Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы. Деятельность организации будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для этого более или менее благоприятные условия. Для разработки стратегии антикризисного менеджмента важна как внутренняя, так и внешняя среда, потому-то зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5
1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5
1.2. Анализ внешней среды……………………………………………….…….10
1.2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)…………………….14
1.2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18
2. Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии……………………………………………………………………...23
3. Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия…………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Менеджмент организации.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Технология

Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью  которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой  продукты можно изготавливать и  продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации. Чтобы сохранить  конкурентоспособность, каждая организация  вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней  мере те, от которых зависит эффективность  ее деятельности.

Технология выражается ускорением НТП; ростом ассигнований на НИР и  ОКР; технологическим развитием  отрасли и др.

Состояние экономики

Состояние экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;

Руководство должно уметь  оценивать, как скажутся на операциях  организации общие изменения  состояния экономики. Состояние  мировой экономики влияет на стоимость  всех вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов  поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать займ, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично скомпенсированы  потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Важно понимать, что то или  иное конкретное изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Экономическая обстановка характеризуется  состоянием общей деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой и др.

Социокультурные факторы

Социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.

Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные  факторы, в числе которых преобладают  установки, жизненные ценности и  традиции, влияют на организацию.

Социально-культурные факторы  влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К  этим факторам относится и демографическое  состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации  с местным населением, где она  функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора  социально-культурного окружения  — независимые средства массовой информации, которые могут формировать  имидж фирмы и ее товаров и  услуг.

Социокультурные факторы  влияют также на продукцию или  услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями.

Можно привести следующие  социальные факторы: глубина расслоения общества; уровень доходов; уровень  безработицы; социальная защита; покупательная  способность и др., а так же демографические факторы: изменение  народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование.

Почти для всех организаций  преобладающее отношение к ней  местной общины, в которой та или  иная организация функционирует, имеет  первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти  в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению  к бизнесу, определяющие, где можно  развернуть деятельность того или иного  предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются за то, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых o6щинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.

Политические  факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей  организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов  в отношении бизнеса. Тесно увязанные  с социокультурными тенденциями, в  демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов  корпорации, установление налоговых  льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен  и заработной платы, соотношение  силы трудящихся и управляющих фирмой.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности. Политическая обстановка оценивается с точки зрения стабильности или нестабильности. Сюда же можно отнести законодательные факторы той страны, в которой действует предприятие: налоги; правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); защита прав потребителей; законодательство по безопасности и качеству товаров; законодательство по охране труда и технике безопасности; законодательство по охране окружающей среды и т.д.

Фирма не имеет возможности  влиять на внешнюю среду и для  эффективной деятельности должна приспосабливаться  к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы  переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким  образом, можно говорить о том, что  управление фирмой определяется двумя  факторами:

- особенностью производственного процесса;

- характером внешней среды.

Современная тенденция состоит  во все увеличивающемся значении второго фактора, который становится определяющим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внешние и внутренние причины возникновения кризисов

на предприятии

Причины кризиса могут  быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата и др.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных  факторов. Данные факторы можно разделить  на две основные группы:

-внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

-внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние причины кризиса  на предприятии связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, внутренние - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством  управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис, таким  образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. Последствия кризиса  могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и  последовательному выходу, и послекризисные изменения в развитии организации  бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

 Внешние факторы возникновения  кризиса можно подразделить на:

1. Социально-экономические факторы общего развития страны:

- рост инфляции;

-нестабильность налоговой системы;

-нестабильность регулирующего законодательства;

-снижение уровня реальных доходов населения;

 рост безработицы.

2. Рыночные факторы:

-снижение емкости внутреннего рынка;

-усиление монополизма на рынке;

-нестабильность валютного рынка;

-рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние факторы

- политическая нестабильность;

-стихийные бедствия;

-ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения  кризиса:

1. Управленческие:

-высокий уровень коммерческого риска;

-недостаточное знание конъюнктуры рынка;

-неэффективный финансовый менеджмент

-плохое управление издержками производства;

-отсутствие гибкости в управлении;

-недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

2 Производственные:

-необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

- устаревшие и изношенные основные фонды;

-низкая производительность труда;

- высокие энергозатраты;

-перегруженность объектами социальной сферы.

3 Рыночные:

-низкая конкурентоспособность продукции;

-зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Конечно все вышеперечисленные  факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее  влияние на состояние предприятия  оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и  производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что  по данным Межведомственной балансовой комиссии10, которой было проведено  исследование финансового состояния  российских предприятий, выявлено, что  создалась специфическая, неведомая  мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в  расчетах. Деньги едва составляют треть  во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий  приблизился к объему их годовой  выручки. Это значит, что средний  срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое  обстоятельство, дополняющее эту  неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

Именно неэффективность  управления следует отнести к  наиболее характерной для современных  предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в  условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

 -отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

  -низкая квалификация и неопытность менеджеров;

-низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в  большинстве случаев такими факторами  являются недостатки управления. Именно неэффективность управления – основная проблема, препятствующая эффективному функционированию предприятий в  условиях сложившихся рыночных отношений. Главным образом эти проблемы состоят в следующем: неудовлетворительное качество управления; недостаточная  слаженность в работе управленческой команды; отсутствие у руководства  предприятий четкой стратегии действий; недостаток поддержки действий руководства  со стороны трудового коллектива.

 

 

 

Информация о работе Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии