Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…………....3

Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона

1.1.  Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7

1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12

1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15

Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона

2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23

2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30

2. 3. Сравнительная  характеристика развития Алтайского края с другими регионами  СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36

Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона

3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46

3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52

3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58

Заключение……………………………………………………………………………62

Список использованной литературы……………………………………………..….64

 

Введение

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.

В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Одно дело - смена директивных подходов на рыночные взаимоотношения, другое - реальное состояние экономики в отдельном, конкретно взятом субъекте Федерации на момент преобразований. Состояние экономики регионов было различным, размещение производительных сил шло в интересах унитарного государства. Поэтому и была существенная разница между индустриально развитыми территориями и сырьевыми. Отсюда разные экономические возможности для переустройства и формирования производственных отношений и поддержания уровня жизни населения.

Одним из важнейших направлений региональной политики должна явиться государственная стратегия развития депрессивных регионов страны, то есть территорий, потерявших в силу различных причин свое значение в экономике страны, а кардинальные задачи их социально - экономического развития не могут быть решены рыночными методами хозяйствования без активного прямого и косвенного участия государства.

Такого рода государственное регулирование и поддержка может быть реализована в рамках специальной федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам, объединяющей усилия, как федерального центра, так и субъектов Федерации по развитию экономики регионов. Несмотря на появившийся в последнее время в отечественной научной литературе определенный интерес к выделению депрессивных регионов, анализ социально - экономической ситуации в субъектах Федерации не носит еще прикладного, рекомендательного характера для построения программ по выводу территорий в режим саморазвития или хотя бы снятия аномальной остроты проблемы.

 В основе исследования  стабилизации и развития региона  лежит теория, методология и практика  регионального воспроизводства. В разработке этих вопросов видное место занимают работы Гранберга А. Г., Фальцмана В., Синицына В. и др.

Проблемы выбора наиболее эффективных форм и методов хозяйствования в регионах различного уровня рассматриваются в работах Лариной Н. И., Кисельникова А. А., Лексина В. Н., Швецова А. И. и др.

Также информационную основу исследования составили публикации в периодических изданиях и монографиях, информация из специализированных изданий, размещенных в Интернете, статистические данные по Российской Федерации и Алтайского края, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, материалы министерства экономики Алтайского края и его муниципальных образований, материалы и аналитические данные научно-исследовательских организаций.

Несмотря на богатую научную литературу по проблемам регионального развития, многие его аспекты продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно разработанными. Наряду с большим количеством публикаций, связанных с исследованием проблем экономического развития регионов и построением программ регионального развития, мало работ по проблемам развития экономики депрессивных регионов.

Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики, теории регионального развития. В диссертации использовались приемы системного анализа и синтеза, методы структурного и факторного анализа, группировки и классификации, сравнительный, графоаналитический, экономико-статистический методы.

Общая цель исследования заключается в разработке подходов к совершенствованию управления экономическим развитием депрессивного региона (на примере Алтайского края).

В соответствии с этой целью, задачи данной научной работы сформулированы следующим образом:

-разработать принципы государственного регулирования территориального развития;

- исследовать организационные  и методические основы развития  экономики депрессивных регионов;

- рассмотреть факторы, влияющие  на снижение экономического состояния  региона

-  проследить, как влияет  использование прорывных технологий в социально - экономическом развитии депрессивного региона;

Объектом исследования выступает процесс управления социально-экономическим развитием депрессивного региона.

Предметом исследования являются управленческие и связанные с ними экономические и социальные отношения, возникающие в процессе вывода экономики региона из состояния депрессии.

Теоретической и методологической базой исследования послужили теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по следующим проблемам:

- регионального развития  экономики;

- региональной политики  и территориального управления;

- экономических и социальных  отношений, возникающих в процессе  целенаправленного позитивного  воздействия на экономику;

- динамики регионального экономического развития.

В основу решения задач и достижения целей исследования положены Конституция и Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и решения правительств Российской Федерации и Алтайского края, опубликованные в сети Интернет

В качестве информационной базы были использованы следующие источники: статистические материалы о развитии экономики России, Алтайского края, прогнозы, пояснительные записи к прогнозам социально - экономического развития Алтайского края.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно развивает методы, принципы регулирования регионального развития, позволяет обосновать стратегии выхода территориальных образований из кризисного состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона

  1. 1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования

ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.

