Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.
Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия……………………4
1.1. Товарная политика предприятия и
метод управления запасами «точно в срок»……………………………………………..4
1.2. Понятие запасов и их классификация……………………………………………………..5
1.3. Общая схема и параметры управления запасами…………………………………………7
1.4. Классическая модель расчета параметров заказа — ЕОQ модель……………………...10
1.5. Системы управления запасами……………………………………………………………12
1.5.1.Система с фиксированным размером заказа…………………………………………....12
1.5.2.Система с фиксированным интервалом времени между заказами……………………14
1.5.3.Система управления запасами с установленной
периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня………………………...17
1.5.4.Система «минимум-максимум»…………………………………………………………18
1.6. Динамические и стохастические модели управления запасами ...……………………..19
1.7. Методы анализа АBС и XYZ ……………………………………………………………..23
2. Применение моделей управления запасами на практике…………………………………24
2.1. Различные варианты модели EOQ………………………………………………………..24
2.2. Пример применения ABC анализа………………………………………………………..27
2.3. Расчет параметров и графическое моделирование системы управления
запасами с фиксированным размером заказа…………………………………………...28
2.4. Расчет параметров и графическое моделирование работы системы
управления запасами с установленной периодичностью пополнения
запасов до постоянного уровня …………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Балтийская государственная академия Рыбопромыслового флота1.doc

— 5.25 Мб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Логистика» на тему:

«Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2006

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Управление  запасами в логистике и товарная  политика предприятия……………………4

1.1. Товарная политика предприятия и

        метод управления запасами  «точно в срок»……………………………………………..4

1.2. Понятие  запасов и их классификация……………………………………………………..5

1.3. Общая схема и параметры управления запасами…………………………………………7

1.4. Классическая модель расчета параметров заказа — ЕОQ модель……………………...10

1.5. Системы управления запасами……………………………………………………………12

1.5.1.Система с фиксированным размером заказа…………………………………………....12

1.5.2.Система  с фиксированным интервалом времени между заказами……………………14

1.5.3.Система  управления запасами с установленной 

          периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня………………………...17

1.5.4.Система  «минимум-максимум»…………………………………………………………18

1.6. Динамические и стохастические модели управления запасами ...……………………..19

1.7. Методы анализа АBС и XYZ ……………………………………………………………..23

2. Применение моделей управления запасами на практике…………………………………24

2.1. Различные варианты модели  EOQ………………………………………………………..24

2.2. Пример применения ABC анализа………………………………………………………..27

2.3. Расчет параметров  и графическое моделирование системы управления

        запасами с фиксированным размером заказа…………………………………………...28

2.4. Расчет параметров и графическое  моделирование работы системы

       управления запасами с установленной периодичностью пополнения

        запасов до постоянного уровня …………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.

Непрерывность производства требует, чтобы постоянно находилось достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях материальных запасов.

Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, вплоть до работы с колес, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями  работы.

            Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товарно-материальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.

Изучение товарной политики предприятия,  её отслеживание и корректировка необходимо проводить в рамках политики предприятия, поскольку товарная политик также влияет на развитие предприятия, как и рациональное управление запасами.

В данной работе будут рассмотрены теоретические аспекты товарной политики и управления запасами,  будет рассмотрен вопрос, какое влияние оказывает товарная политика на управление запасами, рассмотрен метод управления запасами «точно в срок», само понятие запасы и их классификация, классическая модель расчета параметров заказа - EOQ модель, рассмотрены различные модели управления запасами, два метода анализа, часто используемые в логистике: ABC, XYZ-анализ. Теоретические аспекты будут раскрыты в первой части работы, во второй же части работы говорится о том, каким образом происходит расчёт параметров различных систем управления запасами и дается представление графического моделирования этих систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия

1.1. Товарная политика предприятия и метод управления запасами «точно в срок»

При разработке стратегии управления запасами учитывается товарная политика фирмы, предприятия. Что такое товар? Товар – это физический объект или услуга, а также символические частности и обязательства, которые могут удовлетворять нужды и потребности, принести выгоду покупателю. По этому определению товар рассматривается с точки зрения покупателя.

Покупатель покупает не только товар  как физический объект, но и услуги, которые сопутствуют его продаже. Другими словами, покупатель покупает удовлетворение той или иной своей  нужды или потребности. Следовательно, можно сказать, что товары материальны, а услуги абстрактны, но и первые, и вторые предназначены для удовлетворения потребностей покупателя и являются предметом изучения в коммерческой логистике [1].

В логистике понятие товар включает в себя фактический товар (в вещественной форме), а услуга – это приемы продвижения товара, стимулирования сбыта, производственные процессы, связанные с улучшением качества продукции и др.

Товар может выражаться в товарной единице, т. е. конкретном специфическом виде продукта. Существуют понятия товарный ассортимент и товарная номенклатура. Первое понятие – это группа товаров, тесно связанных между собой хотя бы одним признаком: общая потребительская группа, общий канал распределения, сходный диапазон цен. Второе понятие – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи.

