Анализ основных подходов к управлению на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Как известно, стимулирование представляет собой совокупность мер, которые побуждают людей к работе, направляют и поддерживают их в достижении определенных целей. Традиционно стимулирование разделяют на материальное и нематериальное. Последнее приобретает все большую популярность среди руководителей, в связи с активными действиями по сокращению затрат на персонал и повышению эффективности и рентабельности производства. Если денежное вознаграждение призвано «компенсировать» работникам их труд, то нематериальное стимулирование необходимо для демонстрации человеку его социального и профессионального признания в компании.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Нематериальное стимулирование: сущность, формы………………………..4
1.1 Сущность нематериального стимулирования персонала…………………..4
1.2Основные направления нематериального стимулирования персонала……8
1.2.1. Моральное стимулирование………………………………………...12
1.2.2.Организационное стимулирование…………………………………..13
1.2.3. Стимулирование свободным временем……………………………..14
1.3 Преимущества и недостатки……………………………………………15
1.4. Формирование нематериальной мотивации в компании…………………16
2. Анализ Сбербанка России……………………………………………………20
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..20
2.2 Миссии и цели предприятия…………………………………………23
2.3 Организационная структура предприятия………………………….24
2.4 анализ внешней и внутренней среды предприятия………………...26
2.5 Swot-анализ………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 118.73 Кб (Скачать файл)

Среди нематериальных стимулов, активно используемых в практике стимулирования персонала российских и зарубежных организаций, широко распространены:

- официальное признание заслуг: награждение почетными грамотами, значками, медалями, помещением на доску почета; объявлением благодарности, вручение подарков «за заслуги», присвоение званий: почетного работника, ветерана предприятия, передовика в какой- либо профессии или в типе поведения (активность, новаторство, преданность).

Выражение признательности  за хорошо выполняемую работу является действенным средством поощрения. Исследования подтверждают, что выражение  признания очень важно для  морального духа людей и их настроя  на высокую отдачу в работе. Герцберг говорил о том, что признание со стороны руководителя является вторым по значимости мотиватором реальных достижений работника.

По данным Strategic Management Journal, эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20% и значительно сократить текучесть персонала. [6]

Самым простым средством  выражения признания является похвала. К похвале человек не привыкает (в отличие от денег), поэтому использовать похвалу можно часто. Менеджеров в США учат чаще находить поводы для того, чтобы хвалить своего подчиненного, отмечая даже небольшие  успехи достигнутые им в работе. На одном российском текстильном предприятие была реализована программа по обучению бригадиров принципам использования методов морально стимулирования.

Сейчас многие организации  почувствовали необходимость вернуться  к хорошо знакомым, но позабытым  методам морального стимулирования, стараясь максимально полно использовать все имеющиеся возможности для  поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала.

- предоставление возможности для творчества: освобождение от рутинных обязанностей; перевод на более интересный участок работы; выделение ресурсов под творческую задачу; назначение руководителем проекта нововведений и т.д.

- привлечение  работников к управлению: вопросы к сотрудникам на предмет внесения предложений по решению различных проблем предприятия; делегирование полномочий и т.п.

Хорошо стимулирует инициативу идея самоуправления.[7]Люди работают лучше всего, когда они руководствуются собственной мотивацией. Человек, разделяющий цели и ценности своего предприятия, способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и контролировать себя.

Руководителю нужно создать  условия для проявления индивидуальности и самостоятельности в работе. Необходимо поручать  людям такое  дело, выполнение которого вызовет  у них чувство профессионального  и личного удовлетворения;

- изменение статуса работника: назначение на руководящую должность; включение в кадровый резерв на продвижение; присвоение категории; перемещение в другое подразделение; предоставление дополнительных полномочий и т.д.;

- улучшение условий труда и режима работы: улучшение психофизиологических и эргономических условий труда ; внедрение новых технологий, учитывающих человеческих фактор; представление свободного графика работы и т.д. ;

- совершенствование стиля руководства и методов управления: неформальное использование стимулирующих воздействий , коммуникаций, эмоциональной окраски делового общения;

- формирование организационной культуры. Стимулирующее воздействие орг.культурой происходит медленно , но имеет огромную стимулирующую силу.

Специалисты исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru, заинтересовались вопросом: какие методы нематериального стимулирования являются для нынешних работников наиболее предпочтительными?[8] Оказалось, что для большинства опрошенных достойным заменителем материального стимулирования стал бы дополнительный выходной, отгул, или незначительное сокращение рабочего дня. В пользу гибкого графика работы и хороших бытовых условий в офисе высказались по 29% респондентов. При этом, к числу тех, для кого поощрением выступает улучшение рабочего графика, можно отнести еще 16% опрошенных. А для 14% респондентов важна возможная помощь работодателя в личных делах, как например, содействие в устройстве ребенка в садик.

Конкурсы и соревнования, красивое название должности и фотография на доске почёта вызывают у опрошенных гораздо меньший энтузиазм, а именно 7%, 3% и 5% соответственно. Даже простая публичная благодарность от руководителя, по мнению 19% респондентов, возымеет многим больший положительный эффект.

Помимо уже перечисленных  немногочисленные доли (7%) респондентов назвали в числе мотивирующих факторов карьерный рост, человечное отношение к сотрудникам, корпоративный  отдых, беспроцентную ссуду, своевременную  оплату труда или же возможность  учиться за счёт организации.

1.2.1. Моральное стимулирование

Моральное стимулирование- это регулирование поведения  работников на основе предметов и  явлений, отражающих общественное признание, повышающих общественное признание, повышающих престиж работников.

Моральное стимулирование осуществляется посредством следующих методов: информирование персонала, организации  корпоративных мероприятий, награждений (официальное признание заслуг), регулирование взаимоотношений  в коллективе.

Информирование как механизм стимулирования персонала посредством  систематического обеспечения правильно  подобранной правдивой информацией  базируется на осуществлении подбора, обобщения, оформления и распространения  визуальными и вербальными средствами разнообразных сведений, преимущественно  позитивного содержания, (например, о заслугах и достижениях конкретного  работника, о целях работы коллектива, о благотворительных проектах и  результатах спонсорской деятельности организации). Основные задачи информирования персонала состоят в том, чтобы:[9]

  • транслировать нормы, ценности, ориентиры организационной культуры в широкие массы работающих;
  • своевременно сообщать сотрудникам о событиях в жизни организации;
  • способствовать формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  • способствовать формированию командного (корпоративного) духа в организации;
  • способствовать повышению уровня лояльности сотрудников;
  • способствовать осознанию сотрудниками своей роли в коллективе.

Неотделимой частью своеобразия  компании являются проводимые в ней  корпоративные мероприятия - праздники, тренинги, тимбилдинг. И они являются не столько способами "развлечь" сотрудников, сколько инструментами морального стимулирования персонала, элементами формирования внутреннего имиджа компании. Эксперты называют одним из самых эффективных методов транслирования корпоративных ценностей корпоративные праздники.

Не менее известным  и популярным средством неформального  корпоративного общения и сплочения  коллектива является сегодня тимбилдинг (в пер. с англ. team building - построение команды). Поскольку на практике организовать тимбилдинг предлагают не только компании, специализирующиеся на проведении внутрифирменных тренингов, но и компании, занимающиеся корпоративными праздниками, то тимбилдингом часто называют и сессии стратегического планирования, и дискуссионные командообразующие тренинги, и "веревочные курсы", и игровые развлекательные программы, и корпоративные праздники. Но в отличие от развлекательных мероприятий, тимбилдинг является развивающим тренингом, направленным не только на эмоциональную разгрузку, но и на развитие деловых и личных качеств участников.

Одним из значимых методов  морального стимулирования является официальное  признание заслуг посредством награждения  лучших работников (коллективов) за отличия  в труде, значимые для деятельности организации (общества) и поэтому  поощряемые публично и официально. [10]

1.2.2.Организационное стимулирование

Организационное стимулирование – это регулирование поведения  работника на основе изменения чувства  удовлетворенности трудом.

Организационное стимулирование направлено на изменение чувства  удовлетворенности трудом и осуществляется посредством следующих методов : повышения качества трудовой жизни, управление карьерой, вовлечение персонала в процесс управления, организации соревновании.

Повышение качества трудовой жизни- это метод организационного стимулирования, направленный на целесообразное расширение свободы работающих в реализации интеллектуального и творческого потенциала личности посредством трудовой деятельности.

Управление деловой  карьерой – это комплекс мероприятий по планированию, мотивации и контролю служебного и профессионального роста работников, управление поступательным продвижением работника по служебной лестнице, связанным с изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения по результатам трудовой деятельности работника. Цель- добиться полной реализации потенциала работников как личностей, как носителей профессиональных способностей.

Вовлечение в  процесс управления - этот метод организационного стимулирования предполагает совместную деятельность персонала на различных уровнях управления – в группах подразделениях, департаментах, организации в целом.

Трудовое соревнование- это метод, состоящий в организованном состязании сторон (работников, подразделений, коллективов) в достижении одной и той же цели. Цель- повышение производительности труда на основе лучшей организации и выполнения всех видов работ.

1.2.3. Стимулирование свободным временем

Стимулирование свободным  временем - это регулирование поведения  работника на основе изменения времени  его занятости. Суть регулирования  заключается в предоставлении работнику  реальных возможностей в реализации профессиональных интересов без  ущерба для личной жизни и отдыха.

Цель стимулирования свободным  временем – поощрение работников за высокую производительность труда  и трудовую отдачу, за достижение трудовых успехов путем создания особых условий занятости, среди которых основное место занимают предоставление дополнительного времени отдыха, установление гибких режимов рабочего времени, применение гибких форм занятости.

Возможны два варианта поощрения работников за сэкономленное  рабочее время. Первый - материальный, второй - фактор свободного времени. В  первом случае работник получает коллективную премию за снижение издержек на оплату труда в стоимости готовой  продукции. Во втором случае сэкономленное  рабочее время присоединяется к  отпуску, предоставляемому в удобное  для работника свободное время.

Стимулирование свободным  временем, к сожалению, пока не получило в отечественной практике достаточного распространения. Несмотря на серьезный  стимулирующий эффект фактора свободного времени, руководители предприятий  редко обращаются к нему, а некоторые  вообще не понимают, как можно его  использовать в управлении производственным коллективом. Тем не менее, это очень  действенный стимул, который должен в полной мере использоваться в организации  производственного процесса. 

По данным наблюдений, на неэффективные затраты рабочего времени (простои) приходится четвертая  часть рабочего дня. Поэтому для  предприятия выгоднее разрешить  персоналу уходить с работы досрочно, чем платить ему за простои.

Несмотря на то, что в  деловом мире фактор рабочего времени  считается одним из эффективных  трудовых стимулов, предприниматели  не слишком охотно его применяют. Ведь для них это дополнительные организационные хлопоты, определенный риск нарушить производственный ритм, сроки исполнения заказов. Для многих из них использование этого метода вообще выглядит слишком неординарным делом.

1.3 Преимущества и недостатки

«+»:

1.Систему нематериальной стимуляции можно рассматривать как одно из конкурентных преимуществ компании.

2. Не требует значительных денежных затрат.

3. Большое значение имеет неформальное общение, дружба между коллегами.

4. Эффективная система стимулирования позволяет раскрыть потенциал каждого сотрудника.

«-»:

1. В случае, если у сотрудника преобладает нематериальная мотивация, при потере интереса к ним он также легко покинет компанию.

2. Недостижимые бонусы.

3. Нематериальная мотивация служит хорошим дополнением к материальной, однако не заменяет ее полностью.

4. технологии нематериальной мотивации требуют постоянного обновления.

 

 

1.4 Формирование нематериальной мотивации в компании

Прежде чем приступить к рассмотрению методики формирования нематериальной мотивации в компании, выделим несколько аспектов, которые  позволят специалисту по персоналу  точнее позиционировать нематериальное вознаграждение среди других элементов  стимулирования, определить его значимость для организации и сотрудников:

1. Нематериальная мотивация  служит хорошим дополнением к материальной, однако не заменяет ее полностью. Компания должна обеспечить работникам приемлемый (средний по рынку) денежный доход для поддержания ими определенного уровня жизни и комфортные условия труда. Человек, имеющий непогашенный кредит или другие денежные обязательства (например, содержание семьи), вряд ли с восторгом воспримет уменьшение зарплаты в обмен на дополнительные немонетарные блага.

Информация о работе Анализ основных подходов к управлению на предприятии