Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы. Деятельность организации будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для этого более или менее благоприятные условия. Для разработки стратегии антикризисного менеджмента важна как внутренняя, так и внешняя среда, потому-то зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5
1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5
1.2. Анализ внешней среды……………………………………………….…….10
1.2.1. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)…………………….14
1.2.2. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)…………………18
2. Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии……………………………………………………………………...23
3. Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия…………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Менеджмент организации.docx

— 52.42 Кб (Скачать файл)

Менеджмент организации

Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Внешняя и внутренняя среда…………………………………………………..5

1.1. Анализ и оценка внутренней среды……….………………………………...5

1.2. Анализ внешней среды……………………………………………….…….10

1.2.1. Внешняя микросреда (среда  прямого воздействия)…………………….14

1.2.2. Внешняя макросреда (среда  косвенного воздействия)…………………18

2. Внешние и внутренние  причины возникновения кризисов  на предприятии……………………………………………………………………...23

3. Разработка и реализация  антикризисной стратегии предприятия…………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая компания находится  в определенной среде, где наравне  с ней действуют другие социально-экономические  единицы. Деятельность организации  будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для  этого более или менее благоприятные  условия. Для разработки стратегии  антикризисного менеджмента важна  как внутренняя, так и внешняя среда, потому-то зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.

До 60-70-х гг. ХХ века основное внимание уделялось внутренней среде, и лишь с этого времени начало уделяться внимание внешней среде. Вначале использовался системный  подход, в рамках которого организация  рассматривалась как открытая система, находящаяся во взаимодействии с  внешней средой. С течением времени, усложнением связей и структур этот подход стал шире – возник ситуационный подход, в котором определение  политики и стратегии организации  рассматривались в зависимости  от условий конкретной ситуации, в  которой определенную часть занимают элементы внешней среды.

Помимо того, что внешние  условия влияют на внутреннюю среду  организации, они еще определяют ее потенциал. Дело в том, что ресурсы  и материалы, которые необходимы для производства товаров и услуг, организация получает из внешней  среды, т. е. существует система постоянного обмена, которая является источником существования фирмы. Однако любая компания имеет пределы использования ресурсов. Это происходит из-за наличия на рынке конкуренции. Недостаток ресурсов может привести к кризису и другим негативным последствиям. Причем такая опасность существует постоянно, так как на связи организации с внешней средой влияют многие факторы. Для этого и проводится оценка среды бизнеса, чтобы определить оптимальное соотношение элементов обмена и наладить такие связи со средой, которые позволили бы ей обеспечивать эффективное осуществление своей деятельности и поддерживать такое состояние в долгосрочном периоде.

Однако одних данных о  внешней среде недостаточно для  разработки стратегии фирмы и  обеспечения эффективного уровня управления. При наличии проблем во внутренней среде предприятие не сможет поддерживать стабильное производство. Поэтому важно  комплексное рассмотрение факторов внешней и внутренней среды.

Исследование внешней  среды проводится в первую очередь  для определения тех угроз  и опасностей, которые могут навредить  внутренней среде организации. Конечно, предугадать все варианты развития ситуации невозможно, однако это поможет  разработать хотя бы примерный план действий в кризисной ситуации.

Основное различие современного и старого взгляда на внешнюю  среду заключается в том, что  прежде условия, окружающие организацию, считались неуправляемыми, их можно  было лишь принимать как должное  в развитии рынка. Однако в настоящее  время эта точка зрения изменилась. Теперь организация не только должна наблюдать за изменениями условий  внешней среды, но и адаптироваться к ним, изменяя свою внутреннюю структуру  в соответствии с появлением угроз  извне; она является как бы реакцией на внешнюю среду. Этот подход широко используется в формировании антикризисной  стратегии многих российских и зарубежных фирм.

 

 

 

 

 

  1. Внешняя и внутренняя среда

1.1. Анализ и оценка внутренней среды

Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление  слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь  определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые  могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой  процесс исследования внутренней среды  фирмы, предназначенный для выявления  ее стратегических преимуществ и  недостатков в бизнесе.

С целью обследования рекомендуется  в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы.

  Рассмотрим эти области.

1. Маркетинг. Данный анализ  охватывает все процессы, связанные  с планированием производства  и реализации продукции и включает следующее:

• стратегию продукта;

• стратегию ценообразования;

• стратегию продвижения  продукта на рынке;

• выбор рынков сбыта  и систем распределения продукции.

При обследовании процессов  маркетинга выделяются следующие объекты  анализа:

• доля рынка и конкурентоспособность  продукции фирмы;

• разнообразие ассортимента и качество продукции.

• рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);

• послепродажное и предпродажное  обслуживание населения;

• эффективность сбыта, рекламы  и продвижения товаров;

• прибыль от различных  товаров и услуг;

• концентрация продаж на нескольких продуктах или нескольких покупателях;

• эффективность каналов  сбора информации о рынке;

• жизненный цикл продуктов  фирмы и возможность расширения продаж;

• каналы распределения: количество, охват, контроль;

• имидж и репутация  товаров;

• ценовая политика, гибкость в установлении цен;

• возможность обслуживать  те рынки, которые не могут обслуживать  наши конкуренты;

• подвержена ли продукция  сезонным колебаниям спроса, и в  какой мере.