Товарная номенклатура характеризуется  тремя показателями: шириной, глубиной и последовательностью (гармоничностью). Ширина товарной номенклатуры – общая численность различных ассортиментных групп, глубина товарной номенклатуры – число видов (вариантов) каждого отдельного товара в каждой ассортиментной группе. Последовательность (гармоничность) товарной номенклатуры означает степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения конечного использования, каналов распределения и других показателей.

Решения, принимаемые в рамках товарной политики, должны определять ряд следующих  позиций:

¨     номенклатуру товаров;

¨     глубину и ширину ассортиментных групп товаров;

¨     диапазон размеров каждого товара;

¨     качество товара;

¨     модификации товара;

¨     выпуск новых товаров;

¨     стандартизацию товара;

¨     количество каждого вида товаров, выпускаемое за определенный период времени, и др.

Товарная политика формирует запасы продукции на фирмах. Поэтому в  коммерческой логистике уместно  рассмотреть политику фирм в области  управления запасами. В связи с  этим обратимся к перспективному методу управления запасами "точно  в срок".

"Точно в срок" – это философия, которая может быть применена в логистике ко всем аспектам предпринимательства, включая производство, отгрузки и закупки продукции. Ядром этой философии является точка зрения, что все запасы нежелательны и они должны быть устранены или сведены к минимуму. Традиционная же политика представляет собой систему производства, при которой продукция имеется "на всякий случай" с тем, чтобы можно было удовлетворить непредвиденный на нее спрос. Такая практика очень дорогостоящая по причине содержания большой площади складских помещений для хранения запасов.

Возникает вопрос: строить ли на имеющейся  площади фирмы, предприятия складские  помещения для хранения запасов  или расширять производственные мощности, а с ними и выпуск продукции. Фирмы, предприятия, как правило, применяют второй вариант, поскольку метод управления запасами по принципу "точно в срок" связывает всю деятельность в процессе физического производства и распределения. Цель этого метода – производить и отгружать продукцию точно в срок для ее дальнейшего использования. Особое значение для реализации принципа "точно в срок" имеют такие аспекты, как закупки и производство вместе с контролем качества.

Принцип "точно в срок" применяется  к закупкам для сокращения или  устранения запасов. Предусматривается наличие нужного материала в соответствующем товарно-распределительном центре в требуемое время и доставка его на следующий день после заказа, причем в хорошем состоянии и без потерь.

Принцип "точно в срок" предполагает наличие нескольких надежных поставщиков на длительный срок с гарантией высокого качества обслуживания. Тесное сотрудничество между производителями и поставщиками предусматривает совместную работу в проектировании изделия, обеспечении контроля качества и стабилизированных графиков производства.

Для успешной реализации продукции  по этому методу большое значение имеет вид транспортировки и  отгрузки. Каждый вид транспортировки, естественно, имеет свои преимущества и недостатки относительно других видов. Например, автотранспорт эффективен при перевозке продукции мелкими партиями из товарно-распределительных центров в соответствии с графиком производства. Поэтому фирмы, предприятия стали в большей мере использовать автотранспорт, чем железнодорожный транспорт, сохранив за железнодорожным транспортом приоритет по перевозкам на большие расстояния. Просматривается также тенденция некоторых фирм при использовании метода "точно в срок" к сокращению количества поставщиков и их географическому приближению к своим предприятиям.

 

 

1.2. Понятие запасов и их классификация

Запасы как экономическая категория  играют важную роль в сферах производства и обращения продукции. Исследованию экономической сущности запасов посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных авторов. Даже изучив только одну работу К.В. Инютиной [5], прослеживается, что с переходом к рыночным отношениям меняется подход как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации.

В терминологическом словаре по логистике [6] материальные запасы определены как «находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного».

Классификация запасов производится по различным признакам:

По месту продукции в логистическом  канале (цепи) и ее виду укрупнено можно выделить запасы материальных ресурсов (МП), незавершенного производства (НП), готовой продукции (ГП), тары и возвратных отходов. Более детальная классификация по этому признаку может быть получена на основании схемы (рис. 4.1).

 

С позиции интегрального подхода  по отношению к базисным логистическим  активностям запасы подразделяются на запасы МР в снабжении, производственные запасы МР, НП и ГП, сбытовые (товарные) запасы ГП в системе дистрибьюции и совокупные материальные запасы.

Запасы в снабжении — это  МР, находящиеся в логистических  каналах (цепях) от поставщиков до складов  МР товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства ГП.

Производственные запасы — это  запасы МР и НП, предназначенные дли обеспечения выполнения производственного расписания в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы — это  запасы ГП, находящиеся на складах ГП фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиций общих издержек.

По отношению к основным комплексным  логистическим активностям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.

Складские запасы — это запасы продукции, находящиеся на складах  различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы (ЗЛС) как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы МР, НП или ГП находящиеся в процессе транспортировки от одного ЗЛС к другому или в пределах одного ЗЛС.

К специфическим складским запасам  относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.).

По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.

Текущий запас (часть запаса) —  основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховой или гарантийный запас (часть запаса) предназначен для  элиминирования логистических и  финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на ГП, невыполнением договорных обязательств по поставкам МР (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

Информация о работе Управление запасами в логистике и товарная политика предприятия