Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение 3
1. Содержание понятия «предпринимательство» 4
2. Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды 11
2.1. Анализ внутренней предпринимательской среды 12
2.2. Анализ внешней предпринимательской среды 13
3.Государственное организационно-хозяйственное и правовое регулирование предпринимательской деятельности. 20
3.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование 20
3.2.Правовое регулирование. 23
4.Особенности современных межфирменных рыночных отношений 26
Заключение 30
Список использованных источников. 32

Файлы: 1 файл

к.р..docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Заочное отделение

Студент ____________ курса

Адрес студента: __________________

Специальность ___________________

______________________________

ФИО ___________________________

______________________________

________________________________

______________________________

________________________________

Контрольная работа № __________

Студ. билет № ___________________

Вариант № _____________________

Наименование дисциплины _________________________________________


 

Содержание

Введение 3

1. Содержание понятия «предпринимательство» 4

2. Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды 11

2.1. Анализ внутренней предпринимательской среды 12

2.2. Анализ внешней предпринимательской среды 13

3.Государственное организационно-хозяйственное и правовое регулирование предпринимательской      деятельности. 20

3.1. Государственное организационно-хозяйственное регулирование 20

3.2.Правовое регулирование. 23

4.Особенности современных межфирменных рыночных отношений 26

Заключение 30

Список использованных источников. 32

 

  

Введение

 

В постоянно  изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики в  сложный период перехода отечественных  предприятий к рыночным отношениям, постоянного развития предпринимательской  инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается  ее влияние на деятельность предприятий  и организаций. Специалисты подчеркивают, что без должного анализа предпринимательской  среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской  средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках. Следовательно, эффективность деятельности предприятия  в значительной степени зависит  от многочисленных факторов предпринимательской  среды и умения предприятия реагировать  на них и по возможности управлять  ими. Если предприятие не учитывает  влияния данных факторов, то это  отрицательно отражается на эффективности  его деятельности в целом, безусловно, снижая такие экономические показатели работы предприятия как прибыль  и рентабельность. Соответственно, изучение предпринимательской среды  и учет влияния ее факторов в формировании стратегии и тактики развития предприятия является прямым путем  повышения эффективности деятельности производственного предприятия.

Таким образом, учитывая вышесказанное, тема данной контрольной работы является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, в условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям, так как изучение и учет факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

1. Содержание понятия «предпринимательство»

Предпринимательство (entrepreneurship) (предпринимательская деятельность) — это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.

Рассмотрим все составляющие этого  понятия.

Предпринимательство как особый вид  деятельности предполагает наличие  у субъектов этой деятельности определенного  образа мышления, особого стиля и  типа хозяйственного поведения. Это  проявляется в особом творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особо важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления.

Важнейшей задачей предпринимательской  деятельности является обеспечение  эффективного функционирования фирмы  или деятельности индивидуального  предпринимателя,  что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Предпринимательство как самостоятельная  деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях:

выбор вида и сферы предпринимательской  деятельности;

выбор направлений и методов  этой деятельности;

принятие хозяйственных решений  и выбор средств их реализации;

формирование производственных программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов;

выбор каналов и методов сбыта;

установление  систем и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму;

установление уровня цен и тарифов  на продукцию и услуги;

распоряжение прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов  и внесения других обязательных платежей.

Предпринимательство как хозяйственная  деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства. Хозяйственная деятельность может охватывать следующие виды: инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и др., включая торговлю ценными бумагами. Сфера хозяйственной деятельности включает как внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного хозяйства — финансовые, правовые, расчетные, связанные с товародвижением, страхованием, хранением, арендой товаров, рекламой продукции и услуг и др.

Предпринимательская деятельность осуществляется физическими  и юридическими лицами. Физические лица — это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью: способностью к совершению юридических актов (заключению сделок); к наделению правами и обязанностями; к несению имущественной и другой ответственности.

Юридическое лицо — это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени; существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает. Имущество юридического лица обособляется от личного имущества его членов.

Обе формы предпринимательской  деятельности основаны как на собственности капитала и имущества, принадлежащего субъектам предпринимательской деятельности, так и на финансовых средствах, привлекаемых со стороны. В той и другой форме предпринимательской деятельности может применяться и не применяться наемный труд работников.

Предприниматель осуществляет хозяйственную  деятельность от своего имени и на свой риск. Предприниматель (entrepreneur) — это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами. Осуществляя хозяйственные связи с другими участниками рыночных отношений, предприниматель выступает стороной договора (сделки). Он может предоставить право подписания контрактов от своего имени или от имени фирмы, которую он возглавляет, конкретному представителю (управляющему) и установить пределы таких полномочий.

Действуя на свой страх и риск, предприниматель принимает на себя всю полноту ответственности  за конечные результаты деятельности — как индивидуальной, так и коллективной. Он несет имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо или как представитель юридического лица.

Предприниматель имеет право:

  • создавать для осуществления своей деятельности любые виды фирм (предприятий);
  • приобретать имущество и имущественные права у других фирм;
  • участвовать своим имуществом в деятельности других экономических субъектов рыночных отношений;
  • использовать по соглашению сторон имущество физических и юридических лиц на условиях аренды, подряда и др.;
  • нанимать и увольнять работников на условиях контракта или других условиях;
  • открывать на свое имя или на имя фирмы счета в банке для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
  • получать неограниченный по размерам личный доход от индивидуальной предпринимательской деятельности.

Для предпринимателя характерно: профессиональное знание сферы деятельности;

наличие определенных управленческих знаний и опыта производственно-сбытовой и маркетинговой деятельности;

умение правильно оценивать  свои возможности и положение  на рынке, привлекаемые ресурсы и  финансовые средства;

экономическое мышление, компетентность, деловая культура, наличие практического  опыта и навыков;

умение организовать производство и действовать на свой страх и  риск ради достижения цели и получения  прибыли;

умение анализировать и использовать рыночные возможности, новаторские  идеи.

Предприниматели организуют свое дело и действуют ради собственной  выгоды или выгоды фирмы (организации), которую они представляют. Поэтому предпринимательской деятельности свойственны самые сильные хозяйственные мотивации.

В высокотехнологичных отраслях собственное  дело обычно связывается с конкретными  научно-техническими идеями, поскольку  предприниматели хорошо разбираются в технологиях создания продуктов, в большинстве случаев уникальных.

Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, а не на основе единичных или разовых сделок. Здесь речь идет о систематической, стабильной, организованной хозяйственной деятельности, имеющей целевую направленность в виде конечного результата с ориентацией на дальнейшее развитие и расширение. А это предполагает успешное решение организационных и финансовых проблем и рост прибыли; активное выявление новых технологических, ресурсных и других возможностей, способных обеспечить эффективное функционирование и стабильное развитие фирмы; стремление включиться в новую сферу деятельности с целью повышения рентабельности производства и сбыта фирмы в целом.

Предпринимательская деятельность направлена на достижение коммерческого успеха: получение прибыли или предпринимательского дохода, что обусловлено рыночными условиями хозяйствования и связано исключительно с рыночной структурой экономики, в которой такая деятельность реализуется. Большая часть чистого предпринимательского дохода или прибыли направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности.

Предпринимательская деятельность направлена на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов.

Предприниматель выступает как  владелец, пользователь и распорядитель  собственности, что охватывает совокупность действий его как субъекта собственности, необходимых для осуществления реального процесса в его периодической повторяемости, а именно:

  • возможность свободно и самостоятельно принимать решения, т.е. осуществлять владение в его реальном проявлении;
  • координация всех видов деятельности и всех участников процесса производства — т.е. правомочие;

• организация производства и сбыта, расходование денежных средств, предоставление и получение имущества в аренду и др. — распоряжение в конкретном выражении.

Собственник, обладающий правом владения, пользования и распоряжения имуществом, которое он сам использует в качестве средств производства для выпуска определенной продукции и получения предпринимательского дохода, превращается в управляющего, а отношения собственности — в управленческие отношения. Когда происходит отделение управления от собственности на средства производства и произведенные продукты, когда для управления процессом производства нанимаются профессионалы-управленцы (менеджеры), управление приобретает характер относительно самостоятельного от субъекта собственности правомочия лиц или органов (подразделений фирм), занятых выполнением присущих управлению функций.

Таким образом, суть предпринимательства  состоит в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить возможности  наилучшего использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться реализации этих возможностей в практическую деятельность.

Предпринимательство предполагает наличие  экономически обособленных субъектов  рыночного хозяйства, которые вступают между собой в правовые, юридические, финансовые и другие отношения. Таких  субъектов именуют партнерами, контрагентами, сторонами в сделке и пр. Экономическая  обособленность означает их хозяйственную самостоятельность и имущественную ответственность за результаты деятельности.

Информация о работе Анализ внутренних и внешних факторов предпринимательской среды