Управление товарными запасами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является внедрение в систему управления эффективных методов управления товарными запасами.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «Перспектива»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации по улучшению управления товарными запасами.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 4
1.1. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 4
1.2. Классификация товаров 7
Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Перспектива» 11
2.1. Краткая характеристика предприятия 11
2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Перспектива» 12
2.3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 19
Заключение 21
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КурсоваяФМ.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)


Министерство образования РК

ГОУ СПО «Сыктывкарский  торгово-экономический колледж»

Предметно-цикловая комиссия

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Управление товарными запасами предприятия»

по дисциплине  «Финансовый менеджмент»

специальность 080302 «Коммерция» (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка гр. КТ – 41

 Терещук Полина Григорьевна

Руководитель: Сильченко В.А.


 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

 

оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 4

1.1. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 4

1.2. Классификация товаров 7

Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Перспектива» 11

2.1. Краткая характеристика предприятия 11

2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Перспектива» 12

2.3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 19

Заключение 21

Список используемой литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

Каждый предприниматель стремится  к получению максимально возможной  прибыли. Помимо факторов увеличения объёма производства продукции, продвижение  её на незаполненные рынки и др., необходимо выдвинуть проблему снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

Конечно, в традиционном представлении  важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. Но помимо этого  снижения издержек можно добиться и  при помощи снижения затрат на хранение запасов и складскую деятельность и при этом повысить оперативность  и гарантированность поступления  необходимых для бесперебойной  деятельности предприятия товаров.

В данной курсовой работе рассматриваются  формы товароснабжения, склады, управление товарными запасами и потоками, контроль состояния запасов, анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера  товарных запасов, рассмотрим показатели эффективности управления товарными  запасами и др.

Целью данной курсовой работы является внедрение в систему управления эффективных методов управления товарными запасами.

Работа предполагает выполнение следующих  задач:

1) изложить теоретическую сущность  формирования ассортимента и  управления товарными запасами;

2) изучить материалы практики  по розничному торговому предприятию  ООО «Перспектива»;

3)  рассчитать эффективность  работы предприятия;

4)  разработать конкретные рекомендации  по улучшению управления товарными  запасами.

Эффективная политика управления товарными  запасами и потоками позволяет:

- снизить складские издержки;

- повышает мобильность компании  и создаёт дополнительные ресурсы  для стратегического развития;

- гарантирует необходимое количество  сырья для бесперебойной деятельности  предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие.

Субъектом исследования является предприятие ООО «Перспектива»

В основе исследования поставленной проблемы лежит системный подход, позволяющий рассмотреть предприятие  в единстве его составных частей, неразрывно связанных с внешней  средой. При подготовке работы были использованы SWOT – анализ, графический метод, статистические методы исследования, финансовый анализ отчётности.

Информационной базой исследования послужили законодательные и  нормативные акты, регламентирующие деятельность российских предприятий; проведенные маркетинговые исследования внешней и внутренней среды предприятия; статьи из журналов «Управление магазином» , «Российское предпринимательство»,

 


газеты «Экономика и жизнь»; «Финансовая газета»; сборники, отчетность ООО «Перспектива».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами

1.1. Управление товарными запасами на предприятиях торговли

Процесс реализации товаров требует  постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов  позволяет торговому предприятию  обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую  политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует  поддержания на каждом предприятии  оптимального уровня и достаточной  широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного  хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов  торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.[12, с.5]

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться  суммой запасов в стоимостном  выражении, количеством запасов  в натуральном выражении или  размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах  оптовых покупателей, в розничном  — обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Для поддержания товарных запасов  на оптимальном уровне необходимо четко  налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные для оптовых предприятий  необходимые размеры товарных запасов  должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.[15, с.33]

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее  всего использовать электронную  вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет  сократить трудовые затраты, выявить  новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов  для магазинов устанавливаются  с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой  поставки и других факторов. Работники  магазинов следят за соответствием  фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров. [16, с.30]

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста  цен, появления новых, более совершенных  товаров и т.д.;

просчеты работников магазина при  определении потребностей в товарах;

низкое качество поставляемых товаров;

несоблюдение сроков завоза товаров  в магазин.

После выявления причин завышения  фактических запасов товаров  следует принять меры по ускорению  реализации этих товаров, а также  ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем  более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж  в других населенных пунктах. Излишки  завезенных товаров могут быть также  возвращены на склад оптовой базы.[10, с.86]

Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит  товароснабжение населения. Поэтому  в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое  распространение получает электронная  техника. В первую очередь, это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).[3, с.132]

 

1.2. Классификация товаров

В зависимости от однородности сырья  и материалов товары подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.

Важным признаком классификации  являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного  происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы  кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под  видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги —  женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты  и т.д.). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и  т.д.), т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина — количеством разновидностей товаров. Например, сравнительно узкий ассортимент товаров специализированных магазинов состоит из большого количества разновидностей соответствующих товаров и является более глубоким.

Товары классифицируют и по таким  признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и  характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

Информация о работе Управление товарными запасами предприятия