегию предприятия, требования Государственных органов или других групп влияния. Это описание поможет руководству предприятия и ИТ-Отдела определить, где стратегия предприятия и информационная стратегия смогут поддержать и развить друг друга. Эти стратегические элементы являются основополагающими для всей дальнейшей работы, и по этой причине, должны быть получены непосредственно от владельцев и высшего руководства предприятия или из ранее изданных официальных документов, интервью, или рабочих встреч с менеджерами.

Видение предприятия - идеализированное и неоспоримое представление желательного и потенциально достижимого будущего положения. Формулировка видения служит руководящей темой, выражающей природу намерений предприятия в ее будущем. Видение должно быть значимым для индивидуумов в предприятия и вне ее, для того, чтобы они могли понимать и разделять его.

Миссия предприятия - описание ее основного бизнеса, его  целей и причин, в отсутствие которых он теряет смысл существования. Она явно идентифицирует клиента и предоставляемые услуги. Формулировка миссии должна соответствовать задачам более высокого уровня. 

Цели определяют общее  направление деятельности предприятия, необходимое для достижения состояния, определяемого ее Видением. Они представляют декомпозицию Миссии, выраженную в виде ориентированных на результат формулировок.

Часть документа, отвечающая за информационную стратегию предприятия дает описание основного вектора информационной стратегии и того, каким образом эта стратегия поддерживает общую стратегию предприятия.

Информационно технологический  отдел обеспечивает технологические решения и сервисы, позволяющие предприятию достигнуть самого высокого уровня посредством:

- Инвестиций в технологии и создание партнерств, поставляющих эффективные решения.

- Предоставления клиентам удобного доступа к высококачественным приложениям и базам данных, помогающим достигать необходимого уровня самообеспечения.

- Быстрого удовлетворения  потребностей предприятия в автоматизации, сокращения времени между выявлением этих потребностей и их удовлетворением.

- Поставки инновационных  технологических решений в рамках  утвержденных бюджетов и сроков.

- Создания обстановки  сотрудничества и новаторства.

Информационно технологический отдел поддерживает эффективную деятельность предприятия и инновационность ее услуг, своевременно внедряя результативные и эффективные информационные системы и обеспечивая технологическое лидерство предприятия, ее партнеров, и клиентов.

Информационная стратегия должна определять не только технологические аспекты, но и принципы деятельности информационно технологического отдела, а также, его организационную культуру. Руководящие Принципы формируют структуру правил и отношений, которая будет направлять все дальнейшие действия.

Лежащие в основе деятельности информационно технологического отдела Видение и Миссия гарантируют общность ценностей предприятия и ИТ-Отдела. Руководящие Принципы фиксируют эти ценности для целенаправленного формирования организационной культуры.

Информация о работе Функциональные стратегии – инновационные стратегии, информационные стратегии, стратегии управления персоналом