Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Происходящее переосмысление процессов, влияющих на региональное развитие, меняет методологию его оценки в сторону смещения не только к личностному, но и расселенческому аспекту. Подчеркнем, что формы расселения соответствуют характеру производства и уровню развития производительных сил. Следовательно, при оценке и попытках регулирования происходящих сегодня в России структурных и иных трансформаций не только целесообразно, но и просто необходимо учитывать данную закономерность[3,c. 105].

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления, во-первых, характерным становится  перераспределение функций между различными органами государственного, коммерческого и общественного управления, делегирования функций не только сверху вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности имеет  под собой убедительные основания. Одно из них – невозможность центральной власти как прежде централизовать доходы  от налогов и прибыли; другое – то обстоятельство, что центральная власть фактически не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функции социальной поддержки и защиты.

Со временем происходит моральное старение структуры управления, следствием чего становится неизбежной замена структур, не способных мобилизовать организационные резервы. Формируются перспективные организационные структуры. Среди последних важнейшими являются те, которые адекватны социальной рыночной среде экономического развития России, создают условия для качественных преобразований в системе общественных отношений; через структуры стимулируются интенсивные факторы роста социальной и экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояние региона

В современной экономической действительности существование и постоянное возникновение новых территориальных диспропорций в развитии любой страны – явление обыденное. Региональные различия обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Так, если первые связаны с природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением, историческими и социокультурными особенностями, то вторые находят выражение в реализации региональной политики властей всех уровней.

Результатом нарастания региональных диспропорций зачастую становится образование так называемых депрессивных районов с отрицательной динамикой социально-экономических показателей. В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности регионального воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического  потенциалов территории. Негативные процессы в таких регионах принимают наиболее острый и затяжной характер: на внутренние региональные дисбалансы накладываются свойственные переходному периоду общие закономерности, среди которых особенно ощутимы инфляция, спад производства, криминализация хозяйственных процессов, социальное расслоение, рост безработицы. В целом нарастание территориальных различий в стране несет в себе потенциальный источник социально-политических напряжений, представляя угрозу стабильности развития государства[3,c. 69].

 Устойчивое экономическое развитие на чисто рыночной основе не может быть обеспечено в современных условиях. Необходимо активно нейтральное участие государства во всех фазах воспроизводственного процесса:

  • создание правовой среды;
  • ликвидация провалов рыночных механизмов;
  • поддержание конкурентоспособности национального бизнеса на мировой арене.

В настоящее время Алтайский край, согласно научному сообщению «Методические положения и организационные основы федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам России», отнесен к депрессивным территориям.

Одним из важнейших факторов, негативно влияющих на развитие экономики края, является относительная отдаленность основных производств края от сырьевых ресурсов и потребителей продукции. Данный фактор обуславливает высокую степень зависимости конкурентоспособности продукции края от транспортных тарифов. Так повышение тарифов на железнодорожные перевозки и рост цен на энергоносители не позволяют продукции Алтайского края конкурировать с аналогичными импортными продуктами даже на внутреннем рынке страны.

Второй важный фактор, негативно влияющий на развитие экономики края, - это структура промышленности края, невыгодная в  условиях разрыва  кооперационных связей. Так суммарная доля сельхозмашиностроения, легкой промышленности и предприятий оборонного комплекса – наиболее подверженных кризису – в структуре  промышленности края составляет более 70%. Формирование такой структуры представляет собой результат  длительного развития экономики края в рамках экономики Советского Союза. Распад Союза и потеря рынков сбыта для сельхозмашиностроения, сокращение государственных заказов на оборонную продукцию и потеря сырьевой базы для предприятий легкой промышленности предопределили осложнение положения в промышленном производстве края[2,c. 45].

Третий фактор - низкая доля топливно-энергетического комплекса. Так, например, отсутствие в крае топливно-энергетических ресурсов и недостаточно развитая минерально-сырьевая база не позволили в отличие от регионов, располагающих сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, такими как  Кемеровская область (наличие угля), Тюменская область (нефть и газ), компенсировать спад производства продукции для внутреннего потребления экспортными поставками природного сырья.

Четвертым основным фактором, определяющим депрессивное состояние экономики Алтайского края, является высокий удельный вес в отраслевой структуре края низкоэффективного сельскохозяйственного производства. Валовой продукт промышленности России составляет приблизительно 80% от произведенного продукта, а доля продукции сельского хозяйства – 19,6%. В Алтайском крае эти показатели соответственно составляют 62% и 38%, т.е. доля сельскохозяйственного производства в два раза выше, чем среднестатистические показатели по РФ[2,c. 45].

В результате реформ аграрно-промышленный комплекс является единственной крупной отраслью экономики края, базирующейся на собственном ресурсном обеспечении.  Хотя аграрно-промышленный комплекс оказался единственной крупной отраслью экономики края, базирующейся на собственном ресурсном обеспечении (не считая топливно-энергетических ресурсов), однако в силу низкой эффективности и сезонности основного производства, а также в условиях крупномасштабной инфляции начала 90-х гг. прошлого века, резкое снижение государственной поддержки АПК стало неизбежным[15,c. 78].. 

В результате воздействия вышеизложенных факторов край во многом лишился бюджетной базы, а доходная часть бюджета края оказалась не способна без помощи федерального бюджета обеспечить финансирование затратных статей бюджета.

 

 

 

 

1. 3. Государственное  регулирование – стратегический  фактор экономического развития

Необходимость государственного воздействия на экономическое развитие региона обусловлено многими причинами.

Во-первых, социально-экономические преобразования, проводимые в России и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают необходимость пересмотра сложившихся в советское время принципов командного администрирования, в том числе, планового государственного регулирования экономики. Сегодняшнее положение экономики страны и отдельных регионов является в определенной степени следствием кризиса прошлой системы государственного управления, который привел к утрате экономикой таких динамичных характеристик как устойчивость и сбалансированность.

Во-вторых, разнообразие экономической, социальной и этнической ситуации в отдельных регионах страны является особенностью российской экономики. Регионы всегда различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию. В условиях новых экономических отношений это становится особенно заметным. Производственно - отраслевые ориентиры территорий не стимулируют привлечение инвестиций, создание и реализацию новых технологий. Все это предопределяет уникальность региональных ситуаций, сложность использования любого регионального, в том числе, зарубежного опыта. В этой связи отсутствие определенности в государственном регулировании территориального развития усугубляет положение регионов, затрудняет становление эффективной территориальной структуры экономики[3,c.74].

Современное состояние системы государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния. Кроме того, регулирование на уровне региона не опирается на ресурсы, механизмы и принципы, которые обеспечивают возможность создания условий для устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного территориального развития[5,c. 95].

В-третьих, можно с уверенностью констатировать, что подавляющую часть регионов Российской Федерации можно квалифицировать как депрессивные. Это объясняется системным кризисом, охватившим все регионы, все сферы общественной деятельности страны и все коммуникационные связи между ними.

Все это предопределяет необходимость активных мер вмешательства государственных структур управления в процесс вывода экономики регионов из создавшегося критического положения.

Государственное регулирование отнюдь не означает вмешательство в региональные механизмы сбалансированного развития регионов. Однако, государственные, как представительные, так и исполнительные органы власти должны совместно вести указанную работу. Как нам представляется, вывод экономики регионов из депрессии осуществляется прежде всего стратегическими средствами, которые базируются на государственной региональной политике[14,c.67 ].

В марте 1996 года Правительство Российской Федерации приняло постановление, которое было направлено прежде всего на сохранение территориального и экономического пространства России. Оно сыграло свою положительную роль, предотвратило многие территориальные и социально-экономические сложности. Однако созидательного процесса по активизации социально-экономического развития регионов указанное постановление не обеспечило. Более того, в Правительстве РФ со времени принятия «Основных положений...» нет органа исполнительной власти, который непосредственно отвечал бы за его реализацию. Неслучайно, большая часть регионов была предоставлена сама себе в выборе пути восстановления своей экономики. Как результат, во-первых, принятие региональных конституций, не всегда согласованных с Конституцией РФ, во-вторых, модель социально-экономического развития выбиралась администрацией субъекта Федерации в соответствии с ресурсными возможностями. Поэтому внешнеэкономическая деятельность регионов зачастую не согласовывалась с внешнеэкономической выгодой страны. В-третьих, интересы национальной элиты зачастую противостояли интересам государства в целом[6,c. 102]..

Можно продолжить перечисление трудностей во взаимоотношениях федерации и регионов, однако совершенно понятно, что в новых условиях хозяйствования необходимо формировать новую государственную региональную политику. Понимая это, Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации в декабре 2000 года начала работать над проектом федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации».

В указанном документе, в отличие от предыдущего, даны основные понятия, которые достаточно важны при совместной деятельности федерации и ее субъектов по выводу их из кризиса. В частности, раскрывается понятие «государственная региональная политика», «региональное развитие», «регулирование регионального развития», «объект государственной региональной политики», «приоритеты государственной региональной политики».

Необходимость принятия подобного закона, как нам представляется, совершенно очевидна, однако, здесь очень важно точно расставить приоритеты. Депутаты совершенно справедливо отметили, что приоритетами государственной региональной политики являются научно - обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренне и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений[7,c. 76].

Хотелось бы только добавить, что каждый субъект федерации в рамках конституционных положений Российской Федерации имеет право на самостоятельную концепцию регионального социально-экономического развития.

В этой связи, концептуальной целью регионального социально-экономического развития являются создание внутренних территориальных пропорций экономики на базе стимулирования развития отраслей специализации и использования конкурентных преимуществ территорий. Достижение этой цели формирует основу для успешной реализации остального комплекса задач, которые имеют более частный характер по отношению к сформулированной цели. Только такая последовательность формирования и реализации системы мероприятий региональной экономической политики может обеспечить целенаправленный характер регулирующих усилий государства, ориентированных на снятие социально - экономической напряженности в регионе[8,c. 94].

Государственное регулирование регионального развития распространяется на те сферы деятельности, которые имеют отношение к компетенции государственного уровня управления. К ним относится: политика природопользования; социальная политика и решение проблем занятости; развитие производственных систем, требующих централизованного управления; разработка государственных региональных программ развития; размещение государственных заказов на предприятиях региона на условиях, обеспечивающих экономические интересы предприятий и, соответственно, регионов; ценовая и кредитная политика; разработка правовых основ развития хозяйства; определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования процесса становления рынка в регионе; режим внешнеэкономической деятельности и др[2,c. 45].

Конкретные действия, образующие структуры государственного регулирования территориального развития, могут быть прямыми и косвенными, всеобщими и селективными.

На федеральном уровне чаще всего регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правого, социального, финансового, экономического и иного характера призвана:

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона