Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание понятия «предпринимательство» 4
2. Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды 11
2.1. Анализ внутренней предпринимательской среды 12
2.2. Анализ внешней предпринимательской среды 13
3.Государственное организационно-хозяйственное и правовое регулирование предпринимательской деятельности. 20
3.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование 20
3.2.Правовое регулирование. 23
4.Особенности современных межфирменных рыночных отношений 26
Заключение 30
Список использованных источников. 32

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Из экономически обособленных субъектов  рыночного хозяйства складывается фирменная структура рынка — отраслевого, национального, мирового.

На рынке происходит постоянно  поляризация соотношения крупных  и малых фирм, ведется конкурентная борьба, в результате которой одни фирмы разоряются, другие образуются или поглощают разорившихся конкурентов или контрагентов. В результате фирменная структура рынка меняется и каждая фирма стремится занять на нем определенное место в зависимости от доли рынка. В современных условиях децентрализация управления в крупных фирмах приводит к появлению в их структуре большого числа подразделений, выступающих на рынке в качестве самостоятельных экономически обособленных субъектов, которые наделены хозяйственной и часто юридической самостоятельностью, однако действуют согласно и в русле общей глобальной политики головной (материнской) фирмы. В связи с этим следует иметь в виду, что структуру современного рынка в любой стране определяют крупные фирмы, которые поддерживают устойчивое положение экономики и обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Успех предпринимателя  зависит от условий, в которых  он функционирует. Одно из условий- предпринимательская среда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды

В менеджменте под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.

Различают факторы внутренней и  внешней предпринимательской среды. Такое деление факторов в менеджменте  общепризнано. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и  оценка их воздействия на хозяйственную  деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, и выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Поскольку каждая фирма, действующая  в условиях рыночных отношений, постоянно  подвержена воздействию внешней  окружающей среды, оказывающей влияние на состояние внутренней среды, наблюдение и анализ за состоянием предпринимательской среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

2.1. Анализ внутренней предпринимательской среды

В основе анализа внутренней предпринимательской  среды лежат факторы, которые  требуют управленческих решений  для обеспечения нормального  функционирования фирмы, а именно: достижения намеченных целей и получения желаемых конечных результатов.

Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей:

повышения рентабельности (прибыльности) фирмы;

повышения производительности труда  работников фирмы.

Цели  разрабатываются руководством фирмы  и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

Чтобы получить конечный результат  в виде прибыли, фирма должна сформулировать цели в следующих областях:

научно-технической — разработка и внедрение новой продукции;

производственной — совершенствование  технологического процесса и использование новейших технологий, повышение качества выпускаемой продукции;

сбытовой — сохранение и расширение доли рынка по каждому продукту, повышение качества предоставляемых  услуг.

Для достижения намеченных целей необходимы разработка и реализация конкретных задач на основе принятия руководством фирмы соответствующих решений  в области разработки новой продукции, определения структуры производства, нахождения оптимальных издержек производства и достижения высокого качества выпускаемой продукции.

На конечный результат деятельности фирмы оказывают воздействие  факторы предпринимательской среды, которые определяются состоянием и развитием рыночных отношений.

Задача управления — выявление  характера и степени воздействия  таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития фирмы.

С этой целью систематический анализ факторов предпринимательской среды ведется в процессе

  • маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;
  • планирования и разработки плановых показателей;
  • оперативного управления;
  • контроля за результатами хозяйственной деятельности. Эффективность хозяйственной деятельности  фирмы зависит от  многих

факторов, которые постоянно находятся  в поле зрения менеджеров всех уровней и выявляются и анализируются с помощью сопоставления многочисленных экономических показателей. Их использование необходимо для принятия обоснованных управленческих решений.

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация — это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

2.2. Анализ внешней предпринимательской среды

Каждая фирма имеет свою собственную  внешнюю среду, внешнее окружение, охватывающее огромное множество различных факторов, которые могут

так или иначе, воздействовать на функционирование фирмы как в текущий период, так и на перспективу.

Управленческий аппарат фирмы  обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь  теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе.

Принятие решений зависит от широты и охвата информации о состоянии  внешней среды и действии ее различных  факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации факторов на факторы прямого и косвенного воздействия, в одном из учебников предлагается следующая классификация, в которой выделяется пять категорий факторов:

  • характер и состояние рыночных отношений;
  • хозяйственные связи фирмы;
  • регулирование предпринимательской деятельности;
  • общеэкономические;
  • общеполитические.

Первые две категории факторов  относятся к факторам прямого воздействия, последние три — к факторам  косвенного  воздействия.

Считается, что наиболее быстрые  изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы.

Менее заметные изменения во внешней  среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом  хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной  деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических  условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР — производство — сбыт.

Анализ внешней среды требует  постоянного внимания со стороны  менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.

Анализ рынка представляет собой комплекс действий, направленных на возможно более полное исследование процессов, развивающихся в сфере товарного обращения, и факторов, воздействующих на формирование спроса и предложения, определяющих экономические отношения между производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров.

Одной из важнейших задач анализа  рыночных отношений является определение условий, при которых достигаются оптимальные соотношения между спросом и предложением товаров на рынке. Анализ спроса и предложения дает возможность ответить на вопрос, как реализуются на конкретном рынке отношения между производителями и потребителями товаров, какие условия определяют тенденции формирования и развития спроса и предложения в последующий период и на перспективу.

Анализ потребительского спроса требует изучения важнейших демографических факторов, влияющих на состояние спроса и его динамику (численности населения страны или сегмента, уровня рождаемости, возрастного состава населения, географического распределения населения).

При анализе покупательной способности населения выясняются уровень доходов населения, объем и условия предоставления потребительского кредита, сумма сбережений населения, уровень образования и профессиональный состав населения.

При проведении анализа предложения товара на рынке важное значение имеет: количественная оценка предложения конкретного товара; структура предложения; степень обновления ассортимента; значение новых товаров; технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров; уровень цен на товары различных моделей и модификаций; доля фирм крупнейших поставщиков товаров на рынок; оценка их производственных возможностей; оценка перспектив развития предложения с учетом тенденций развития мирового хозяйства и мирового товарного рынка соответствующего товара.

Анализ рынка заканчивается составлением прогноза развития рынка конкретного товара либо соответствующей отрасли экономики.

На  основе тщательного изучения и анализа  спроса, предложения и требований покупателей к товару делается оценка перспектив развития спроса на товар на конкретном рынке, а именно: роста или снижения потребностей в товаре; развития жизненного цикла товара; изменений требований рынка к качеству и потребительским свойствам продукции. Оцениваются также в количественном выражении будущая динамика и структура потребительского спроса, перспективы развития научно-технического прогресса в отрасли.

Анализ коммерческой практики, предполагает выяснение следующих вопросов: применение типовых контрактов, разработанных национальными ассоциациями предпринимателей, международными союзами предпринимателей — ассоциациями и федерациями; биржевых контрактов, разработанных биржевыми комитетами крупнейших бирж; аукционных контрактов, разработанных крупнейшими аукционными фирмами или ассоциациями аукционеров; практики и условий проведения торгов (государственного законодательства по проведению торгов); предоставление предпочтений местным фирмам или фирмам конкретных стран при выборе поставщика по результатам тендерных предложений; торговые обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике международной торговли отдельными товарами или в коммерческой практике страны, регионе; особенности условий международных сделок (контрактов купли-продажи товаров и услуг, в особенности, касающихся условий поставки товаров, методики расчета цены, определения валюты цены, применяемых способов платежа, форм и методов расчета, валюты платежа).

Анализ транспортных условий предполагает изучение следующих вопросов: наличие прямого сообщения между страной экспорта и изучаемым рынком, тарифы линейного судоходства, фрахтовые ставки, железнодорожные тарифы, степень механизации погрузочно-разгрузочных работ в отдельных портах, стоимость перевалочных работ и хранения грузов, ставки портовых сборов, правила и особые условия перевозки, способы перевозки в стране назначения, правила сдачи и приемки грузов.

Полученные сведения дают возможность  фирме-экспортеру установить продажную  цену товара при реализации его с  доставкой в страну назначения; выбрать  на основании калькуляции транспортных издержек направление, по которому наиболее выгодно отправить груз; определить порт, в котором расходы по выгрузке самые низкие; выяснить требования к объему, весу и упаковке грузов.

Изучение правовых вопросов предполагает изучение законов по вопросам страхования и торгового судоходства; законов, регулирующих правовое положение и деятельность фирм, в том числе иностранных; законов об охране промышленной собственности, о патентовании изобретений, регистрации товарных законов, а также существующей практики по этим делам; общепринятых в стране импорта способов разрешения споров по международным коммерческим сделкам через обычное судопроизводство и арбитраж. К этой области изучения рынка относится также установление списка адвокатских фирм, которым может быть поручено ведение дел экспортером.

Информация о работе Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды