Анализ розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия розничной торговли, понять сущность и изучить ее функции.
Объектом изучения является Общество с ограниченной ответственностью «Аннушка».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность, понятие, выделить основные функции розничной торговли;
- изучить классификацию основных форматов розничной торговли;
- рассмотреть факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие сущность и основные функции розничной торговли.................4
1.2. Форматы розничной торговли и их квалификация…...……………….....12
1.3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли………………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ООО «АЛЕНУШКА»
2.1. Характеристика магазина и особенности построения торгового предприятия………………………………….……………………………….....23
2.2.Особенности розничной продажи товаров на предприятии……………..28
2.3. Рекомендации по усовершенствованию розничной торговли…………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа розничная торговля.docx

— 102.33 Кб (Скачать файл)

- вкусы и предпочтения  потребителей;

- доход потребителей;

- цены на родственные  товары;

- ожидания потребителей;

- количество потребителей  и частота покупок;

- торговая марка;

- реклама;

- насыщенность рынка данным видом товара.

       Определение предложения на товары, то есть сколько нужно выпускать продукции, прежде всего, зависит от спроса потребителей. И также как и спрос, предложение зависит от цены на эту продукцию. Есть и другие факторы, влияющие на предложение:

- наличие товаров заменителей;

- наличие товаров-комплементов (дополняющих);

- уровень технологий;

- объём и доступность  ресурсов;

- налоги и дотации;

- природные условия;

-ожидания (инфляционные, социально-политические);

- размеры рынка.

       В зависимости от количества спроса и предложения формируется ассортимент товаров и услуг.

       Непосредственная целенаправленная продажа товаров осуществляется на местах розничной торговли или переносных пунктах (лотки, тележки). Главным условием совершения операции купли-продажи в розничной торговле является наличие кассового аппарата и кассового чека. Это позволяет защищать свои права покупателям, если попался некачественный товар.[14]

       Еще одним из больших плюсов в торговле является торговое и послепродажное обслуживание. В большинстве случаев покупатель выбирает то место торговли, где его хорошо обслуживают, да еще и в случае неисправности или поломки товара осуществят замену или почин этого товара. Например, гарантия на домашнюю технику, которая может включать в себя не только саму непосредственную продажу, но также и доставку, сборку, настройку и ремонт в случае поломки.

Также к функциям розничной  торговли можно отнести:

·       организацию  закупок и завоза товаров;

·       оплату поступивших товаров;

·       осуществление  операций по хранению, маркировке и  установлению цен на товары и услуги;

·       выполнение расчетов с покупателями.

        Важным условием для покупателя является доступность товара, то есть пришел в магазин и купил, что необходимо. Поэтому функцию закупки товаров у оптовиков и их транспортировку до места продажи берет на себя розничное торговое предприятие. Ведь главное для продавца – это чтобы покупатель остался довольным и удовлетворенным и, в дальнейшем, чтобы он ходил именно к этому продавцу за товаром. И раз розничное предприятие закупает и транспортирует товар, следовательно, он же его и оплачивает. А также осуществляет операции по хранению, маркировке и установлению цен на товары и услуги. От условий хранения зависит качество товара.

        Хранение товаров – это процесс размещения товара в складском помещении, содержание и уход за ним в целях обеспечения его качества и количества. Качество товара – это совокупность потребительских свойств товара. Потребительское свойство товара – это свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.[10]

       Отсюда следует, что от качества товара зависит спрос на него и удовлетворение потребностей потребителей.

       Маркировка – это нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать его от других объектов или сообщить об особых его свойствах. Маркировка позволяет отличить один товар от другого и очевидно, что человек возьмет тот продукт, на котором хорошо, не разглядывая, видна маркировка. [12]

       Функция установления цен на товары и услуги является связующим звеном между продавцом и покупателем. Ведь от цены зависит, купят товар или нет.

        Цена должна устанавливаться таким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой – способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов.

       Последняя стадия доведения товара до потребителя – это расчет розничного торгового предприятия с покупателями. Он производится в наличной – деньгами или безналичной форме – кредитными картами.

        Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[14]

        Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

       Услуги торговли включают:

1)   реализацию товаров;

2) оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

3) информационно-консультационные услуги;

4) создание удобств покупателям.

    Кроме того, процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

·       формирование ассортимента;

·       приемка  товаров;

·       обеспечение  хранения;

·       предпродажная  подготовка;

·       выкладка товаров;

·       предложение  товаров покупателю;

·       расчет с покупателем;

·       отпуск товара.[8]

       Все эти функции отражают деятельность розничной торговли в условиях рыночной экономики. И надлежащее выполнение их является важной  составляющей для успешной и выгодной торговли для обеих сторон и для государства в целом.

       Безусловно, не всякое отдельно взятое розничное предприятие может обеспечить реализацию на высоком уровне всех перечисленных выше функций. Этот уровень в каждом конкретном случае во многом зависит от формы и состояния предприятия розничной торговли.

 

    1. Форматы розничной торговли и их квалификация

 

        Рассмотрим классификацию форматов, применяемых сегодня в российской и в западной практике. Необходимо сразу отметить, что поскольку рынок цивилизованной розничной торговли развивается за рубежом веками, западные классификации форматов розничной торговли весьма подробны, детализированны и стройны. Наиболее подробные американские классификации включают более полутора десятков только лишь продуктовых форматов. Задача классификации форматов, используемых в России, осложняется еще и тем, что наряду с современными торговыми организациями в нашей стране, особенно на рынках малых городов, достаточно активно действуют торговые организации, сформировавшиеся еще в советское время, – этакие «осколки советской торговли». 

       Существует большое множество классификаций форматов розничной торговли. (табл.1)

                                                                                                        Таблица 1.

Основные типы форматов розничной торговли.

Тип

Описание

Специализированные магазины

Предлагают узкий спектр продуктов с широким ассортиментом

Универмаги, супермаркеты

Предлагают несколько  разновидностей продуктов, каждый тип  товара продается в своем отделе

Небольшие магазинчики

Небольшие торговые заведения, располагающиеся вблизи живых кварталов

Магазины, торгующие по сниженным  ценам дискаунтеры)

Предлагают стандартный  ассортимент товаров по более  низким ценам, поскольку имеют возможность  устанавливать меньшую долю прибыли  за счет большого оборота

Магазины «бросовых цен»

Закупают и продают  товар по более низким ценам, чем  обычные магазины. Обычно торгуют  непроданными остатками, избыточными  товарами и т.п.

Фирменные магазины

Принадлежат и управляются  фирмами- производителями и продают их продукцию

Независимые магазины

Принадлежат частным предпринимателям, либо являются подразделениями крупных  розничных корпораций

Оптовые клубы

Продают ограниченный ассортимент  продуктов со значительными скидками своим членам, который платят ежегодные  взносы.

Супермагазины

Направлены на более полное удовлетворение потребностей людей  в постоянных покупках продуктов  питания и прочих товаров. Поэтому  предлагают широкий спектр дополнительных услуг – прачечные, химчистки , ремонт обуви.

Комбинированные магазины

Представляют собой вариант  супермаркета в сфере лекарственных  препаратов. В таких магазинах  комбинируются продовольственные  и лекарственные отделы.

Гипермаркеты

Занимают в среднем 20 тыс. кв.м и объединяют в себе принципы супермаркета, дискаунтера и оптовой торговли

Выставочные залы

Предлагают широкий ассортимент  фирменных, хорошо продающихся товаров  с высокой марочной премией, на которые однако, устанавливаются сниженные цены.


               Источник: Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть.

 

       Исходя из вышеизложенного, вывод, что розничная торговля подразделяется на торговлю продуктами питания и торговлю потребительскими товарами. Поэтому классификацию форматов розничной торговли мы будем рассматривать в этом разрезе. Далее выделим основные формы, а также рассмотрим понятия российской розничной торговли продуктами питания.

       Розничная торговля продуктами питания представляет собой конечное звено в цепочке создания стоимости продуктов питания на пути к потребителю. McKinsey & Company определяет всего восемь форм розничной торговли продуктами питания в России.(табл.2)

 

 

 

                                                                                                        Таблица 2.

Основные формы российской розничной торговли продуктами питания

Форма торговли

Описание

Гастрономы

Торгующие через прилавок магазины площадью менее 500 кв.м, построенные до 1991 года.

Универсамы

Торгующие через прилавок магазины площадью более 500 кв.м, построенные до 1991 года.

Сельскохозяйственные рынки

Рынки, торгующие главным  образом свежими овощами и  фруктами.

Супермаркеты

Магазины самообслуживания с 5 и более кассовыми аппаратами, в том числе гипермаркеты и  магазины складского типа.

Мини-маркеты

Магазины самообслуживания с менее чем 5кассовыми аппаратами.

Оптово-розничные рынки

Торговля из контейнеров, главным образом продуктами длительного  хранения.

Киоски и павильоны

Торгующие через прилавок магазины небольшой площади, построенные  после 1992 года.

Уличные торговцы

Граждане торгующие на улице.


 

       Дадим классификации видам форм розничной торговли, возникшие в советский период:

       Гастрономы – торгующие «через прилавок» (не самообслуживание) магазины площадью менее 500 кв. м, составлявшие главную форму розничной торговли в советские времена. В российских магазинах с такой формой торговли покупатели сначала выбирают продукты у прилавка, затем оплачивают товар в отдельно расположенной кассе, получают чек и в обмен на этот чек получают выбранный товар у прилавка. Та же самая система действует в описанных ниже универсамах. Система торговли через прилавок, требующая на 30–40% больше обслуживающего персонала, чем система самообслуживания, и отрицательным образом сказывающаяся на объеме реализуемой продукции, поскольку лишает покупателя доступа к товару, является самой главной причиной низкой производительности труда в этой форме торговли. Магазины, отнесенные нами к категории гастрономов, можно разделить еще на две группы: специализированные магазины, торгующие такими продуктами, как, например, молоко, хлеб или рыба, и универсальные магазины, продающие разнообразный ассортимент продовольственных товаров (часто носящие название «Продукты»).

       Универсамы – торгующие через прилавок магазины площадью более 500 кв. м, которые строились в густонаселенных районах крупных городов. Универсамы играли роль универсальных продуктовых магазинов, где в одном месте можно купить все необходимые продукты (большое число товарных позиций).

       Сельскохозяйственные рынки – рынки с рядами прилавков, с которых продавались свежие сельскохозяйственные продукты. Поскольку цены на сельскохозяйственных рынках подчас были в три раза выше цен в гастрономах, эта форма была недоступна для большинства населения советских времен. Однако после того как на смену искусственному ценообразованию, характерному для плановой экономики, пришло рыночное ценообразование, уровни цен на сельскохозяйственных рынках и в гастрономах выровнялись.[21]

       Формы розничной торговли, появившиеся после 1992 г.:

       Супермаркеты – магазины самообслуживания с пятью или более кассовыми аппаратами, включая гипермаркеты и магазины складского типа («кэш-энд-кэрри»). Торговая площадь таких магазинов обычно составляет свыше 800 кв. м.

       Мини-маркеты – магазины самообслуживания с менее чем пятью кассовыми аппаратами. Их площадь обычно меньше площади супермаркетов, примерно 200–600 кв. м Расположенные преимущественно в центре городов, мини-маркеты платят высокую арендную плату и, как следствие, предлагают дорогую продукцию, которую могут себе позволить только обеспеченные слои населения.

        Оптово-розничные рынки – рынки, состоящие из свободно стоящих контейнеров и киосков и продающие главным образом продукты длительного хранения как розничным, так и оптовым покупателям. Число контейнеров на одном рынке может достигать пятисот.

        Киоски и павильоны – новые закрытые торговые точки, построенные из готовых конструкций, часто расположенные на тротуарах или на открытых местах вблизи станций метро. Киоски отличаются меньшими размерами, торговая площадь не превышает 10 кв. м и торгуют через окно, павильоны же имеют бульшие размеры (торговая площадь до 20–60 кв. м) и имеют вход для покупателей. Основной ассортимент реализуемой продукции включает напитки, кондитерские изделия и другие товары широкого спроса.

       Уличные торговцы – граждане, торгующие главным образом продуктами длительного хранения, раскладывая их на открытых прилавках или прямо на улице.[6]

 

1.3. Факторы, формирующие объем и структуру оборота розничной торговли.

 

       Факторы, воздействующие на цикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

Информация о работе Анализ розничной торговли