Системный анализ в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами. Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).

Содержание работы

Контрольное задание 1 4
Т. 1.1. 4
Т. 1.2. 5
Т. 1.3. 6
П.1.1. 6
П.1.2. 7
П.1.3. 7
Контрольное задание 2 8
Т. 2.1. 8
Т. 2.2. 8
Т. 2.3. 9
П.2.1. 9
П.2.2. 10
П.2.3. 10
Контрольное задание 3 10
Т. 3.1. 10
Т. 3.2. 11
Т. 3.3. 11
П.3.1. 12
П.3.2. 12
П.3.3. 13
Контрольное задание 4 13
Т. 4.1. 14
Т. 4.2. 14
Т. 4.3. 15
Т. 4.4. 15
Т. 4.5. 16
П.4.1. 17
П.4.2. 17
Контрольное задание 5 18
Т. 5.1. 18
Т. 5.2. 18
Т. 5.3. 19
П.5.1. 19
П.5.2. 20
П.5.3. 20
Контрольное задание 6 20
Т. 6.1. 20
Т. 6.2. 22
Т. 6.3. 22
П.6.1. 23
П.6.2. 23
П.6.3. 24
Контрольное задание 7 24
Т. 7.1. 25
Т. 7.2. 25
Т. 7.3. 26
П.7.1. 26
П.7.2. 28
П.7.3. 28
Заключение 30
Список используемой литературы: 31

Файлы: 1 файл

системный анализ.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

 

Индивидуальное  задание

 

студенту (ФИО) Израилян Карине Андреевне

группы 2

Для выполнения практической части контрольных заданий 1–7 выбраны:

 

исходная проблема для  анализа

повышение качества жизни населения

 

проблемосодержащая система

Россия

«____» ________________ ________

 

Подпись студента ___________________________

Подпись преподавателя _______________________

                                              ФИО преподавателя

 

 

 

 

Оглавление

Контрольное задание 1 4

Т. 1.1. 4

Т. 1.2. 5

Т. 1.3. 6

П.1.1. 6

П.1.2. 7

П.1.3. 7

Контрольное задание 2 8

Т. 2.1. 8

Т. 2.2. 8

Т. 2.3. 9

П.2.1. 9

П.2.2. 10

П.2.3. 10

Контрольное задание 3 10

Т. 3.1. 10

Т. 3.2. 11

Т. 3.3. 11

П.3.1. 12

П.3.2. 12

П.3.3. 13

Контрольное задание 4 13

Т. 4.1. 14

Т. 4.2. 14

Т. 4.3. 15

Т. 4.4. 15

Т. 4.5. 16

П.4.1. 17

П.4.2. 17

Контрольное задание 5 18

Т. 5.1. 18

Т. 5.2. 18

Т. 5.3. 19

П.5.1. 19

П.5.2. 20

П.5.3. 20

Контрольное задание 6 20

Т. 6.1. 20

Т. 6.2. 22

Т. 6.3. 22

П.6.1. 23

П.6.2. 23

П.6.3. 24

Контрольное задание 7 24

Т. 7.1. 25

Т. 7.2. 25

Т. 7.3. 26

П.7.1. 26

П.7.2. 28

П.7.3. 28

Заключение 30

Список используемой литературы: 31

 

 

 

 

 

Контрольное задание 1

      Теоретическая часть

      Тема «Основные положения теории систем»

      Т. 1.1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.

      Ответ: Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами. Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).

      Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

      Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

      Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

      Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

      Фундаментальными эти свойства называются, потому-то они являются основными, без них не смогла бы существовать система.

 

      Т. 1.2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.

      Ответ: Специфическими свойствами системы являются:

    1. Иерархичность-  это «этажность» систем, ранжирование целей, определение приоритетов, наличие подчинительных связей. Этот принцип предусматривает неравенство составляющих систему частей, но именно его реализация обеспечивает эффективность жизнедеятельности системы в целом. В ней упрощается принятие решений и их целенаправленное выполнение, экономится время, повышается качество.
    2. Многомерность-система развития, объединяющая определенной зависимостью частные состояния или объёмы, находящиеся на разных стадиях совершенствования, и обеспечивающая им ступенчатое прогрессирование.
    3. Множественность- система представлена в виде совокупности различных режимных вариантов, каждый из которых реализует один определенный режим функционирования.
    4. Эквифинальность означает, что конечное состояние системы может быть достигнуто множеством различных путей.
    5. Мультифинальность означает, что одинаковые исходные условия могут привести к различным результатам.
    6. Контринтуитивность означает, что действия, направленные на достижение желаемого результата, могут иметь противоположный исход.

 

      Т. 1.3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют  функционировании и развитии социально-экономических систем.

Определяющую роль в системе  играют связи. Такие связи выступают  в трех типах: 
1). Информационный; 
2). Культурный; 
3). Условный.

