Административно-распорядительные методы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение административно-распорядительных методов муниципального управления. В связи с этим в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить характеристику, принципы и функции муниципального управления;
2. Рассмотреть направления эффективности административно-распорядительных методов муниципального управления;
3. Выявить проблемы реализации административно-распорядительных методов муниципального управления в современных условиях.
4. По результатам исследования сделать выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы административно – распорядительного метода муниципального управления…………………………………………………………………. 5
1.1Сущность административно – распорядительного метода муниципального управления……………………………………………………………………. 5
1.2 Правовые основы организации административно - распорядительного метода муниципального управления………………………………………… 9
1.3 Формы применения административно – распорядительного метода муниципального управления………………………………………………… 11
Глава 2. Практические аспекты применения административно-распорядительного метода муниципального управления.……………………………………… 15
2.1 Социально-психологические аспекты функционирования муниципального органа………………………………………………………….. 15
2.2 Применение административно-распорядительного метода в системе управления Каширского района г. Москвы…………………………………….. 19
Глава 3. Проблемы и перспективы применения административно-распорядительного метода Каширского района г. Москвы.…………………........................................................ 23
Заключение………………………………………………………………… 26
Список литературы …………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Административно-распорядительные методы муниципального управления.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

7) обеспечение достаточных  доходов и соответствующего им  уровня удовлетворения потребностей  людей в жизненных благах;

8) привлечение непосредственно  населения к процессу управления  муниципальным образованием, финансированию  социально-экономических программ развития территории и другие. [24, с. 112]

Специфика управленческой деятельности на уровне муниципальных  образований ставит в повестку дня  вопрос о подготовке нового поколения  управленцев, отвечающих современным  профессиональным требованиям, способных работать в новых условиях, находить оптимальные решения в различных ситуациях, брать на себя ответственность.

 

 

1.2 Правовые основы организации административно - распорядительного метода муниципального управления

 

 

Административно — распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

Юридическое воздействие  заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных  законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных  актов федерального и местного значения;

2) на нормативно-директивные и  методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя);

3) на планы, программы и задания;

4) на оперативное руководство. [23, с. 102]

В систему законодательных актов входят конституционные и федеральные законы, указы президента, постановления правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной власти для обязательного применения на территории всей страны и ее отдельных субъектов.

Законодательные акты федерального значения должны быть объединены в систему, основными  целями которой являются: повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов; применение современных методов экономического регулирования и менеджмента.

В систему законодательных актов  регионов входят аналогичные федеральным акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их сущность. Основное требование, предъявляемое к региональным нормативным актам, — это отсутствие противоречий федеральному законодательству.

В систему нормативно-директивных  и методических документов организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.


Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, так как они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации.


 

 

1.3 Формы применения административно – распорядительного метода муниципального управления

 

 

Применительно к практике деятельности муниципальных образований (например, по формированию и исполнению муниципального заказа), методы управления за расходованием средств местного бюджета через муниципальный  заказ условно можно разделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

Организационно-правовые методы —  это прямые нормативно- распорядительные воздействия на субъекты муниципального заказа в форме постановлений (распоряжений) представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, решений конкурсной (котировочной комиссии) по вопросам формирования, размещения, исполнения, контроля муниципального заказа; установления правил, регулирующих процессы торгов (конкурсов), выработки стандартных процедур и правил управления муниципальным заказом. [19, с. 105]

Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым  объектам или лицам (решение представительного  органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

К числу других методов прямого  административного воздействия  следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного  воздействия относятся способы  регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.).

Выделяются пять основных форм власти: [12, с. 82]

1. Власть, основанная  на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо насущной потребности.

2. Власть, основанная  на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть  примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная (традиционная) власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.

Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понимается любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение и ощущения другого человека. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству — это убеждение и участие.

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения, а участие — форма влияния, при которой руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать подчиненному свою волю, а просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. [17, с. 84]

По мере развития системы  местного самоуправления сфера действия прямых административных указаний сокращается  и расширяется воздействие косвенных  методов управления.

А. С. Гаврилов считает, что  деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. [14, с. 98]

Административные методы реализуются путем прямого воздействия  руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем  организации производства, квалификацией  и культурой работников, принимающих  решения. Чем полнее представлены эти  параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

В современных условиях применение административных методов  предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное  представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким  бы то ни было волюнтаризмом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практические аспекты применения административно-распорядительного метода муниципального управления


 

 

2.1 Социально-психологические  аспекты функционирования муниципального  органа

 

 

Каширский район - муниципальное образование на юге Московской области России.

Административный центр - город Кашира.

Администрация Каширского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по предметам ведения Каширского района.

Органами администрации  являются:

  • коллегия администрации района;
  • структурные подразделения администрации;
  • территориальные структурные подразделения - сельские администрации, администрация г. Кашира.

Стиль управления в администрации  Каширского района можно охарактеризовать больше как директивный. Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Организационное воздействие руководителя на процесс управления - это, по сути, влияние руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что исключает всякое взаимоотношение управляющей у управляемой систем [11, с. 38].

Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно  выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Управленческие решения  разрабатываются и принимаются  главой администрации.

Особенности принятия решения  в администрации Каширского района:

Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения  должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей  технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Наличие у управленцев  умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

Необходимость уметь  выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.

В процессе деятельности администрации Каширского района ежедневно  возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.

Известный факт, что решение  одной проблемы часто само собой ведет к решению с ней сопряженных проблем, аналогично происходит, когда эта проблема возникает и остается долгое время. Многие трудные проблемы имеют такое происхождение. Они не могут решиться, так как тянут за собой необходимость решения ряда других.

Конфликты в исследуемой  организации выполняют как конструктивные функции, способствующие интеграции персонала  предприятия, так и деструктивные, которые могут угрожать стабильности социальной организации. Этот социальный феномен представляет собой процесс разрешения противоречий между малыми группами по поводу удовлетворения основных потребностей. Он возникает в тех случаях, если противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов; степень противоречия достаточно высока; противоречия осознаются индивидами или группами; противоречия возникают мгновенно или долго накапливаются.

Итак, один из возможных  конфликтов происходит между работниками  администрации и руководством, иначе  говоря, это конфликт между личностью  и группой.

Информация о работе Административно-распорядительные методы муниципального управления