Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики Алтайского края из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………....3
Гл. 1. Основные понятия теории депрессивного региона
1.1. Депрессивный регион, как объект государственного регулирования….............7
1. 2. Факторы, влияющие на снижение экономического состояния региона……....12
1. 3. Государственное регулирование – стратегический фактор экономического развития……………………………………………………………………………...….15
Гл. 2. Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного ркгиона
2. 1. Экономическое состояние Алтайского края в современный период(2004-2009 гг.)………………………………………………………………………………………..23
2. 2. Динамика социально –экономических показателей Алтайского края за 2004- 2008 года………………………………………………………………………………..30
2. 3. Сравнительная характеристика развития Алтайского края с другими регионами СФО в современный период (2009 г.)……………………………….….36
Гл. 3. Организационные формы и механизмы управления экономическим развитием депрессивного региона
3. 1. Прорывные технологии социально – экономического развития региона…………………………………………………………………………………46
3. 2. Организационные формы « оздоровления» экономики Алтайского края нашего времени………………………………………………………………………………...52
3. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края….58
Заключение……………………………………………………………………………62
Список использованной литературы……………………………………………..….64

Файлы: 1 файл

курсовиха.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Формирование предпосылок для устойчивого роста экономики включает в себя стимулирование инноваций, поддержку малого бизнеса, создание хорошего инвестиционного климата. Малый бизнес является наиболее благоприятной средой для инноваций. Вместе с этим малое предпринимательство приобретает в условиях кризиса особую значимость, так как помимо роста производства дает новые рабочие места[11,c. 99].

Новое направление -  это стимулирование научно-исследовательской деятельности предприятий. Финансирование мероприятий инновационного характера увеличено в 7,7 раза. В формировании среды, способствующей развитию в регионе инновационной экономики, особая роль отводится Бийску[20].

Основной акцент в работе по улучшению в крае  инвестиционного климата будет сделан на восстановление деловой активности предприятий через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Расчет здесь – на рост потребительского спроса, который оживит экономику.  

33 проекта программы направлены  на развитие промышленности с  общим объемом финансирования 9 млрд. рублей. Это в 2,3 раза выше фактического уровня 2008 года. В планах администрации - модернизация ряда важных для края производств. В сельском хозяйстве наиболее значимым является проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», общая сумма инвестиционных вложений в который оценивается в объеме 590 млрд. рублей. В 2009 году из этой суммы планируется освоить 97 млрд. рублей.

В стратегии долгосрочного развития Алтайского края в качестве одной из главных целей определено обеспечение динамичного роста и качественно иного уровня конкурентоспособности аграрного комплекса. Заложены крупные социально и экономически значимые инвестиционные проекты. В частности, завершено строительство первой очереди комплекса «Алтайский бройлер».

 Проект предполагает  увеличение объемов государственной поддержки. В том числе использование средств Инвестиционного фонда РФ. На 2009 год только в области животноводства и растениеводства краем заявлено 19 инвестпроектов общей стоимостью более 20 млрд. рублей. Наиболее экономически значимые из них – вторая очередь «Алтайского бройлера» стоимостью 2,8 млрд. рублей, животноводческий комплекс на 1200 голов дойного стада в Хабарском районе стоимостью 400 млн. рублей, животноводческий комплекс в Немецком национальном районе на 2000 голов стоимостью 500 млн. рублей. Возводится вторая очередь на 4000 голов животноводческого комплекса «Западное» в Ключевском районе стоимостью 2,5 млрд. рублей. Принято решение о предоставлении кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов, как свиноводческий комплекс «Алтаймяспром» на 300 тысяч голов и 30 тысяч тонн мяса в год, общей стоимостью 3,2 млрд. рублей. Завершаются подготовительные мероприятия по инвестпроекту «Алтайский бекон», который будет производить 20 тысяч тонн продукции ежегодно[3,c. 105].

Прогноз на 2009 год: рост производства в АПК на 105,7 % (по итогам первого полугодия индекс составляет 107,9 %). Это выше, чем записано в комплексной программе.

Для нашего края принципиально важно, что наши власти научились внятно работать с федеральным центром, понимать все приоритеты и акценты, разрабатывать организационные формы оздоровления экономики края, которые центр расставляет при реализации государственной политики распределения федеральных ресурсов. 

Мы постепенно выходим на то, ради чего программа комплексного социально-экономического развития Алтайского края и создавалась. Ее смысл – улучшение качества жизни человека[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 3. Финансово – инвестиционная база развития экономики Алтайского края

Стратегическая задача для Алтайского края  – воссоздание экономики на новых инновационных началах, и тем самым создание базы для дальнейшего качественного роста.

Механизмы инвестирования в крупные и системо - образующие инновационные проекты обеспечили динамичное развитие алтайской промышленности. В 2007 г. промышленные предприятия при участии средств краевого бюджета, направляемых на субсидирование части банковской процентной ставки, получили 2 млрд. рублей банковских кредитов.

В сравнении с 2005 г. объем инвестиций в экономику увеличился в 2007 г. почти в три раза, размер средней заработной платы – на 57%. Уровень безработицы снизился с 9,0% до 6,5%. Рост внешнеторгового оборота края в прошедшем году составил 144% (1 290 млн. долларов США), причем объем экспорта почти втрое превысил объем импорта. Устойчивые темпы развития региональной экономики обеспечили укрепление бюджетной системы, а это, в свою очередь, позволило увеличить финансирование социальной сферы. По итогам года доходы консолидированного бюджета края из всех видов источников ставили 47 млрд. рублей, что на треть выше уровня предыдущего года. На содержание и функционирование социальной сферы направлено более 27 млрд. рублей, то есть 60% расходной части бюджета. В ходе реализации национального проекта «Образование» заметно укрепилась материально-техническая база образовательных учреждений. Финансовые ресурсы, дополнительно поступившие в край по линии этого проекта, составили почти 1,5 млрд. рублей. Увеличилась заработная плата педагогов и классных руководителей. Общеобразовательные школы за 2006 – 2007 гг. существенно пополнились современным оборудованием.

Темп роста инвестиций в основной капитал в Алтайском крае превышает среднероссийский и среднесибирский уровень (128,2% против 121,1% и 122,3% соответственно). Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» способствует росту жилищного строительства в крае. В 2007 году за счет всех источников финансирования в крае введено 598,6 тыс. кв. мобщей площади. По объемам ввода в эксплуатацию жилья край стабильно занимает 5 место в СФО и 30 место в Российской Федерации.

Основным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в Алтайском крае, является недостаток инвестиций как непосредственно в инновационную сферу, так и в предприятия традиционных отраслей, что определяет недостаточный уровень их инновационной активности.

К началу 2008 года удалось улучшить финансовое положение предприятий промышленности. Доля прибыльных организаций в сфере обрабатывающих производств в 2007 году впервые за годы реформ достигла уровня 70,3%, а сальдированный финансовый результат в 4,8 раза превысил показатели 2006 года (производство кокса, производство пищевых продуктов, химическое производство, производство фармацевтической продукции, обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов и др.). Улучшение финансово-экономических показателей большинства промышленных предприятий в докризисный период характеризовалось ростом оборотных активов, в том числе их денежной составляющей (118,3% и 120% соответственно), а также сокращением просроченной кредиторской задолженности предприятий. Улучшилась платежеспособность и финансовая устойчивость промышленных предприятий. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в сфере обрабатывающих производств в целом в этот период перешел в область положительного значения, коэффициент автономии приблизился к рекомендуемому значению (50%), а в таких видах, как производство кокса, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и неметаллических минеральных продуктов, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования данные показатели имели значение в пределах нормативного.

Особенно значительный рост инвестиций отмечен в производстве кокса, химическом производстве, производстве литья и готовых металлических изделий, транспортных средств, электронного и оптического оборудования[19].

К положительным тенденциям в промышленном производстве следует отнести рост добычи полезных ископаемых (индекс промышленного производства составил 151,0% к 2006 году), что благоприятно отразилось на экономике и социальной сфере юго-западных территорий Алтайского края (Рубцовский, Змеиногорский районы).

Опережающими темпами рос индекс промышленного производства по следующим видам деятельности: добыча полезных ископаемых (151,0%), обрабатывающие производства (111,7%). Только за 2007 год на предприятиях промышленности введено 2411 рабочих мест, получено прибыли в размере 2670,4 млн. руб.

К началу 2008 года удалось улучшить финансовое положение предприятий промышленности. Доля прибыльных организаций в сфере обрабатывающих производств в 2007 году впервые за годы реформ достигла уровня 70,3%, а сальдированный финансовый результат в 4,8 раза превысил показатели 2006 года (производство кокса, производство пищевых продуктов, химическое производство, производство фармацевтической продукции, обработка древесины, производство резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов и др.). Улучшение финансово-экономических показателей большинства промышленных предприятий в докризисный период характеризовалось ростом оборотных активов, в том числе их денежной составляющей (118,3% и 120% соответственно), а также сокращением просроченной кредиторской задолженности предприятий. Улучшилась платежеспособность и финансовая устойчивость промышленных предприятий. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в сфере обрабатывающих производств в целом в этот период перешел в область положительного значения, коэффициент автономии приблизился к рекомендуемому значению (50%), а в таких видах, как производство кокса, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и неметаллических минеральных продуктов, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования данные показатели имели значение в пределах нормативного.

Финансовая стабилизация большинства промышленных предприятий благоприятно отразилась на их инвестиционной привлекательности и инновационной активности.

Как показывает анализ докризисного периода, развивающиеся предприятия и предприятия со стабильным финансовым состоянием и устойчивым положением на рынке производили 44% объема промышленной продукции в Алтайском крае.

Вместе с тем эффективность промышленного производства остается на низком уровне. Сохраняется ситуация, когда собственных средств для расширенного воспроизводства, обновления основных производственных фондов и технологий, повышения конкурентоспособности продукции у большинства анализируемых предприятий нет, что характеризует отмеченный в этот период промышленный рост как преимущественно экстенсивный[19].

 

 

 

 

Заключение

Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства.  

В настоящее время происходит смена парадигм регионального экономического развития и региональной политики, осуществляется поиск путей повышения эффективности управления территориальным развитием, новых форм, методов и механизмов участия региональных органов власти в управлении территорией. Вместо традиционных теорий регионального развития обосновываются и становятся теоретической основой современной региональной политики российского правительства концепции межрегиональной конкуренции, инновационного развития регионов, территориально-кластерного подхода, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции. Задействование пространственных факторов экономического роста в настоящее время обусловливает актуальность формирования эффективной региональной политики в России. При этом приоритетное финансирование регионов-доноров создаст заинтересованность у регионов с низкой долей дотационности выйти на бездотационное развитие, активизируя внутренние источники экономического роста, расширяя практику воспроизводства и взаимодействия ресурсов на территории.

На мой взгляд, в настоящее время необходима целенаправленная работа по повышению уровня инновационного развития регионов, обеспечению их необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, возможностями подготовки кадров нужной квалификации, научными базами. Инновационная трансформация региональных экономик должна начаться с формирования единого инновационного пространства федеральных округов, где легче учесть условия, снижающие восприимчивость регионов к инновациям, создать возможности совместного использования мощностей созданных научных баз.

Экономика Алтайского края – это сложившийся многоотраслевой комплекс. В структуре валового регионального продукта существенно преобладают доли обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли.

Инвестиционная политика Алтайского края направлена на формирование максимально выгодных условий для привлечения инвестиций: совершенствование форм государственной поддержки бизнеса, развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической), укрепление экономических позиций края внутри России и за рубежом, обеспечение правопорядка.

Экономика Алтайского края, как и страны в целом, переживает сложный период, связанный с мировым финансово-экономическим кризисом. Сегодня ситуация в отдельных секторах экономики сохраняется напряженной. Влияние кризиса дифференцированно отразилось на социально-экономическом положении регионов. Но качественные изменения, произошедшие в годы экономического подъема в отдельных секторах экономики края (модернизация пищевой промышленности и сельского хозяйства, диверсификация экономики), в текущих условиях позволяют смягчать неблагоприятное воздействие кризиса.

Несмотря на богатую научную литературу по проблемам регионального развития, многие его аспекты продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно разработанными. Наряду с большим количеством публикаций, связанных с исследованием проблем экономического развития регионов и построением программ регионального развития, мало работ по проблемам развития экономики депрессивных регионов.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гончаров В. А. Рациональнее использовать производственный потенциал пищевой промышленности/В. А. Гончаров // Экономист. 2000. №11

2. Губанов С. Н.  Производство: условия конкурентоспособности / С. Н. Губанов // Экономист. 2008. № 9

3. Гутман Г. В., Мироедов  А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой/ под ред. Г. В. Гутмана. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики./под ред.  А.Г. Гранберга - М., 2000.-458 с.

 5. Костяев А., Никонова Г. Стратегическое управление региональным АПК // АПК: экономика и управление. 2000, №9

6. Ларина Н. И., Кисельников А. А.Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие./НГАЭиУ. М.:ОАО «Издательство»Экономика». 1998. – 172 с.

7. Лексин В.Н., Швецов А.И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития/ под ред. А. И. Швецова. – М.:ПБОЮЛ,2006. – 396 с.

8. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. - М.: Экономика, 1998.

9. Пансков В.Г. О некоторых проблемах местного самоуправления // Финансы, 1999. №3

Информация о работе Анализ состояния экономики Алтайского края, как депрессивного региона