 

     Практическая часть

      П.1.1. Обоснуйте выделение границ системы и ее цель (и). Поясните, с каких позиций будет проводиться системное исследование и почему.

      Ответ: Границы системы необходимы для того, чтобы определить, какие компоненты можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, а какие остаются вне его внимания. Проблема установления границ системы в целом и окружающей ее среды неразрывно связана с определением целей системы. Цель системы - желаемое состояние системы или желаемый результат её поведения. Если составить перечень всех компонентов, из которых должна состоять система, и установить для них ограничения, то все, что находится внутри ограниченного пространства, будет относиться к системе, а все, что находится за его пределами, - к окружающей среде. 

 

      П.1.2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации системы.

      Ответ: Так как речь в данной работе идет о повышении качества жизни населения, то говоря о внутренней среде, можно назвать следующие основные признаки:

-уровень цен на продовольственные товары и услуги; 
-динамика различных видов доходов, сбережений; 
-улучшение системы бесплатного обслуживания; 
-изменение налогообложения, личных доходов; 
-структурные изменения в потребности населения; 
-условия жизни и трудовой деятельности; 
-требовании моды и меняющимися вкусами и привычками потребителей; 
-совокупность демографических характеристик населения.

 

      П.1.3. Определите и обоснуйте состав внешней среды системы. Перечислите используемые вами признаки классификации составных частей надсистемы.

      Говоря о внешней среде качества жизни, следует указать следующие аспекты, ведущие к ее повышению: 

  • Повышение прожиточного минимума;
  • Борьба с безработицей;
  • Снижение налогов;
  • Усовершенствования в области здравоохранения и образования.

 

Контрольное задание 2

Теоретическая часть

Тема «Методология системных исследований в экономике»

      Т. 2.1. Сформулируйте исходные допущения системного анализа.

      Ответ: Исходные  допущения системного анализа:

  1. В мире существуют системы;
  2. Системное описание истинно;
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано;
  4. Следовательно мир — это тоже система.

 

      Т. 2.2. Обоснуйте характерные особенности системных исследований в социально-экономической сфере.

      Ответ: Термин «системные исследования» означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведения сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучение связей и взаимодействия между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы — добиться единого понимания изначально сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения многих научных дисциплин.

      Эти системные исследования сами по себе могут и не быть исследованием системы, т.е. изучением систем, состоящих из многих частей. Ученый, практикующий системный метод, заинтересован в понимании одной системы — например, Земли как системы, в то время как тот, кто изучает науку о системах, или сложные системы, ищет принципы, применимые ко всем этим системам.

      Т. 2.3. Дайте определения понятий «ментальная модель», «институт», «ментальная ловушка», «институциональная ловушка». Приведите примеры.

      Ответ:

      Ментальная модель- модель, которая используется для обозначения спонтанно формирующихся структур субъективного опыта.

      Институты – систематизированные, общеизвестные, практически используемые и признанные (хотя и не всегда формально утвержденные) формы взаимодействия социальных агентов, имеющих установку на поддержание взаимодействий в соответствии с правилами и нормами, которые так или иначе закреплены в этих формах.

       Ментальная ловушка- это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было.

      Институциональная ловушка- неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт.

      Практическая часть

      П.2.1. Охарактеризуйте заинтересованные стороны. Сформируйте проблематику системного исследования.

      Ответ: В проблеме повышения качества жизни заинтересованными сторонами будут являться  правительство страны и народ. Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. Целью же исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения.

      П.2.2. На основе базовой методики системного анализа разработайте методику ad-hoc. Обоснуйте вашу разработку.

Ответ: Для нахождения корневых причин проблем и выработки системных решений по их устранению, системным аналитиком должна быть разработана методика ad-hoc (применительно к конкретному случаю). Удобно отталкиваться при этом от базовой методики системного анализа, в которой выделяются следующие условные шаги: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения.

 

      П.2.3. Перечислите формальные и неформальные институты, генезис которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы.

    Ответ:   В рамках выбранной проблемы, нужно изучить такие институты:

  1. Экономические институты;
  2. Политические институты;
  3. Институт семьи.

Контрольное задание 3

      Теоретическая часть

      Тема «Процедуры системного анализа»

     Т. 3.1. Охарактеризуйте процедуру целеполагания.

      Ответ: Целеполагание — это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно: 
— выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель — средства достижения — результат конкретного вида деятельности»; 
— предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

 

      Т. 3.2. Охарактеризуйте процедуру декомпозиции.

      Ответ: Декомпозиция — научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.

      Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.

 

      Т. 3.3. Охарактеризуйте процедуру измерений.

      Ответ: Процедура измерений- детальное описание процесса измерения в соответствии с одним или несколькими принципами измерения, с заданным методом измерения, основанное на выбранной модели измерения и включающее все необходимые расчеты для получения результата измерения.

Информация о работе Системный анализ в экономике