2. Производство. Важным элементом  анализа достоинств и недостатков  фирмы является производство. Сюда  входят: изготовление продукции;  снабжение и ведение складского  хозяйства; обслуживание технологического  парка; исследования и разработки. В западной литературе данный  анализ получил название "анализ  управления операциями". В ходе  такого анализа должны быть  получены ответы на следующие  вопросы:

• Может ли фирма производить  товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты?

• Какой доступ имеет  фирма к новым материалам, зависит  ли она от единственного или ограниченного  количества поставщиков?

• Является ли производственный аппарат фирмы современным, хорошо ли он обслуживается?

• Направлена ли политика закупок  на снижение величины материальных запасов  и времени изготовления заказа (длительности производственного цикла);

• Обладает ли фирма эффективной  системой контроля качества?

С этой целью анализируются  все стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы снижения издержек производства. Особое внимание при этом уделяется: затратам на приобретение сырья; эффективности использования  производственных мощностей; эффективности  цикла “научные разработки - проектирование - производство”; рациональности использования  патентов, торговых марок; защите коммерческой тайны.

3. Финансы. Анализ финансового  состояния является важнейшим  этапом стратегического планирования. Постоянный финансовый контроль  имеет свои преимущества и  недостатки, которые определяют  его место в стратегическом  планировании.

К преимуществам финансового  анализа можно отнести следующее:

• анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники  проблем;

• многие тенденции в  финансовой деятельности носят устойчивый характер, что легко отразить в  стратегическом планировании;

• финансовый анализ позволяет  вскрыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;

• состояние финансов отражает положительные и отрицательные  стороны хозяйствования.

Финансовый контроль имеет  следующие недостатки:

• на результаты финансового  анализа может оказывать влияние  субъективный фактор;

• быстрые изменения в  технологии, рынках и экономике часто  делают финансовый анализ бесполезным;

• разрыв между временем проведения финансового анализа  и временем возникновения финансовой ситуации бывает достаточно большим, что  не позволяет в ряде случаев принять  своевременные меры по оздоровлению финансов;

В процессе финансового анализа  кроме выявления резервов изучается  следующее:

• возможность получения  краткосрочных и долгосрочных кредитов;

• возможность использования  альтернативных финансовых стратегий;

• величина капитала фирмы, его структура в сравнении  с отраслевыми показателями и  показателями конкурентов;

• структура и величина налогов;

• работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и  акционерами;

• эффективность контроля за издержками;

• эффективность эккаунтинга.

При проведении финансового  анализа могут применяться как  универсальные, так и специальные  методики.

4. Персонал. Кадровый анализ  предусматривает выявление резервов  в использовании кадрового потенциала  фирмы. Изучение опыта работы, как процветающих фирм, так и  фирм-банкротов показывает, что истоки  серьезных проблем, как правило, кроются в людях.

Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены  средствами стратегического планирования.

Анализ должен дать ответ  на следующие вопросы:

•   Какова подготовка и компетентность руководства фирмы?

• Насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в фирме?

•   Как обеспечивается преемственность руководящих кадров?

• Насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров?

• Есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?

•   Какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров?

• Можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении?

• Насколько понимают и  разделяют цели и задачи фирмы  ее сотрудники?

5. Культура и имидж  фирмы. Сюда входят слабоформализуемые  факторы, которые создают образ  фирмы. Климат в фирме называется  культурой фирмы, которая отражает  преобладающие обычаи, нравы и  верования. Высшее руководство  должно использовать эту культуру  в стратегическом планировании, чтобы привлечь в фирму работников  определенного профиля, стимулировать  определенный тип поведения, стимулировать  клиентов к покупке товаров  и т.п.

Культура и имидж подкрепляются  или ослабляются репутацией фирмы.

Насколько удачными являются культура и образ фирмы, можно  судить по ответам на следующие вопросы:

• Была ли фирма последовательна  в реализации стратегии деятельности?

• Каково лицо фирмы среди  других фирм в данной отрасли?

• Привлекает ли фирма известных  специалистов?

• Насколько соответствуют  товары и услуги фирмы ее рекламе?

После получения ответов  на эти вопросы выявляются сильные  и слабые стороны в работе с  кадрами, определяются проблемы, требующие  немедленного внимания со стороны высшего  руководства в стратегическом планировании.

1.2. Анализ внешней среды

Один из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь  за ее пределами, во внешней среде. И  действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством  законодательства, противоречивостью  макроэкономических процессов, ненадежностью  партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия  невозможно переоценить. Именно она  “заставляет” искать свою “нишу” в  рыночном пространстве, определяет стратегию  и тактику, внутреннюю структуру  предприятия, направления его развития.

Информация о работе Анализ влияния внутренних и внешних факторов. Возникновение кризисов на предприятии