Возникающее социальное напряжение в таких депрессивных регионах неизбежно выливается в рост радикализма, экстремизма, подпитывает терроризм и локальные конфликты.

Депрессивные регионы — территории, сильно и устойчиво отстающие от других по ведущим социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития, уровню жизни населения. Понятие "депрессивный регион" непривычно для нас. В каждом регионе существуют острые проблемы и принято полагать, что именно здесь они достигают самого высокого накала. Жители депрессивных районов невиновны в их упадке, поскольку чаще всего ресурсы этих районов (кадры, финансы, природные ресурсы и др.) перетекают по разным каналам в другие регионы и служат в них стимулом и фактором развития.

Организационная структура управления  является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупных звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы. Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму  организации системы, ее статику, тогда  как организационные  отношения обеспечивают тесноту и эффективность, организационные структуры  управления имеют  три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера имеет в свою очередь три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления  охватывает различные уровни корпоративного  (обобществленных собственников)  управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования – кооперативы, концерны, холдинги и др. Общественная сфера в настоящее время приобретает экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии. 

Такая типизация организационных структур обуславливает соответствующие организационные формы управления: министерства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные учреждения, обеспечивающие активность  структурных связей.

Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели. Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. 

Формирование рыночной экономики предполагает создание новых организационных отношений и структур управления.

В период перехода к рыночной экономике различие неминуемо приобретает размах территориальных диспропорций. Их невозможно ликвидировать, но представляется возможным уменьшить, сократить.

В настоящий период основными причинами роста территориальных диспропорций являются структурные диспропорции и сочетание негативных факторов. В первом случае регионы страдают от резкого спада производств, ведущих на территории, например военно-промышленного комплекса, машиностроения, легкой промышленности, то есть от внешних условий: уменьшения спроса на продукцию, сокращения государственного заказа и др. Во втором случае это могут быть: упадок престижа какого-либо вида труда, например сельского, неконкурентоспособность продукции (угля), концентрация беженцев, нестабильная социальная, политическая ситуация, разрушающая необходимый производственный климат, и т. д[3,c. 105]..

Правительства в этих случаях чаще всего прибегают к разработке и осуществлению общенациональной программы и отдельных программ помощи группам и конкретным депрессивным районам (в мировой практике подобные программы осуществляются даже в рамках региональных экономических союзов, объединений, например, в Европейском Союзе для отсталых районов аграрной направленности севера Испании и Италии, юга Фракции и др.). Задачами таких программ являются:

1) уменьшение различий между районами по темпам и уровню развития;

2) сдерживание нарастания территориальных диспропорций в территориальной структуре страны и т. д.

Страна должка компенсировать бедствующим районам убытки, порожденные их специализацией на невыгодных секторах хозяйства. Помощь депрессивным районам — не благотворительность, не снисхождение, а возвращение им того, что ушло от них в результате перераспределения национального богатства.

Депрессивность районов определяют через набор критериев (включающих 10-12 и более показателей), главными из которых являются:

-степень спада производства;

-душевой доход населения;

-уровень безработицы.

Отраслевая структура хозяйства любой территории относительно консервативна, и требуется определенный временной период для ее изменения в желаемом направлении. Чаще всего такие прогрессивные изменения связаны с развитием на территории отраслей высоких технологий. Высокие темпы экономического роста могут обеспечить регионы, которым удается наращивать производство и массовый сбыт продукции. Для этого продукция должна обладать высоким качеством и быть сравнительно недорогой, что достижимо при условии, если ее производители являются лидерами в научно-техническом прогрессе, в менеджменте, маркетинге. Приоритет бесспорно за технологиями. Поэтому регионы пытаются поддерживать высокотехнологичные производства и привлекать на свою территорию бизнес с высокими технологиями. Однако это требование не абсолютно, не однозначно по результатам для всех территорий. Для одних территорий "приход" высоких технологий будет способствовать их индустриализации, для других будет средством для выхода из депрессивного состояния, для третьих поможет сохранить достигнутые высокие темпы развития экономик[2,c. 45]и.

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона