Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание понятия «предпринимательство» 4
2. Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды 11
2.1. Анализ внутренней предпринимательской среды 12
2.2. Анализ внешней предпринимательской среды 13
3.Государственное организационно-хозяйственное и правовое регулирование предпринимательской деятельности. 20
3.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование 20
3.2.Правовое регулирование. 23
4.Особенности современных межфирменных рыночных отношений 26
Заключение 30
Список использованных источников. 32

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Анализ рынка стал реальной потребностью и прочно вошел в практику хозяйственной  деятельности фирм. Усложнение хозяйственной  деятельности фирмы требует проведения более углубленного анализа, направленного на определение в качестве конечной цели перспективных рынков, а чаще, сегментов рынков, где фирма могла бы получить долю рынка и удерживать позиции в течение периода, определяемого жизненным циклом товара.

Анализ хозяйственных связей предполагает выяснение характера отношений  фирмы с поставщиками материально-технических  и трудовых ресурсов, финансовыми  организациями, профсоюзами.

Обычно каждая фирма имеет свою сеть поставщиков сырья, материалов, оборудования, топлива и энергии.

Получение ресурсов от внешних поставщиков, тем более зарубежных, подвергается действию таких факторов, как цены, качество и количество, сроки поставок, обменные курсы валют, политическая нестабильность.

Если фирма имеет единственного  поставщика конкретной продукции, она  попадает в зависимость от его  действий..

Обеспечение рабочей силой необходимых  специальностей и квалификации также является одним из важнейших факторов внешней среды, обеспечивающих достижение намеченных целей и эффективности функционирования фирмы в целом. Современный технологический процесс требует использования высококвалифицированных техников, опытных программистов и разработчиков системы. В то же время усложнение структуры фирм требует привлечения опытных менеджеров высшего звена управления и обучения способных руководителей внутри фирмы.

Отношение с финансовыми институтами — кредиторами или инвесторами — это факторы прямого воздействия. Потенциально к ним относятся банки, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации, программы федеральных учреждений по предоставлению займов. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование. Вместе с тем, чем лучше финансовое положение компании, тем благоприятнее для нее условия кредитования.

Анализ общеэкономических  факторов: Анализ состояния экономики своей страны или интересующей зарубежной страны; Анализ предпринимательского климата(стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства; льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения уже существующих; меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств и т.д)

Особо следует выделить такие факторы, как микроэлектронная революция, которая  обеспечила высокий уровень информатизации экономической и общественной жизни, а также глубочайшие прорывы в новейших отраслях технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное организационно-хозяйственное и правовое регулирование предпринимательской      деятельности.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

3.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование

Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.

Направления, формы и механизм государственного регулирования подвержены постоянным изменениям, носят гибкий характер, и их реализация осуществляется через соответствующие органы — законодательные, исполнительные, содействующие в зависимости от характера деятельности и выполняемых функций.

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных  условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

осуществление структурной перестройки  производства;

повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей и  отдельных видов производств;

поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной  политики;

использование мер воздействия  на процесс концентрации в ведущих  отраслях экономики;

регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.

Существенные изменения произошли  и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Государственная политика регулирования  экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным  инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь, на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений.

Все большее значение приобретают  программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования — разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

Методы ограничения действий конкурентов  с помощью средств государственного регулирования и содействия довольно разнообразны. Для современного этапа характерно повышение роли государства в регулировании отношений между частными фирмами.

Методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми и косвенными.

Прямой метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

Косвенный метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры и др.

Государство обычно стремится к манипулированию  этими методами в зависимости от складывающейся обстановки: соотношения регулирующих и конкурентных сил на конкретных рынках, состояния хозяйственной конъюнктуры.

Государственное регулирование на современном этапе  может внести определенные коррективы в ситуацию на рынке, однако оно так же, как и межфирменное регулирование, может лишь частично повлиять на остроту конкуренции.

3.2.Правовое регулирование.

 

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности физических лиц не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

Обеспечение реальной возможности  предпринимателей осуществлять гражданские  права и исполнять обязанности  – есть одно из наиболее актуальных направлений реализации государственной  власти. Правовая политика в экономической  сфере – это законодательно установленная  и основанная на национальной юридической доктрине, комплексная, последовательная и стабильная деятельность государства, направленная на формирование эффективного механизма реализации и защиты гражданских прав, исполнения обязанностей.

Сложность в формировании полноценной  нормативной базы предпринимательской  деятельности физических лиц заключается  в том, что, во-первых, в России после  многолетнего господства плановой экономики, по сути, был утрачен практический опыт предпринимательства, а во-вторых, вопросы частной собственности  и сделок с нею были надолго  полностью изъяты из предмета регулирования  гражданского права.

Конституция  РФ  закрепляет приоритетность международных  договоров  Российской Федерации в иерархии нормативных актов. В Российской Федерации предпринимательская деятельность физических лиц осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Общепризнанные   принципы  и  нормы  международного права  занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. Таким    образом,    содержание    конституционного    права   на предпринимательство  обогащается  и  дополнительно гарантируется через подключение    к    внутреннему   конституционному   праву   положений международного права. При  этом  иностранные  предприниматели  пользуются  в Российской Федерации  правами  и  несут  обязанности наравне с гражданами России, кроме  случаев,  установленных  федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Конституции  в Российской Федерации признаются и гарантируются   права   и   свободы  человека  и  гражданина  согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Осуществление предпринимательской  деятельности физическими лицами базируется на применение важнейших положений  Конституции РФ и гражданского законодательства, определяющие правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а так же другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Особенности современных межфирменных рыночных отношений

Монополистические структуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.

Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг.

В современных условиях монополизация  рынка или отрасли единственным продавцом — не столь частое явление. Обычно под монополизацией отрасли понимается положение, при котором:

доля одного производителя составляет 50% и более, двух — 75% и более;

затруднено проникновение в  отрасль новых производителей;

происходит  резкое повышение цен на продукцию  определенного производителя (производителей), не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения;

происходит снижение цен, непропорционально  малое по сравнению с результатами научно-технического прогресса и снижением себестоимости;

норма прибыли какого-либо из производителей, его сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают  сложившийся в отрасли средний  уровень.

Значительное развитие в современных  условиях получила монополизация рынков и отраслей хозяйства несколькими  фирмами, занимающими в совокупности господствующее положение на рынке или в отрасли. Такая монополистическая структура получила название олигополии. Определяется она как совместно осуществляемая монополия или доминирование на рынке нескольких фирм, юридически между собой не связанных.

Разновидностью олигополии являются технологические олигополии, объединяющие несколько крупных фирм, контролирующих производство и сбыт определенной продукции на основе специфики технологии, которая делает экономически эффективными только крупные производства, концентрирующие в огромных размерах материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы. Это такие отрасли, как металлургия, электроэнергетика и др.

Информация о работе Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды